История развития и становления клинической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:28, реферат

Краткое описание

Становление клинической психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием, как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии. Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания. Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития и становления клинической психологии.docx

— 21.71 Кб (Скачать файл)

История развития и становления  клинической психологии

Клиническая психология -- обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя:

· оценку психического здоровья, организацию и проведение научных  исследований для понимания психических  проблем;

· разработку, проведение и  оценку психологической коррекции  и помощи (психотерапия).

 

Психотерапевтические методы клинической психологии:

· консультирование;

· индивидуальная психотерапия;

· семейная психотерапия;

· семейное консультирование;

· различные формы поддержки  людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Становление клинической  психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологической  науки связано с развитием, как  самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии. Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические  знания зарождались в недрах философии  и естествознания.

Возникновение первых научных  представлений о психике, выделение  науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах  и их нарушениях связано с развитием  античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге.

Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга  как органа психики. Им были разработаны  учение о темпераменте и первая классификация  человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных.

Следующим этапом развития клинической психологии являлись средние  века. Это был довольно длительный период, пронизанный безудержным  мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естествоиспытателей  и кострами инквизиции. Вначале обучение строилось на основе античной философии  и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля. Затем знание приходит в упадок, расцветает алхимия, и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в средние века опирается на философию  Фомы Аквинского. Развитие представлений  о психике на этом этапе резко  замедлилось.

Зарождение научной клинической  психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм Вундт основал  Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями клинической  психологии.

Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел понятие клинической психологии. После получения ученой степени в Лейпциге он вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета.

В 1896 г. он основал первую психологическую клинику при  университете Пенсильвании. В этом заведении, которое сегодня назвали  бы консультационно-педагогическим центром, в основном обследовались и лечились дети со слабой успеваемостью. В 1907г. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни медицинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями. Хотя Уитмер и дал название новой науке, он практически не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины.

В 1917г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических  психологов, которая в 1919г вошла  в Американскую психологическую  ассоциацию как клиническая секция.

Наряду с понятием клинической  психологии было введено используемое до сих пор в англоязычных странах  понятие Abnormal Psychology (в журнале «Journal of Abnormal Psychology», выходящем с 1907г.), которое отчасти применяется как синоним клинической психологии, а отчасти используется для психологических дефиниций и этиологических теорий психических расстройств.

Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль  Крепелин (1856-1926), который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Он решительно отказался от спекулятивных подходов, бытовавший в психопатологии того времени, и подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии.

Большую роль в развитии клинической психологии, особенно немецкоязычной, сыграл другой медик, а именно Зигмунд  Фрейд (1856-1939), открыв сферу психотерапии для не медиков и значительно  продвинув вперед психологическую  теорию возникновения психических  расстройств. Сначала он, как и  Крепелин, стоял на естественнонаучной позиции, но впоследствии обратился к герменевтическому, понимающему подходу.

Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой -- медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию клинической психологии. Но, кроме того, эти два имени знаменуют и два различных понимания клинической психологии, которые и по сей день нередко противостоят друг другу как в науке, так и в практике. Крепелин был сторонником эмпирической клинической психологии, а Фрейд -- приверженцем герменевтического научного подхода, нашедшего наиболее яркое выражение в глубинной психологии.

В России предпосылки возникновения  клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских  и русских психиатров конца XIX века (Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шаркен, П. Жане). В России патопсихологические исследования вели С.С. Корсаков, И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, В.Х. Кандинский и другие психиатры.

Первая психологическая  лаборатория в нашей стране была основана В.М. Бехтеревым в 1885г. при  психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института  им. Бехтерева.

Большую роль в становлении  клинической психологии как науки  сыграли идеи Л.С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпериным, и другими.

Развитию клинической  психологии в России серьезно способствовали такие выдающиеся отечественные  деятели науки как В.П. Осипов, Г.Н. Вырубов, И.П. Павлов, В.Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад  в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б.Д. Карвасарский.

Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А.Ф. Лазурский - организатор  собственной психологической школы. Благодаря ему естественный эксперимент  был внедрен в клиническую  практику, хотя разрабатывался им первоначально  для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы  клинической психологии:

1) патопсихология, возникшая  на стыке психологии, психопатологии  и психиатрии (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф.  Поляков и др.);

2) нейропсихология, сформировавшаяся  на границе психологии, неврологии  и нейрохирургии (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская и др.).

 

 

Предпосылки возникновения  клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских  и русских психиатров конца XIX века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский,В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основанаВ. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. 
Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки какВ. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.


Информация о работе История развития и становления клинической психологии