Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:56, реферат
В ходе работы над рефератом я ставлю перед собой следующие задачи и вопросы:
1Осмыслить понятие социальной психологии .
2.Когда и где была зарождена социальная психология?.
3. Какие науки связывает социальная психология?
4.Проследить развитие социальной психологии в отечественной и зарубежной истории.
1.Введение_________________________________________________3стр.
2.История становления и развития социальной психологии ________4стр.
2.1.История отечественной психологии _________________________5-11стр.
2.2.Становление современной социальной психологии за рубежом___11стр.
5.Заключение_______________________________________________12стр.
6.Список используемой литературы. _______________________
ФГОУ СПО
« Камышинский технический
По
дисциплине: социальная
психология
студентка группы Бух-209
Примаченко Е.В.
2011 год.
Содержание:
1.Введение____________________
2.История
становления и развития
2.1.История
отечественной психологии _________________________5-
2.2.Становление современной социальной психологии за рубежом___11стр.
5.Заключение__________________
6.Список
используемой литературы. ___________________________
Введение.
Я считаю, что невозможно понять науку, не изучив этапы становления социальной психологии в различных обществах. Поэтому из всех предложенных мне тем, мною была выбрана тема: « Истории социально- психологических учений». В ходе работы над рефератом я ставлю перед собой следующие задачи и вопросы:
1Осмыслить понятие социальной психологии .
2.Когда
и где была зарождена
3. Какие
науки связывает социальная
4.Проследить
развитие социальной
Найдя
ответы на эти вопросы, и решив перед
собой поставленные задачи, мы поймем,
откуда своими «корнями» исходит социальная
психология.
История становления и развития социальной психологии.
Социальная психология- это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно- психологических явлений, которые выступаю результатом взаимодействия людей (их групп) как представителей различных общностей.
Временной интервал | Этапы становления |
VI в. До н.э.- середина XIXв. | Накопление
социально-психологических |
50-60-е гг. XIXв. – 20-е гг. XX в. | Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знаний |
20-е гг. XX в. – настоящее время | Оформление социальной психологии как науки |
Таблица 1.Этапы становления социальной психологии.
В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины, и социальной психологии в том числе, приблизительно один и тот же – зарождение социально- психологических идей в рамках философии и постепенное отпочкование их от системы философского знания. В нашем случае через первоначальное отпочкование двух других дисциплин- психологии и социологии, давших непосредственно жизнь социальной психологии, превращение социальной психологии в самостоятельную дисциплину и возникновение, и развитие экспериментальной социальной психологии.
Современная
социальная психология возникла в начале
XX в. как реакция на «асоциальную» природу
общей психологии с целью социализации
психологии и « персонализации» в изучении
общества.
История отечественной психологии
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы:
В основе периодизации истории отечественной социальной психологии лежат общественно- исторические условия, логика развития самой психологии и развитие смежных научных дисциплин. По этим основаниям в истории отечественной социальной психологии выделяют четыре периода:
1-й период: становление социальной психологии.(60-е гг. XIX в. – начало XXв). Особенность первого периода было зарождение социально- психологических идей внутри естественных и общественных наук. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, поведении личность в группе и групповых процессах, общении и совместной деятельности. Эмпирические знания о поведении личности в группе и групповых процессах в этот период накапливается вне рамок собственно самой социальной психологии : в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев.
Так, в военной науке и практике выделялись психологические особенности воинского коллектива, психология толпы, психология полководца. В юридической науке и практике выделялись такие проблемы, как психология судебной деятельности; психология преступления и преступника. Значительное количество работ было посвящено изучению социально-психологических особенностей суда присяжных, общению и совместной деятельности в преступном мире и др. Аналогично западной социальной психологии в России развивалась идея «народной психологии» : был накоплен большой эмпирический материал при изучении языка, психологического склада, обычаев и напевов русского народа. В медицинской науке и психиатрической практике также формировался целый ряд социально-психологических идей. Они касались психологии личности больного человека и его взаимоотношений с другими людьми. Уникальный социально- психологический материал был получен при исследовании массовых психических явлений –кликушества, мерячия как явлений массового психического заражения.
Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представители общественных наук. В социологии выделилась целая психическая школа. Наиболее ярким представителем этой школы был Н.К.Михайловский. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Действующие силы социального развития- это герои-предводители и толпа. Герой (вожак) управляет толпой, он аккумулирует разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяется характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение. Михайловскому принадлежит первенство в разработке проблем подражания.
Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена в трудах Л.И.Петражицкого, одного из основателей субъективной школы в правоведении. Л.И.Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. Ученый полагал, что реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные феномены. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека- эмоции (Петражицкий,1908).
Выдающееся
значение в развитии социальной психологии
в русле естественных наук имеют
труды В.М.Бехтерева. Одна из его
работ, опубликованная в 1898 г. И посвященная
роли внушения в общественной жизни,
является по существу первой специальной
публикацией социально-
Бехтерев
выделил базовые признаки коллектива:
общность задач и интересов побуждает
коллектив к единству действий. Органическое
включение личности в общность привело
ученого к пониманию
Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применения анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.
2-й период: развитие социальной психологии.( 20-е гг. XX в. – середина 30-х гг. XX в.) Характерная особенность этого периода – поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществляется как в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, так и путем освоение марксистских идей и их применения к пониманию социально-психологических явлений
Развернувшаяся
в этот период общая дискуссия
об отношении марксизма и
При рассмотрении
вопроса о соотношении
Вторым
направлением социальной психологии в
этот период было исследование проблемы
коллективов. В создании теории коллективов,
их классификации, закономерностях
развития участвовали многие социальные
психологи(Б.В.Беляев,Л.Вызов,
3-й период: стагнация социальной психологии. ( Вторая половина 30-х гг.-середина 50-х гг;) Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии (т.к. все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять социально-психологические феномены и изучающую их науку) и резкой критикой идеологической направленности западной социальной психологии, полным расхождением в понимании общественных явлений, психологизаторством в социологии. Следует отметить также практическую невостребованность результатов социально-психологических исследований в то время и идеологическое давление на науку, которое нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП(б) 1936г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», вследствие чего были запрещены исследования в области педологии, сокращен объем работ в сфере психотехники и социальной психологии.
Информация о работе История становления и развития социальной психологии