Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 07:42, реферат
Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России - в частности по целому ряду причин.
Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ века показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Реферат
по дисциплине:
«Политология»
Исторические формы демократии: происхождение, история, политические механизмы функционирования.
Выполнил: студ. 423 гр. Паньшин А.А.
Руководитель: Лазарев Яков
Екатеринбург, 2013
Введение
Проблема демократии является одной
из наиболее актуальных для современного
общества вообще, для России - в частности
по целому ряду причин.
Во-первых, исторический опыт второй половины
ХХ века показал, что страны с демократическими
режимами, как правило, добиваются больших
экономических успехов, чем страны с режимами
авторитарными. Это связано с тем, что
именно демократия создает наилучшие
условия для проявления инициативы, без
которой невозможно эффективное производство.
Во-вторых, правительства стран с демократическими
режимами обычно совершают меньше ошибок
в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях
властью и преступлениях против личности.
Другими словами, демократия - это своеобразный
защитный механизм общества от узурпации
власти. Демократия не всегда способна
выполнить эту защитную функцию. В условиях
кризисов дают сбои и демократические
механизмы, однако в развитых странах
это все же исключения из правила.
Самый сложный и многозначный по формам
реализации тип политического режима
- демократия. Уже семь столетий, начиная
с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено
в переводе аристотелевской «Политики»,
и до настоящего времени, не смолкают споры
о значении термина «демократия».
Понятие и сущность демократии.
Демократия – одно из наиболее употребляемых и в то же время не проясненных понятий политической жизни и политической науки. Известный специалист по проблеме, американский политолог, профессор Стэндфордского университета Филипп Шмиттер, в частности, заметил по этому поводу: «Совершенно очевидно, что демократия представляет собой очень емкое понятие, порой кажущееся аморфным и даже пустым. В разное время по отношению к ней употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, «опекунская демократия», «популярная демократия», народная демократия, консенсусная демократия. Все это - неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего».
В этой связи представляется весьма полезным прояснить конкретное содержание этого многогранного понятия. На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
1) Первый
подход - этимологический, т.е.
Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово «демос» одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия «демократия» снова от нас ускользает.
Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа?
2) Второй
поход - нормативный - состоит
в понимании демократии как
определенного идеала
Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы даже формальная свобода и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство - свободу).
3) Третий
подход - социально-политический - трактует
демократию как массовое
Слабость
этого подхода к пониманию
природы демократии заключается
в том, что остается неясной связь
массового устремления к
4) Четвертый
подход – так называемая «
5) Пятый
подход - негативный - рассматривает
демократию буквально как
Слабость этого подхода - в его очевидной односторонности, поскольку ни в одном социальном явлении, тем более таком сложном и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные стороны.
6) Шестой
подход - эмпирический (эмпирия - непосредственное
чувственное восприятие
С позиций
этого подхода демократия представляется
как форма правления, основанная
на свободной и честной
Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность.
Полезность же этого подхода состоит в том, что он выделяет некоторые наиболее общие признаки демократии как реального явления. С точки зрения известного американского политолога Р. Даля, современная развитая демократия опирается на семь основных институтов:
1) Суверенитет
народа и выборность высших
должностных лиц - т.е. народ
как высший источник власти
выбирает политических
2) Свободные
и честные выборы - т.е. выборы
с реальной конкуренцией и
равенством шансов
3) Всеобщее
голосование, т.е. положение,
4) Право
претендовать на выборные
5) Свобода
слова - т.е. граждане должны
иметь право свободно выражать
свое мнение по самому
6) Альтернативная информация - т.е. в демократическом государстве помимо официальных должны существовать альтернативные источники информации, к которым граждане могли бы регулярно обращаться;
7) Независимость
организаций - граждане должны
иметь право с целью защиты
своих интересов создавать
Все это, как принято сегодня считать, в совокупности и составляет сущность реальной демократии.
Основные исторические формы и современные теории демократии
Неоднозначность феномена демократии определяется не только расхождениями в понимании ее природы, но также длительной эволюцией ее исторических форм.
Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т.ч. в Совете рода, который выбирал руководителей рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов племени все решения принимал совет из старейшин и военных вождей, т.е. имело место аристократическое правление.
Таким образом, основными признаками родовой демократии являлись следующие:
1) Она
существовала в замкнутых
2) Отсутствовали
разделение управленческого и
исполнительского труда, не
3) Власть вождей и старейшин опиралась не на институты принуждения, а на традиции и моральный авторитет.
Очевидно,
что подобная форма демократии была
несовершенной и могла
Следующей
исторической формой демократии была
т.н. рабовладельческая афинская. Начало
ей положили знаменитые реформы архонта
(верховного правителя) Солона, которые
он осуществил в 6 в. до н э., перераспределив
земельные владения от аристократии
в пользу широких слоев свободных
граждан и закрепив их право собственности
законом. Как полагает известный
российский востоковед Л. С. Васильев,
именно в результате реформ Солона
возник общественный строй, опирающийся
на юридически закрепленную частную
собственность (чего не было нигде больше
в Древнем мире), и создались
условия для дальнейшего
1) Высшая
власть в полисе Афины
2) Правовое равенство свободных граждан (на рабов и мигрантов - неафинян (метеков) не распространялось);
3) Максимальное
снижение имущественных цензов
для участвующих в народном
собрании и поощрение
4) Могла
существовать только в
5) Могла
действовать только в
6) С
утратой авторитетных
Следующая
историческая форма демократии - демократия
т.н. классического либерализма, которая
утвердилась в Новое время
в результате религиозной Реформации,
свержения абсолютистско-
Родиной классического либерализма по праву считается Англия, где задолго до революции 1640 г. произошло ограничение ранее абсолютных прав монарха через подписание им Великой Хартии вольностей (1215 г.), существовал парламент, автономное местное управление и т.д.
Окончательно
же конституционно-либеральная
Основные принципы демократии классического либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т.д. Практически все вышеперечисленное входит в число характеристик современного либерализма как политической идеологии.
На основе этих принципов формируется современная модель т.н. либеральной демократии, основными характеристиками которой являются: