Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:12, реферат
Цель исследования: выявить необходимость и продуктивность использования компьютерных технологий в психодиагностике личности студентов.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) подбор методик исследования;
3) проведение диагностики;
4) обработка и анализ полученных результатов;
Введение
Глава 1. Социально - психологические характеристики личности 6
1.1.Личность, индивид, индивидуальность 6
1.2. Самосознание личности, «Я - концепция» 7
1.3.Какого человека можно называть личностью? 10
1.4.Личность и социальные роли. 12
Глава 2. Использование компьютерных технологий для исследования личности. 14
2.1 Назначение и развитие вычислительной техники 14
2.2. Технология создания компьютерных тестов. 17
2.3. Психологические компьютерные тесты. 22
Глава 3. Практическая часть. 26
Самосознание. 26
Основные характеристики человека в юношеском возрасте. 27
Тема: «Исследование социально - психологических характеристик личности с помощью компьютерных технологий»
Оглавление:
Глава 1. Социально - психологические характеристики личности 6
1.1.Личность, индивид, индивидуальность 6
1.2. Самосознание личности, «Я - концепция» 7
1.3.Какого человека можно называть личностью? 10
1.4.Личность и социальные роли. 12
Глава 2. Использование компьютерных технологий для исследования личности. 14
2.1 Назначение и развитие вычислительной техники 14
2.2. Технология создания компьютерных тестов. 17
2.3. Психологические компьютерные тесты. 22
Глава 3. Практическая часть. 26
Самосознание. 26
Основные характеристики человека в юношеском возрасте. 27
Введение
В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.
Мы живем в век информации,
в век, когда происходит компьютерная
революция. Мы являемся свидетелями
того, что компьютеры, уже занявшие
прочные позиции во многих областях
современной жизни, быстро проникают
в школы и дома. Тема внедрения
технических и автоматизирующих
средств в образовательную
Основным потребителем этих услуг является молодежь - более 60% от числа российских пользователей Интернета. Информационные технологии открывают новые возможности для ее развития и самосовершенствования. Компьютерные игры и Интернет формируют новое сознание, стирая различия между менталитетом молодого поколения разных континентов, стран и национальностей, которое формирует собственное виртуальное мировое сообщество.
Информационные технологии являются мощнейшим двигателем прогресса. Ученые установили, что активное привлечение молодежи к их освоению способствует развитию творческих способностей, улучшению скорости реакции, быстрой ориентации в нестандартной ситуации.
В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философии, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.
Проявление такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется важным потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместимость таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и др.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть максимально эффективным.
Цель исследования: выявить необходимость и продуктивность использования компьютерных технологий в психодиагностике личности студентов.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) подбор методик исследования;
3) проведение диагностики;
4) обработка и анализ полученных результатов;
Глава 1. Социально - психологические характеристики личности
1.1.Личность, индивид, индивидуальность
Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож-но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии - практически для всех отраслей гуманитарного знания.
В психологии понятие личности является одним из ос-новополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, - подчеркивал он, - и все « психические процессы … протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависят от нее».[9]
Понятие «личности» соотносится с такими понятиями как «индивид», «человек», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет собой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.[4]
Личность - свободная индивидуальность,
проявляющая способности
Отличительными
Важным отличительным признаком личности является индивидуальность, то есть неповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальный облик, стиль жизни и деятельности человека, которые отличают его от других людей. Иначе говоря, личность имеет свою «Я - концепцию», неповторимый образ мышления, деятельности и поведения.[8]
1.2. Самосознание личности, «Я - концепция»
Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.
Самосознание личности формируется
очень рано. Оно основывается на
тех элементарных ощущениях младенца,
которые возникают, когда он направляет
действие на самого себя. Еще И.М. Сеченов
выделял возникающие в
Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5 - 3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ними событий. Начинает осознавать себя как субъект собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6 - 7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смотреть на себя со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризис непосредственности».
Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности как периода открытия «Я» для самого себя.
Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким - то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного образования - «Я - концепции».
«Я - концепция» объединяет все
знания человека о себе и то, как
он оценивает себя. Она существует,
но и на неосознанном уровне, отражая
неосознанные, представления только
в переживании установки
В «Я - концепции» обычно выделяют
три основных компонента - когнитивный,
эмоционально-оценочный и
1. Когнитивный компонент
«Я - концепции» - «образ Я» - характеризует
содержание представлений
2. Второй компонент - эмоционально-ценностное
отношение к себе - отражает отношение
человека к себе в целом
или к отдельным сторонам
3. Третий компонент «Я
- концепции» - поведенческий. Он
определяет возможность
«Я - концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношение к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее влияние они оказывают на личность.
Первоначально она складывается под влиянием представлений о ребенке, отношений к нему любящих его людей, прежде всего родителей. Как правило, родители любят ребенка ни за какие - то особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он - это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я - концепция» сама приобретает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие.
Таким образом, в процессе
жизни человека «Я - концепция» изменяется,
обогащается, но может и упрощаться,
меняется отношение человека к себе,
его возможности саморегуляции.
Однако в отличие от частных самооценок
«Я - концепция» является все же относительно
устойчивой. Устойчивость «Я - концепции»
обеспечивает внутреннюю согласованность
личности, ее цельность, последовательность
ее поведения, преемственность во времени.
Для человека очень важно иметь
устойчивую систему представлений
о себе, устойчивое отношение к
себе. Именно это позволяет ему
ставить перед собой
1.3.Какого человека можно называть личностью?
Л.И. Божович отвечала на этот
вопрос так: «человек, являющийся личностью,
обладает таким уровнем психического
развития, который делает его способным
управлять своим поведением и
деятельностью…Личность, достигшая
полного развития, характеризуется
наличием собственных взглядов и
отношений. Собственных моральных
требований и оценок, делающих человека
относительно устойчивым и независимым
от ситуативных воздействий среды.
Необходимой характеристикой
Таким образом, человек, достигший определенного уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т. е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.
Черты человека как индивидуальности
могут проявляться в