Контент – анализ как метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

Контент-анализ - это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры……………………..….5
2. Сфера применения контент-анализа…………………………………..….8
3. Этапы контент-анализа………………………………………………….…8
4. Типы контент-анализа……………………………………………………..9
5. Контент-анализ в психологии…………………………………………....12
6. Контент-анализ медиа текстов…………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

контент анализ.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологии и педагогики развития личности

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Методология и методы

психолого-педагогических исследований»

На тему:

«Контент – анализ как метод исследования»

 

 

Выполнила: студентка 3 к.,

1 гр., Каваа Чимис  Игорьевна.

Проверила: доц., к.п.н.,

Иргит Е. Л.

 

 

 

Кызыл - 2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры……………………..….5
  2. Сфера применения контент-анализа…………………………………..….8
  3. Этапы контент-анализа………………………………………………….…8
  4. Типы контент-анализа……………………………………………………..9
  5. Контент-анализ в психологии…………………………………………....12
  6. Контент-анализ медиа текстов…………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Очень часто политолог  может узнать об индивидах, социальных группах, учреждениях и даже о  странах много нового, если он изучит связанные с ними информационные источники. Много ли информации о  политических предпочтениях и способностях кандидатов содержится в предвыборных плакатах и в предвыборных сводках  новостей? Может ли изучение внутреннего  циркуляра крупной корпорации помочь обнаружить тайные планы ее администрации, направленные на подкуп представителей иностранных правительств, с которыми она собирается иметь дело? Насколько  точна информация, публикующаяся  в “Вестнике конгресса”, о влиятельности того или иного американского сенатора? Отражают ли российско-американские дипломатические коммюнике состояние общественного восприятия тех изменений, которые происходят в российско-американских отношениях?

Лучший ответ на эти  и другие вопросы может дать непосредственное изучение различных информационных источников. В целом эти источники  можно подразделить на 3 категории: источники внутреннего происхождения (т.е. составленные изучаемым нами индивидом, учреждением или правительством) и внутренне ориентированные (например, служебные циркуляры, отражающие сам  процесс принятия решения); источники  внутреннего происхождения, но внешне ориентированные (такие публикации, как “Вестник конгресса”, в которых  информация намеренно подается таким  образом, чтобы сформировать у людей  вполне определенный имидж источника, и которые, следовательно, могут как точно отражать, так и затемнять процесс и результаты принятия решений) и, наконец, источники внешнего происхождения, но внутренне ориентированные (например, предвыборная агитация, предоставляющая реципиенту исходный материал для принятия решений). Каждая из этих категорий источников может быть в большей или меньшей степени доступна или полезна для исследователя, но при этом все они в равной мере обеспечивают возможность более глубокого проникновения в суть политического поведения [c.269].

Наиболее адекватным методом  выявления такой возможности  является контент-аналнз, т.е. систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Контент-анализ снабжает нас методом – вернее, серией методов, – с помощью которого мы можем обобщать те или иные материальные проявления поведения и отношений различных типов политических субъектов. В этой главе мы обсудим, когда следует применять контент-анализ, каковы основные приемы этой методики, как интерпретировать ее результаты и каковы пределы ее применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

Контент-анализ (англ. content analysis; от content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа  состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа  может быть содержание различных  печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х  гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических  исследований в этой области. Во время  второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для  изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

Накопленный опыт контент-аналитических  исследований был подытожен в  книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.

После обобщений, сделанных  Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

Западноевропейские исследователи  в использовании метода контент-анализа  опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось  несколько оригинальных методик  качественно-количественного анализа  содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

В настоящее время к  основным процедурам контент-анализа относятся:

  1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в  отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых  смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

в) имена, фамилии людей;

г) события, факты и т. п.;

д) смысл апелляций к  потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа  выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

  1. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

а) физическая протяженность текстов;

б) площадь текста, заполненная  смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или ТВ;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

е) количество рисунков с  определенным содержанием, сюжетом и пр.

  1. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное  средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов  на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных  методиках), для анализа результатов  в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

2. Сфера применения

Круг дисциплин, в которых  применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии  данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии[3]. Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований[4] и связей с общественностью.[5]

С помощью контент-анализа  можно анализировать такие различные  типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы  партий, правовые акты, рекламные и  пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения.

    1. Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда  существует или может быть воссоздан  такой носитель, допустимо использование  методики контент-анализа

  1. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений [6]
  2. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.[6]
  3. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете.
  4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета,
  5. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.[2]
  6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления[7].
    1. Типы контент-анализа

Количественный контент-анализ

Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя.[8]

На деле это означает, что в качестве первого шага при  проведении контент-анализа этого  типа исследователь должен создать  своего рода словарь, в котором каждое наблюдение получит определение  и будет отнесено к соответствующему классу.[8]

Проблема состоит в  том, что исследователь должен предвидеть не только упоминания, которые могут  встретиться, но и элементы их контекстуального употребления, а для этого должна быть разработана детальная система  правил оценки каждого случая употребления. Эта задача обычно решается посредством  пилотажа подлежащей анализу совокупности сообщений (то есть с помощью выявления  на материале небольшой выборки  сообщений тех типов ключевых упоминаний, которые с наибольшей вероятностью могут встретиться  в последующем, более полном анализе) в сочетании с арбитражными оценками контекстов и способов употребления терминов. Предпочтительнее иметь дело с наблюдениями не одного, а нескольких исследователей.[8]

Более трудной является задача, заключающаяся в необходимости  приписывания ключевым упоминаниям  конкретных оценок, — когда мы должны решить, приводится ли данное упоминание в позитивном или негативном смысле, «за» или «против» интересующего  нас объекта и т. д., а также  когда нам надо ранжировать ряд  упоминаний соответственно силе их оценок (т.е. в соответствии с тем, какое  из них самое положительное, какое  следующее за ним по положительности и т. д.). При этом исследователь нуждается в показателях достаточно тонких, которыми можно было бы измерять не только настроения политических субъектов, но и силу этих настроений. Особенно трудным выполнение этой задачи является в исторических, историко-философских и психологических исследованиях, поскольку предполагает высокий уровень гуманитарной подготовки специалистов, использующих методику контент-анализа. Существует множество методов, облегчающих принятие такого решения. В некоторых случаях они опираются на суждения группы арбитров (экспертов) о значении или силе (интенсивности) некоторого термина. В качестве примера таких приемов можно привести метод Q-сортировки и шкалирование методом парного сравнения.[8] На рубеже XX-XXI вв. специалисты по применению математических методов в исторических исследованиях много внимания уделяли разработке специальных компьютерных экспертных систем (в рамках идеологии Искусственного Интеллекта).

Информация о работе Контент – анализ как метод исследования