Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:58, контрольная работа
К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.
1. Понятие о кризисе трех лет…………………………………………….3
2. Симптомы кризиса трех лет……………………………………………4
3. Личностные новообразования в период кризиса трех лет……………9
Список использованных источников и литературы……………………12
Содержание
1. Понятие о кризисе трех лет…………………………………………….3
2. Симптомы кризиса трех лет……………………………………………4
3. Личностные новообразования
в период кризиса трех лет……………
Список использованных источников и литературы……………………12
1. Понятие о кризисе трех лет
К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.
Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка,
возрастание его
2. Симптомы кризиса трех лет
При рассмотрении кризиса трех лет нельзя исходить только из теоретической схемы. Для того, чтобы осмыслить, что происходит в период 3-него возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, принято называть симптомокомплексом кризиса трех лет.
Л.С.Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет.
Первый симптом, которым
характеризуется наступление
Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется – возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласиться.
Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами:
1) здесь на первый
план выступает социальное
2) новое отношение
ребенка к собственному
До кризиса 3 лет наиболее характерно для раннего детства полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации.
В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями. Если отказ ребенка, мотивировка отказа лежит в ситуации, если он не делает потому, что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще не будет негативизмом. Негативизм – такая реакция, такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации.
При этом события развиваются иначе. Л.С.Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала.
Ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр – это масло, синее – это зеленое и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречий очевидности.
Второй симптом кризиса трех лет – упрямство.
Это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.
Если негативизм следует отличать от упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости.
Два момента отличают упрямств от обычной настойчивости.
Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством.
Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться во дворе.
Второй момент. При упрямстве характерна тенденция по отношению к самому себе. Ребенок делает так, только потому, что он так сказал, он этого держится.
Третий симптом этого возраста принято называть немецким словом «тротц» (trotz). Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название trotz alter, по-русски – возраст строптивости.
Строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают.
От негативизма строптивость отличается тем, что она безразлична. От упрямства – направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее «да ну!» тенденциозно в том случае, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.
Четвертый симптом, который немцы называют Eigensinn, или cloelonue. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало, что умеет.
Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение:
1) протест-бунт. Ребенок
как будто находится в состояни
2) обесценивание ребенком личности близких. Так малыш в хорошей семье обзывает мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все что относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят;
3) в семье с одним
ребенком встречается
Если в семье несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности. Агрессивность к младшему ребенку, требования внимания к себе.
Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М.И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис.
Субъективный – это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъективных факторов.
Объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.
3. Личностные
новообразования в период
Все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми был раньше неразрывно связан, противопоставляет им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я думаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я» (до этого они говорили о себе в третьем лице «Саша играет», «Саша хочет»).
Д.Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личностное действие и сознание «Я сам». Но собственное Я ребенка может выделиться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому Я, отличному от его собственного.
Отделение себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого.
Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
Л.И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны он хочет действовать по своему усмотрению, с другой соответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые отношения со взрослыми.
Вопрос о сущности положительного значения новых отношений со взрослым был исследован в работе Т.В. Гуськовой. В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявилась весьма своеобразный комплекс поведения:
1) стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. При неудаче дети не меняют своих намерений и конечной цели;
2) достигнув желаемого,
они стремятся тут же
3) у детей наблюдается
обостренное чувство
Этот поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям, самому себе.
Таким образом, у ребенка появляется новое видение мира и себя в нем. Это состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего Я, которое теперь может быть выражено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но и сферой, где он проявляет свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через конкретное, материальное воплощение, то есть через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки взрослый.
Одобрение и похвала
взрослого рождает чувство
Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность в себе свидетельствует о том, что ребенок присвоил отношение других людей к себе.