Карл Рэнсом Роджерс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:00, биография

Краткое описание

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers, 1902–1987)-американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структурыличности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией»

Вложенные файлы: 1 файл

р карл рэнсом.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers, 1902–1987)-американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структурыличности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией»

 Родился в большой семье, где кроме него росли еще четыре брата и сестра. В детстве главной страстью мальчика было чтение — читать он мог часами, «глотая» все подряд: приключенческие книги, словари, энциклопедии. Поэтому в неполные семь лет Карла сразу зачислили во второй класс. Кстати, в этой школе учился Эрнест Хемингуэй, живший по соседству, там же Карл познакомился с Хелен Эллиот, ставшей спустя 15 лет его женой.

Окончив школу, Роджерс поступает  в Висконсинский университет, чтобы  изучать сельское хозяйство (у родителей была большая ферма). Однако за время учебы его интересы меняются: он увлекается психологией, философией и теологией и заочно проходит курс психологии в Висконсине. Обучение здесь основывалось по большей части на работах Уильяма Джеймса. Эти труды Роджерс расценивал как излишне академичные и при каждом удобном случае пытался оспорить умозаключения мэтра.

После окончания университета Роджерс был принят в качестве клинического психолога в Консультационный центр помощи детям в Рочестере (штат Нью-Йорк), где прослужил 12 лет, в течение которых разработал «скелет» своей будущей системы — личностно ориентированного подхода. Заметив, что традиционная практика психотерапии, выстроенная по шаблону «терапевт лечит пациента», во многих случаях себя не оправдывает, он вводит понятие «клиент», особо отмечая, что психолог и клиент — это равноправные партнеры, и терапия должна быть максимально доступна для понимания клиента, который всегда имеет право сам выбрать способ консультирования. Фактически Роджерс совершил переворот в общепринятой схеме проведения психотерапии. С годами этот метод получил широкое распространение. Сегодня ни один практикующий психолог (если только он еще и не психиатр-клиницист) никогда не осмелится назвать своего подопечного пациентом.

«Человек имеет в  себе все необходимые для изменения  ресурсы. Он пассивен лишь в силу некоторых  факторов, мешающих ему воспользоваться  этими ресурсами и стать более  счастливым. Задача терапевта не в манипулировании клиентом, а в выявлении этих факторов,— писал Роджерс в одной из статей.— Терапевт должен сделать все, чтобы клиент осознал причины своих несчастий и боли. А реорганизовать себя и устранить эти причины человек способен самостоятельно».

Роджерс с успехом  совмещал консультирование и преподавание. В 1940 году его пригласили на должность  профессора в Университет штата  Огайо. Там он читал лекции, обсуждал со студентами свою теорию и новые  взгляды на взаимоотношения психотерапевта и пациента. В 1942 году Роджерс издал одну из своих самых известных книг «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy). Помимо преподавательской деятельности он занимался реабилитацией демобилизованных военных. В 1945 году ему представилась возможность создать собственный консультационный центр при Чикагском университете. За 12 лет существования этого центра в нем побывало огромное количество людей, от студентов и домохозяек до генералов и госчиновников.

В 1963 году Роджерс становится сотрудником, а позже директором Западного института поведенческих наук в Ла-Хойе (Калифорния). При институте он открыл Центр изучения человека. Именно в этот период научные разработки Роджерса окончательно сформировались в теорию личностно ориентированного подхода.

В дальнейшем Карл Роджерс много работал в горячих точках, помогал открывать реабилитационные центры, организовывал семинары для кризисных психотерапевтов и занимался групповым консультированием. Он побывал в Мексике, Бразилии, Австралии, Великобритании, Германии, Италии, Японии, Южной Африке и даже в Советском Союзе. Опубликовал более 15 книг и около 200 статей, которые переведены на несколько десятков языков.

По воспоминаниям современников, Роджерс отличался невероятно позитивным отношением к жизни. Он верил, что каждый способен быть счастливым и активным, ощущать себя молодым на протяжении всей жизни. И собственным примером подтверждал эту идею. В конце 70-х в одном из интервью он вспоминал: «В детстве я много болел и отец однажды сказал, что, скорее всего, я умру молодым. В некотором смысле он заблуждался, ведь мне уже 75. С другой стороны, конечно, он был прав: я до сих пор ощущаю себя 30-летним и не могу даже представить, что значит быть стариком. Видимо, я и правда умру молодым».

Роджерс скончался в  Ла-Хойе в феврале 1987 года. За несколько дней до этого на его адрес пришло уведомление, что кандидатура Карла Рэнсома Роджерса выдвинута на получение Нобелевской премии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Карл Рэнсом Роджерс