Классификация конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт – это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.
Некоторые авторы при рассмотрении социально-психологических причин внутриличностного конфликта выделяют три группы:
внутренние причины, коренящиеся в противоречии психики личности:
противоречие между потребностью и социальной нормой;
противоречие социальных статусов и ролей;

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация конфликтов.docx

— 28.69 Кб (Скачать файл)

Классификация конфликтов

  1. Внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт – это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.

Некоторые авторы при рассмотрении социально-психологических причин внутриличностного конфликта выделяют три группы:

  1. внутренние причины, коренящиеся в противоречии психики личности:
  • противоречие между потребностью и социальной нормой;
  • противоречие социальных статусов и ролей;
  • противоречие социальных норм и ценностей;
  • противоречие мотивов интересов и потребностей.
  1. внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе:
  • физические преграды, препятствующие удовлетворению потребностей;
  • физиологические ограничения, препятствующие удовлетворению потребностей;
  • отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения потребности;
  • социальные условия, препятствующие удовлетворению потребностей.
  1. внешние причины, обусловленные положением личности в обществе:
  • несоответствие ответственности и прав;
  • несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым к его результату;
  • несоответствие личностных норм и ценностей организационным;
  • несоответствие между социальным статусом и ролью;
  • отсутствие возможностей к самореализации, творчеству;
  • взаимоисключающие требования, задания.

     Причины внутриличностного конфликта (К. Хорни):

  • соперничество и успех;
  • стимуляция потребностей;
  • провозглашаемая свобода и равенство;
  • братская любовь и человечность;
  • препятствия на пути их достижения;
  • фактическое их ограничение.

Таким образом, личность постоянно находится под воздействием внешних и внутренних факторов, которые вызывают внутри нее противоборство и разногласия, и только от самой личности зависит, к каким последствиям они приведут.

Выделяют шесть форм проявления внутриличностных конфликтов:

1)     неврастения, проявляющаяся в невыносимости к сильным раздражителям, подавленном настроении, снижении работоспособности, плохом сне, головных болях.

2)     эйфория, проявляющаяся в показном веселье, выражении радости неадекватно ситуации, смехе сквозь слезы.

3)     регрессия, выражающаяся в обращении к примитивным формам поведения, в том числе и в уходе от ответственности.

4)     проекция, проявляющаяся в форме приписывания негативных качеств другому человеку, критики других людей.

5)     номадизм, сводящийся к частому изменению места жительства, места работы, семейного положения;

6)     рационализм, сводящийся к самооправданию своих действий и поступков.

Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:

1) компромисс – это попытка сделать выбор в пользу какого-либо варианта и приступить к его реализации;

2) уход – это сознательное уклонение от решения проблемы с надеждой на ее дальнейшее исчезновение;

 3) переориентация представляет собой изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю причину;

4) сублимация – процесс перевода психической энергии из неприемлемых в приемлемые формы, чем достигается устранение причины внутреннего конфликта;

5) идеализация – процесс наделения объекта, вызывающего внутренний конфликт, качествами и свойствами, на самом деле ему не присущими;

6) вытеснение (репрессия) – это процесс подавления неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний и переживаний вплоть до полного изгнания их из сознания и перевода в сферу бессознательного.

7) коррекция – это изменение элементов Я – концепции в направлении достижения адекватного представления о себе. Под «Я – концепцией» условимся понимать систему представлений индивида о самом себе.

 

 

  1. Межличностный конфликт

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

При анализе конфликта выделяют причинные факторы, которые позволят более полно определить зону разногласий и наметить пути решения. Существует пять групп таких факторов.

  1. Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать:
  • неполные и неточные факты, связанные точностью изложения проблемы и истории конфликта;
  • слухи и невольная дезинформация;
  • преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
  • ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации и данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
  • нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания.
  1. Поведенческие факторы - неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. Наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:
  • стремление к превосходству;
  • проявление агрессивности;
  • проявление эгоизма.

В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:

  • угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
  • подрывает нашу самооценку;
  • не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
  • ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.
  1. Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития. Важнейшими факторами отношений являются:
  • вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
  • важность отношений для каждой из сторон;
  • совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
  • различия в образовательном уровне, классовые различия;
  • история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
  • ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
  1. Ценностные факторы. К ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми мы пренебрегаем, о которых забываем или сознательно нарушаем. Они обычно описываются как:
  • личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
  • групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;
  • религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
  • традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем.
  1. Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. В качестве подобных факторов выступают:
  • власть, система управления;
  • политические партии и течения;
  • различные социальные нормы;
  • право собственности;
  • религия, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;
  • географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром.

Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас чем-то раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов:

  • агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
  • жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы;
  • молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно;
  • сверхпокладистые— со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом;
  • вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится;
  • всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство;
  • нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;
  • максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;
  • скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента;
  • невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом;
  • ложные альтруисты — якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

  • отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;
  • сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
  • решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;
  • создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
  • говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;
  • соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
  • создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта:

Информация о работе Классификация конфликтов