Коррекция школьной тревожности младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня личностной тревожности.
Задачи:
Исследование собственных границ участниками группы;
Освоение участниками группы навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;
Разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.

Вложенные файлы: 1 файл

коррекц.программа.docx

— 23.06 Кб (Скачать файл)

Коррекция школьной тревожности младшего школьного возраста

Цель: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня личностной тревожности.

Задачи:

Исследование собственных  границ участниками группы;

Освоение участниками  группы навыков отстаивания своих  границ в общении со сверстниками и взрослыми;

Разрешение ряда психотравмирующих  ситуаций, способствующих повышению  тревожности.

 

Целевая группа: младший школьный возраст

Каждое занятие длится в течение 20-30 минут; всего 10 занятий с периодичностью 1 раз в неделю.

 

Занятие 1.

Цель: знакомство, обсуждение цели и формирование правил работы группы.

Упражнение «Снежный ком» – 10 минут. Инструкция: Для того чтобы  нам с вами познакомиться и  запомнить имена друг друга, давайте  с вами сделаем снежный ком. Для  этого каждый сейчас должен придумать  себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его  имя. Потом я начну первая: скажу  свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое  высказывание, а затем сказать  свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком». Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.

Упражнение «Мой личный герб»  – 15 минут. Инструкция: Теперь мы можем  называть друг друга по имени, но по-прежнему почти ничего друг о друге не знаем. Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный герб. Я раздам вам заготовки,а вы должны будете заполнить их. На это я даю вам 5 минут. Потом по желанию можно будет рассказать про свой герб (10 минут), а затем мы вывесим все гербы вот здесь на стенде (или доске), и вы сможете с ними познакомиться более подробно после занятия.

Упражнение «Соглашения» – 15 минут. Инструкция: В ваших классах  проводилось тестирование. По его  итогам мы выяснили, что вам часто  мешает повышенная тревожность, когда  вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т.д. здесь мы с вами собрались для  того, чтобы научиться справляться  с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут  возникать такие ситуации, о которых  вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для  того чтобы этого не было, я предлагаю  написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило). А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать. Если кто-то не согласен с правилами группы, он ее покидает.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы  обратной связи– 5 минут.

 

Занятие 2.

Цель: исследование собственных  границ и способа взаимодействия с окружающим миром.

Упражнение «Ассоциации  с погодой» – 5 минут. Инструкция: Для  того чтобы нам узнать, кто с  каким настроением пришел сегодня  на занятие, давайте сейчас проассоциируем себя с погодой. Я сегодня как  теплый весенний день, когда светит солнце, но еще не жарко, а только тепло и безветренно. Продолжите дальше по кругу.

Упражнение «Осознавание собственных границ» – 30 минут. Инструкция: Сейчас возьмите листы формата А3, оставьте в центре место размером со свою ладонь, а вокруг нарисуйте мир, в котором вы живете. Это может быть все, что вас окружает, все, что вы считаете важным. Для рисования вы можете выбрать любые инструменты: краски, мелки, карандаши. Как вам захочется. На это вам дается 10 минут. Когда эта работа будет выполнена, дается следующая часть инструкции: А теперь в центре нарисуйте себя и то, как вы взаимодействуете с этим миром. На это вам дается 5 минут. По окончании работы проводится обсуждение –10минут: Теперь посмотрите на свой рисунок. Какие чувства он у вас вызывает? Что вам в нем нравится, а что нет? Чтобы вы сказали о человеке, который нарисовал такой рисунок? Подходит ли это высказывание к вам? Обсуждение может взывать у некоторых участников сильные эмоциональные переживания. При этом важно поддержать их, помогая им выразить свои эмоции, и определить, с чем конкретно они связаны. Можно предложить им послушать отклики других членов группы, если в этом будет необходимость.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы  обратной связи – 5 минут.

 

Занятие 3.

Цель: освоение участниками  группы техники Я-заявления.

Упражнение «Ассоциации  с фруктами» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее  настроение, с каким либо фруктом. Я сегодня похожа на спелое зеленое  яблоко: ничего необычного, просто нормальное рабочее настроение. Продолжите по кругу.

Теоретическая часть – 10 минут: На прошлом занятии мы с  вами исследовали то, как мы взаимодействуем  с окружающим нас миром. Многие из вас были недовольны тем, что у  него получилось. Сегодня мы попробуем  с вами разобраться в том, как  происходит это взаимодействие и  что надо уметь для того, чтобы  оно проходило успешно.

 

Для того чтобы происходило  взаимодействие, человеку необходимо отправить во внешнюю среду сообщение (или совершить какое-то действие). При этом сам человек становится отправителем сообщения, а среда  его получателем. Когда сообщение  получено, получатель посылает отправителю  обратную связь (подтверждение, что  сообщение получено или совершено  действие). Это выглядит следующим  образом (схема чертится на доске  или на листе, прикрепленном к  пробковому стенду):

 

Сообщение

 

Отправитель - Получатель

 

Обратная связь

 Для того, что чтобы  взаимодействие было эффективным  (чтобы получить от среды именно  то, на что мы рассчитывали, отправляя  сообщение) необходимо уметь отправлять  правильные сообщения. К сожалению,  мы часто получаем из среды  совершенно не такую реакцию,  которую ожидали. Особенно это  касается взаимодействия с людьми. Это означает, что мы не умеем  правильно формулировать свои  сообщения. Сегодня мы с вами  поучимся это делать. Для этого  давайте составим список обязанностей  отправителя. (Мозговой штурм)

Упражнение «Бутерброд с  ореховым маслом» – 15 минут. Инструкция: для выполнения этого упражнения мне понадобится один желающий. (Дальше инструкция дается после того, как  выйдет помощник) Твое задание –  объяснить младшему брату, как сделать  бутерброд с ореховым маслом. Братом буду я. Я буду выполнять все твои инструкции. (Следовать указаниям учащегося необходимо настолько точно, насколько он говорит, не боясь взывать смех своими действиями. Младший брат ничего не знает: ни как открыть банку с маслом, ни как открыть пакет с хлебом, ни какой стороной ножа пользоваться и т.д. Это упражнение должно показать, как тяжело порой слушающему понимать мысли говорящего.)

 

Сейчас давайте обсудим, что было сделано хорошо, а что  можно изменить. Возможно, у нас  появятся дополнения к нашему списку обязанностей отправителя.

Теоретическая часть – 15 минут: Однако иногда, несмотря на все  наши приложенные усилия, мы все-таки получаем негативную обратную связь. Что  же делать в таких ситуациях? Можно  использовать технику Я-заявления. Это безопасный способ высказывания другому человеку того, что вы ощущаете и какими видите ваши отношения в будущем. Например: «Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения и прошу тебя предупреждать меня, если тебе в следующий раз понадобится что-то из моих вещей». В Я-заявлении говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего и предлагает варианты разрешения сложной ситуации. (Раздать участникам группы раздаточный материал по теме «Я-заявление» (см. Приложение 3))

 

Давайте потренируемся формулировать  Я-заявления. (Раздать участникам таблицы Я-заявления (см. Приложение 4), чтобы они их заполнили, а затем обсудить их.)

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы  обратной связи – 5 минут.

 

Занятие 4.

Цель: освоение участниками  группы техники активного слушания.

Упражнение «Ассоциации  с одеждой» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте  себя, свое сегодняшнее настроение, с одеждой. Я сегодня похожа на деловой костюм, у меня нормальное настроение, я готова к работе. Продолжите дальше по кругу.

Упражнение «Пересказ» – 15 минут. Инструкция: На прошлом занятии  мы уже касались того, как тяжело слушающему бывает понять говорящего. Сегодня мы попробуем с вами научиться делать это правильно. Мне надо 5 добровольцев. Четыре из них должны выйти за дверь. Когда четверо выйдут, дать инструкцию оставшемуся: твоя задача слушать мой рассказ как можно внимательнее, а затем пересказать его тому, кто зайдет.

 

«Я сидела в своей комнате  в гостинице и смотрела фильм  «Стар Трек», когда, посмотрев на часы, поняла, что было уже 5:00, а я  должна была успеть на самолет в 5:30. аэропорт находился в 15 минутах езды от гостиницы. Я схватила сумку и  пиджак и пошла вдоль по коридору к лифту. Я вошла в него и  проехала 3 этажа вниз до первого  этажа. Когда дверь лифта открылась, я увидела потрясающего брюнета  в красной рубахе, напоминающей цистерну пожарной машины и белоснежных шортах. Но не это привлекло мое внимание: на цепи он вел обезьяну в спортивном костюме. Я так загляделась на мартышку, что, когда выходила из холла, мой чемодан попал в турникет. Я упала и разодрала колено, а левый нижний угол чемодана разорвался на 6 дюймов, и как раз в это  время я увидела, что отъезжает  последнее такси. Было уже 5:20, и я  опоздала на самолет».

Каждому входящему дается такая же инструкция, как и первому  добровольцу. В конце зачитывается первоначальная история. Для сравнения. Затем проводится обсуждение того, как исказилась информация при пересказе.

Теоретическая часть – 10 минут: Давайте составим список черт хорошего слушателя. (Мозговой штурм).

 

Для того, чтобы правильно слушать есть несколько правил, которые все вместе называются техникой активного слушания. (Раздать раздаточный материал к теме «Активное слушание» (см. Приложение 5), обсудить его.)

Работа в тройках – 15 минут. Инструкция: Разбейтесь сейчас на тройки и возьмите оценочные бланки (см. Приложение 6). Один из вас в тройке будет рассказчиком, другой – слушателем, а третий – наблюдателем. Рассказчик должен в течение 3 минут рассказывать слушателю о важном для него событии. Слушатель должен использовать приемы активного слушания, а наблюдатель фиксировать в бланке какие приемы были использованы и сколько раз. Затем 2 минуты на обратную связь и меняетесь ролями. Каждый должен побывать и рассказчиком, и слушателем, и наблюдателем.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы  обратной связи – 5 минут.

 

Занятия 5-10.

Цель: завершение участниками  группы незавершенных сложных ситуаций.

Упражнение «Ассоциации  с временами года» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо временем года. Я сегодня похожа на спелое лето: это середина года, когда длинные дни и можно много чего успеть сделать. У меня хорошее рабочее настроение. Продолжите по кругу.

Индивидуальная коррекционная  работа – 30 минут. Инструкция: Сегодня  и на нескольких следующих занятиях мы с вами будем заниматься решением ваших насущных проблем. Я буду работать с одним из вас на разрешение какой-либо сложной ситуации из вашей жизни. Остальные могут при этом присутствовать, но не мешать нам. Это может быть важно для вас потому, что часто  нам приходится решать одни и те же проблемы, и то, как справится  с какой-то проблемой ваш товарищ, может помочь вам справиться с  такой же проблемой самостоятельно. Кто желает поработать со мной сегодня? (Дальше идет индивидуальная коррекционная  работа).

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы  обратной связи – 5 минут. (Обратную связь можно заменить шерингом).

 

Критерии оценки эффективности  коррекционной работы:

 

Снижение у учащихся уровня тревожности по результатам диагностики (контрольного среза);

Повышение успеваемости и  социального статуса учащихся в  классном коллективе;

Субъективная оценка учащимися  своего самочувствия и эмоционального состояния.


Информация о работе Коррекция школьной тревожности младшего школьного возраста