Индивидуальные особенности реагирования на стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:01, реферат

Краткое описание

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса.

Содержание

Введение
Виды стрессов
Стресс в жизни человека
Стрессоры
Виды (уровни) реакций человека на стресс 11

Заключение 19

Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат психология.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

                                         Содержание

 

   

Стр.

     
 

Введение

2

1.

Виды стрессов

5

2.

 Стресс в жизни  человека

7

3.

Стрессоры

9

4.

Виды (уровни) реакций  человека на стресс

11

 

Заключение

19

 

Список  литературы

20

     
     
     
     

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

 

Эмоциональная сфера  человека является особым классом психических  процессов и состояний, которые  отражают непосредственные переживания  индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса.

Понятие стресса первоначально  возникло в физиологии для обозначения  неспецифической генерализованной реакции организма — «общего адаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936 г.) – в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Понятие стресс обозначает комплекс ответных реакций человека при столкновении с ситуацией, подвергающей опасности его благополучие. Эти отклики индивида могут протекать на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Под стрессом иногда понимают также ситуацию высоких требований и ограниченных ресурсов. Последняя трактовка стресса описывает скорее некую чрезвычайную ситуацию, чем ответные реакции человека на неблагоприятные жизненные события.

Стресс вызывают все  серьезные события жизни: свадьба  и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы... Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорс коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома...

Жители крупных городов  сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины - интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую - более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Ситуации, предъявляющие  к людям требования, которые превышают  их обычный адаптивный потенциал, описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери. Каждая из этих ситуаций ограничивает активность индивида, предъявляет ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы. Словом, эти ситуации объединяет то, что все они выступают в качестве стрессоров, т. е. факторов, вызывающих стресс.

Вернемся, однако, к понятию «жизненные трудности» и дадим определения тем его вариантам, которые употребляются наиболее часто.

Негативные жизненные события - это инциденты, происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физической или психологической боли. Если же событие оказывается неожиданным и ошеломляющим, насильственным и опасным для жизни человека, то его определяют как травматическое событие. «Травма, – пишет Перри, – подразумевает внезапную, массивную и непреодолимую угрозу безопасности человека».

Такие острые, ошеломляющие, неожиданные, не поддающиеся контролю и управлению ситуации называют кризисами. Кризисы считаются наиболее сложной формой стрессора, так как несут в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости безотлагательного действия.

Естественно, что кризисы  тоже переживаются человеком как  негативные события.

Самой же серьезной и  драматической формой кризиса являются бедствия. Вот как определял бедствие Фриц: «событие, сконцентрированное во времени и в пространстве, когда общество или относительно самостоятельная часть общества подвергается суровой опасности и подвергает своих членов и физическую среду таким лишениям, что социальная структура разрушается и осуществление всех или некоторых важных функций становится невозможным. Таким образом, бедствие является событием, которое нарушает жизненные функции общества. Оно влияет на систему биологического выживания (питание, кровь, здоровье, воспроизводство), систему порядка (разделение труда, модели власти, культурные нормы, социальные роли), систему значений (ценности, общее определение реальности, механизмы коммуникации) и на мотивацию людей в пределах всех этих систем».

Негативные жизненные  события порой именуют катастрофическими, если интенсивность их влияния и скорость наступления настолько велики, что перемены, вызванные такими событиями, выходят за пределы обычных изменений среды, а последствия их воспринимаются как драматические.

Все эти события влекут за собой жизненные трудности. Все они создают для общества или индивида препятствия, преодоление которых требует значительных усилий, трудовых затрат и чрезмерного напряжения. Трудности эти бывают острыми, хроническими, разнообразными, наслаивающимися одна на другую, кумулятивными.

 

1. Виды стрессов

Г. Селье, который  ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.1 Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс как более сложное интегративное  состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида.2 Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Еще Селье  введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс – положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Согласно Селье ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать. Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

 

 

2. Стресс в жизни человека

Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются минимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду и жилье. Люди нуждаются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в областях, требующих яркой одаренности и упорства (наука, искусство, философия), встречается так же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями.

Средний гражданин страдал  бы от тоски бесцельного существования  точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлением к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его.

Лауреат Нобелевской  премии Альберт Сент-Дьердьи выразил  эту мысль очень четко: «Деятельность человека направляется стремлением к счастью. Счастье - это в значительной мере реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов. Удовольствие - это удовлетворение потребности, и не может быть большого наслаждения без большой потребности. Способность создает потребность использовать эту способность».

По мнению Г. Селье существуют типы людей различающихся по способу реакции на стресс. Он назвал одних "скаковыми лошадьми", других "черепахами". Люди первого типа чувствуют себя в стрессовых ситуациях, как "рыба в воде", т.е. они живут и счастливы только в быстром ритме жизни, любят острые ощущения.

Другой же тип людей ("черепахи") стремится к покою, тишине, постоянству, для них очень сложно пережить любое изменение в их устроенной, размеренной жизни.

Безусловно, молодому человеку легче выйти из стрессовой ситуации, без особого вреда для своего организма, поскольку его адаптационные возможности гораздо выше возможностей пожилого человека.

При дистрессе происходит разрушение организма человека, различного рода гормональные неувязки, поэтому  человеку нужно постараться найти выход из конфликтной ситуации, локализовать аффективное состояние.

Любой человек должен уметь защитить себя от вредных воздействий  дистресса" укрепляя свое физическое и душевное состояние. Г. Селье предложил собственный «рецепт» поведения, назвав его «альтруистическим эгоизмом»: необходимо думать о себе, но быть полезным и нужным другим, добиваясь хорошего к себе расположения окружающих.

Хорошо если стремление быть полезным и необходимым для  других людей, станет жизненным кредо каждого человека, однако не стоит доводить это стремление до абсурда, до альтруизма, т.к. это может привести к постоянной, пусть и неосознанной фрустрации из-за стресса.

Другая крайность –  слишком настойчивое и беспощадное  преследование своих целей может привести к серьезным проблемам, т.к. такой стрессовый подход к жизни неизбежно приводит к антагонизму и враждебности между людьми.

Людям среднего, пожилого возраста и молодым со слабой нервной  системой нужно вырабатывать у себя умение правильно оценивать свои силы и возможности. Человеку иногда достаточно привести себя на 10-15 минут в расслабленное состояние и отрешиться от внешнего мира, чтобы полностью восстановить силы.

 

 

3. Стрессоры

 

Любое событие может  вызвать стресс, и, как каждый мог испытать, такие события не всегда приходят поодиночке. Часто стрессовые события случаются одновременно. Сами по себе они стрессом не являются, но вызывают его и поэтому называются стрессорами. Стресс – отклик на стрессоры. Как только организм распознает присутствие стрессора, он пытается защитить себя.

Стрессоры классифицируются

1) по типу жизненных событий или по типу трудностей (финансовые, служебные, межличностные, связанные со здоровьем, со смертью близкого и т.п.),

Информация о работе Индивидуальные особенности реагирования на стресс