Интеллект и возможность его измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:14, реферат

Краткое описание

Часто декларируется, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его измерить беспредметны. Однако говорить так — значит не понимать самой природы науки. Мы вовсе не стремимся придать интеллекту материальность и в равной мере не утверждаем, что он «существует» в том же смысле, что и любой объект нашего окружения. Интеллект — научное понятие, такое же, как гравитация, эфир, электричество, химические связи, — все они не «существуют» в этом смысле, что, однако, не делает их менее ценными в качестве научных концепций. Понятия изобретены человеком с целью привнесения порядка в многоцветную и шумную сумятицу повседневных событий; их содержание не «существует» в общепринятом смысле— психологическое понятие «интеллект» не отличается в этом от концепций физики.

Содержание

1. Введение
2. Что такое интеллект и его составляющие
3. Различные взгляды на интеллект
4. Как исследуется интеллект
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Минобрнауки России.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

                                              Минобрнауки России

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

 

УГС – 080200. Экономика

Направление  подготовки – 080200.62. Менеджмент

Профиль – Производственный менеджмент

Факультет – Экономики и менеджмента

Кафедра – Производственный менеджмент

Учебная дисциплина:  Психология

 

Курс  1                                                                                                       Группа 6322

 

 

 

 

Реферат

Интеллект и возможность его измерения

 

 

 

 

Студенты         Калюжная Ю.В.

 

 

Руководитель     Кисличенко Т.В.             

 

                                                                                                                               

 

            

 

Оценка  за реферат    ___________          ____________________

                                                                      (подпись руководителя)

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

                                                   Содержание:

 

  1. Введение

 

  1. Что такое интеллект и его составляющие

 

  1. Различные взгляды на интеллект

 

  1. Как исследуется интеллект

 

  1. Заключение

 

  1. Список использованной литературы

 

 

                                                   Введение:

Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. Последние в значительной мере носят философский характер и, таким образом, не особенно влияют на работу экспериментатора. Часто декларируется, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его измерить беспредметны. Однако говорить так — значит не понимать самой природы науки. Мы вовсе не стремимся придать интеллекту материальность и в равной мере не утверждаем, что он «существует» в том же смысле, что и любой объект нашего окружения. Интеллект — научное понятие, такое же, как гравитация, эфир, электричество, химические связи, — все они не «существуют» в этом смысле, что, однако, не делает их менее ценными в качестве научных концепций. Понятия изобретены человеком с целью привнесения порядка в многоцветную и шумную сумятицу повседневных событий; их содержание не «существует» в общепринятом смысле— психологическое понятие «интеллект» не отличается в этом от концепций физики.

 

 

                             

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             

 

                        

 

                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список использованной литературы

 

  1. Аристотель трактат “О душе”

 

  1. Э.А. Голубева «Способности и индивидуальность», г. Москва, 1994г.
  1. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.

 

  1. О. В. Козловский “Диагностика интеллекта” ,2005г.

5.  Козырев В. И. Социальный интеллект как фактор управления организацией.  Ярославль, 2000г

 

6.  Г. Клаус «Дифференциальная психология обучения», г. Москва, 1984 г.

7. http//www.psychology.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Что такое интеллект и его составляющие

Интеллект (от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное  образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

  • объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,

  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,

  • сознание,

  • память.

Выделяются биофизические параметры «интеллектуальной энергетики»: количество информации, ускорение (частота, скорость) и расстояние её передачи, - с объединением их в «формулу интеллекта»

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

  • любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

  • глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

  • гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

  • логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

  • доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

  • критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

  • широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у негоксенофобии — боязни нового, непривычного.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

                         

Исследования показывает, что интеллект связан со многими, порой неожиданными на первый взгляд факторами, как:

  • Посещаемость школы.

  • Кормление грудью — у вскормленных грудью детей к 3-м годам намечается увеличение интеллекта на 3-8 пунктов.

  • Дата рождения — у тех ребят, которые родились в последние три месяца года, так как они вероятнее всего пошли в школу на год позже остальных, став, таким образом, в последних классах самыми взрослыми из всех.

  • Размер головы — современные нейрофизиологические техники демонстрируют, что черепной объем действительно связан с IQ.

 

 

 

 

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.).

Б.М. Теплов: «...способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять. Способность есть свойство, связанное с успешным освоением/ осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять...».

Действительно, интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:

  • интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход):

  • интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход);

  • интеллект как особая форма человеческой деятельности (иро- цессуально-деятел ьностн ый подход);

  • интеллект как продукт целенаправленного обучения;

  • интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);

  • интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход);

  • интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход);

  • интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

                               Различные взгляды на интеллект

Согласно Линде Готтфредсон интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи».

В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способностистатистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

Информация о работе Интеллект и возможность его измерения