Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:41, реферат
В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Форма, длительность и острота переживания кризисов заметно различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.
Введение……………………………………………………………………… 3
Кризисы рождения и развития…………………………………………….. 4
Типология кризисов личности……………………………………………… 7
Методика изучения кризисов………………………………………………. 12
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития….. 14
Психологические особенности кризисов профессионального становления 18
Выводы……………………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Кризисы рождения и развития…………………………………………….. | 4 |
Типология кризисов личности……………………………………………… | 7 |
Методика изучения кризисов………………………………………………. | 12 |
Факторы,
детерминирующие кризисы |
14 |
Психологические особенности кризисов профессионального становления | 18 |
Выводы……………………………………………………………… |
28 |
Список
литературы…………………………………………………… |
32 |
Введение
Кризисы профессионального
становления личности не стали еще
предметом пристального изучения психологов.
Кризисы же психического развития,
возрастные и жизненные кризисы
широко представлены в психологических
исследованиях. Прежде чем рассматривать
кризисы профессионального
В отечественной
психологии глубоко исследованы
кризисы детства. Обычно выделяют кризис
первого года жизни, кризис 3 лет, кризис
6 — 7 лет и подростковый кризис 10—
12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова,
Д.Б.Эльконин и др.). Форма, длительность
и острота переживания кризисов
заметно различаются в
Кризисы детства возникают при переходе
детей на новую возрастную ступень и связаны
с разрешением подчас острых противоречий
между сложившимися у них формами взаимоотношений
с окружающими людьми, а также возрастными
физическими и психологическими возможностями
и притязаниями. Негативизм, упрямство,
капризность, состояние повышенной конфликтности
— характерные поведенческие реакции
детей в период кризиса.
Кризисы рождения и развития
Р.А.Ахмеров, исследуя
биографические кризисы личности, в
качестве факторов, обусловливающих
их, указывает на события и отношения
между ними. В зависимости от межсобытийных
отношений он выделяет следующие
кризисы:
• кризис нереализованности — субъективное
отрицательное переживание жизненной
программы;
• кризис опустошенности — душевная
усталость и переживание отсутствия достижений;
• кризис бесперспективности — отсутствие
перспектив профессионального роста,
реальных планов на будущее.
Автор не увязывает
эти кризисы с возрастом
В.И.Слободчиков при
разработке категории возраста в
качестве основания его периодизации
избрал понятие человеческой общности,
внутри которой формируются
Кризисы «рождения» и развития
Таблица 1
|
Разрыв, противоречие
между актуальной и потенциальной
формами совместного
Жизненные кризисы являются предметом
пристального внимания зарубежных психологов
Ш.Бюлер, Б.Ливехуда, Э.Эриксона и др. Разделяя
человеческую жизнь на периоды, стадии,
они обращают внимание на трудности перехода
от одной стадии к другой. При этом подчеркиваются
особенности кризисных явлений у женщин
и у мужчин, анализируются факторы, инициирующие
кризисы. В зависимости от научной ориентации
одни исследователи видят причины кризисов
в биологическом развитии человека, обращают
внимание на сексуальные изменения, другие
большее значение придают социализации
личности, третьи — духовному, нравственному
становлению.
Широкую популярность
в 1980-е гг. в США приобрела книга
американской журналистки Гейл Шинхи
«Предсказуемые кризисы в жизни
взрослого человека» (1976). На основе
обобщения жизни верхних слоев
американского среднего класса она
выделяет четыре кризиса:
1) «вырывания корней», эмансипации от
родителей (16 лет);
2) максимальных достижений (23 года);
3) коррекции жизненных планов (30 лет);
4) середины жизни (37 лет) — наиболее тяжелый,
рубежный.
Э.Эриксон выдвинул
постулат, что каждый возрастной этап
имеет свою точку напряжения —
кризис, порожденный конфликтом развития
«Я» личности. Человек сталкивается
с проблемой соответствия внутренних
и внешних условий
Жизненный путь Э.Эриксон разделил на восемь стадий, дав их качественное описание. В соответствии с выделенными возрастными ступенями он обосновал основные кризисы психосоциального развития (табл.20). Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы.
Основанием
Краткий анализ исследований кризисов
личности свидетельствует об отсутствии
их общепринятой классификации. Нередко
одни и те же кризисные явления называют
по-разному. Поэтому необходима типология
кризисов личности.
Типология кризисов личности
В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.
В обобщающей статье
К.Н.Поливановой, посвященной кризисам
психического развития детей, убедительно
показано, что ведущими факторами
кризисов детства являются изменение
социальной ситуации развития, перестройка
системы отношений со взрослыми
и окружающим миром, а также смена
ведущей деятельности.
Развитие кризисных явлений наблюдается
в определенные относительно кратковременные
периоды. Но они никак не инициируются
возрастом. Возраст — всего лишь фон, на
котором проявляется кризис, главное —
перестройка, изменение социальной ситуации
и ведущей деятельности. И конечно, кризисы
психического развития не ограничиваются
периодом детства.
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста.
Таким образом, кризисы психического развития — это переход от одной стадии развития к другой, характеризующийся изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований.
Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
Таблица 2
|
С 14—16 лет изменение
ведущей деятельности и социальной
ситуации продолжает инициировать возникновение
кризисов психического развития. Поскольку
ведущей деятельностью
А как же быть с возрастными кризисами? Могут ли возрастные изменения стать фактором возникновения кризисных явлений? Возраст— это в первую очередь биологический фактор, обусловленный созреванием, перестройкой, старением организма человека. В исследованиях ленинградских психологов, начатых еще под руководством Б.Г.Ананьева, показана гетерохронность интеллектуального развития взрослых. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.
Следующую группу кризисов обусловливают внутриличностные изменения: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции — все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Это кризисы невротического характера. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ.
Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.
Информация о работе Кризисы профессионального становления личности