Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 00:00, реферат
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям.
Введение ……………………………………………………………………. 2
Кризис смерти …………………………………………………………… 3
Одиночество и старость: норма или отклонение ……………………… 6
Заключение ………………………………………………………………….. 11
Список использованной литературы ……………………………………… 12
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 2
Заключение ………………………………………………………………….. 11
Список использованной литературы ……………………………………… 12
Введение
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя.
Кризис - это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни - это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма.
Тем не менее, есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех, семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, кризис старости и смерти.
Рассматривая кризисы как закономерность психического развития
человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.
Смерть с точки зрения психологии - это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом психологической культуры человечества.
Установки человека в отношении смерти на определенном этапе исторического развития непосредственно связаны с самосознанием и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок.
Первый этап фиксируется установкой "все умрем". Это - состояние "прирученной смерти", т.е. отношение к ней как к естественной неизбежности, обыденному явлению, к которому нужно относиться без страха и не воспринимать его как личную драму.
Второй этап Ф. Арьес обозначает термином "смерть своя": он связан с идеей индивидуального суда над душой прожившего жизнь и умершего человека.
Третий этап, называемый им "смерть далекая и близкая", характеризуется крахом механизмов защиты от неизбежности - к смерти, как и к сексу, возвращается их дикая, неукрощенная природная сущность.
Четвертый этап - "смерть твоя", рождающая комплекс трагических эмоций в связи с уходом из жизни близкого человека. Поскольку узы между людьми становятся теснее, кончина близкого воспринимается трагичнее, чем собственная смерть.
Пятый этап связан со страхом смерти и самим упоминанием о ней (вытеснение).
Отношение к смерти менялось по нескольким направлениям:
1) развитие индивидуального
2) развитие защитных механизмов против сил природы;
3) трансформация веры в
4) трансформация веры в связь между смертью и грехом, страдание.
Существует пять стадий изменения отношения человека к собственной смерти. Это стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия.
Первая реакция на смертельное заболевание обычно такова: "Нет, только не я, это неправда". Такое первоначальное отрицание смерти очень похоже на первые отчаянные попытки альпиниста остановить свое падение, и это - естественная реакция человека на стресс. Как только больной осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом или фрустрацией: "Почему я, ведь мне еще так много нужно сделать?" Иногда вместо этой стадии следует стадия попыток совершить сделку с собой и с другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает период страха или депрессии. Эта стадия не имеет аналогов среди переживаний, связанных с внезапной смертью, и, видимо, возникает лишь в тех ситуациях, когда у столкнувшегося со смертью человека есть время для осмысления происходящего. Конечные стадии цикла, предваряющие наступление клинической смерти, одинаковы как при мгновенной, так и при медленной смерти. Если умирающие больные имеют достаточно времени для того, чтобы справиться со своими страхами и примириться с неизбежностью смерти, или получают соответствующую помощь от окружающих, то они нередко начинают испытывать состояние покоя и умиротворенности.
У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени на то, чтобы свыкнуться с перспективой смерти. В последние годы жизни многие обозревают свою жизнь в ретроспективе. Такое обозрение выполняет важнейшие функции: человек разрешает в себе старые конфликты, переосмысливает поступки, прощает себе ошибки и даже открывает в себе что-то новое. Смерть открывает перед стареющим человеком необходимую перспективу, и, как ни парадоксально, умирание может быть процессом подтверждения обязательств человека перед жизнью.
Кризис старения
и смерти. Решение общечеловеческой проблемы
«проживания или переживания старости»,
выбора стратегии старения не рассматривается
узко, как некое одномоментное действие,
это растянутый, может быть на годы процесс,
связанный с преодолением нескольких
кризисов.
В преклонном возрасте (старости) человеку
предстоит преодолеть три подкризиса:
Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной.
Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.
В результате третьего подкризиса
у человека исчезает самоозабоченность,
и теперь он без ужаса может принять мысль
о смерти.
Сейчас наша социальная структура, равно
как и философия, религия и медицина почти
ничего не могут предложить для облегчения
душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые
люди, как правило, опасаются не самой
смерти, а возможности лишенного всякого
смысла чисто растительного существования,
а также страданий и мучений, причиняемых
болезнями. Можно констатировать наличие
двух ведущих установок в их отношении
к смерти: во-первых, нежелание обременять
своих близких, во-вторых, стремление избежать
мучительных страданий. Поэтому многие,
находясь в подобном положении, переживают
глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий
одновременно биологические, эмоциональные,
философские и духовные стороны жизни.
В этот период важным представляется
осмысление социально-психологических
механизмов адаптации человека к феномену
смерти. Речь идет и о системе психологической
защиты, определенных моделях символического
бессмертия, и о социальной апробации
смерти – культе предков, поминальных
обрядах, похоронных и мемориальных службах
и о просветительских программах пропедевтического
характера, в которых феномен смерти становится
темой раздумий и духовных поисков.
Культура сопереживания смерти другого
человека выступает неотъемлемой составляющей
общей культуры, как личности, так и общества
в целом. При этом совершенно справедливо
подчеркивается, что отношение к смерти
служит эталоном, индикатором нравственного
состояния общества, его цивилизованности.
Важно создать не только условия для поддержания
нормальной физиологической жизнеспособности,
но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности,
удовлетворить потребность пожилых и
престарелых людей в знаниях, культуре,
искусстве, литературе, часто выходящих
за пределы досягаемости для старших поколений.
Не стоит думать об одиночестве в пожилом возрасте, как о естественном явлении. Несмотря на описанные выше причины, пожилой человек может адаптироваться к возрастным изменениям. Есть факторы, которые препятствуют наступлению одиночества в старости. Например, уравновешенность нервной системы блокирует формирование психических нарушений, уменьшает количество негативных возрастных изменений в психике и служит основой для спокойного общения пожилого человека с окружающими.
Очень многое зависит от общественного мнения о стариках. К примеру, на Востоке принято уважительно относиться к старшим – они являются прародителями, у них больше жизненного опыта, что делает их мудрыми в глазах младших членов общества. К их мнению прислушиваются все и уделяют много внимания общению с ними. Благодаря этому в восточных странах и не слышали о такой проблеме, как одиночество пожилых членов общества.
Однако еще большее значение имеет сохранение контактов с семьей, ведь именно эта сфера жизни является источником ресурсов и поддержки для пожилого человека. Ему очень важно ощущать внимание, тепло, любовь и заботу со стороны родных людей. И вовсе не обязательно становиться для них обузой, что может быть неприятно обеим сторонам. Пожилой человек вполне может заниматься несложными домашними делами или сидеть с ребенком. Во-первых, это является вполне адекватной деятельностью для данного возраста и дает возможность для самореализации, в результате которой у бабушки или дедушки появляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Во-вторых, он будет активнее включаться в семейные дела, что само по себе является основой для общения.
Таким образом, при наличии фантазии и смекалки одиночество пожилых людей перестает быть для них чем-то неизбежным. В то же время очень многое в этом вопросе зависит от того, какому типу психологического старения оказывается подвержен человек. Психологи описывают несколько таких вариантов:
Наверняка вы сталкивались с подобным типом пожилых людей – они критикуют все, что их окружает: родных, правительство, дороги, поликлиники и даже молодых мамаш с колясками. Единственный, кто не имеет недостатков – это сам ворчун. А поскольку он лучше всех знает, как надо жить, то он стремится поделиться этим знанием с окружающими независимо от того, хотят они этого или нет. Особенно часто объектом нападок становятся молодые люди. Обычно такой вариант старения наблюдается у тех, кто изначально имеет склонность к агрессивному поведению, а в пожилом возрасте эта черта усиливается. Печально, но именно так эти люди самоутверждаются.
Таких стариков можно увидеть издалека: потухший взгляд, сгорбленная спина, шаркающая походка. В речи постоянно присутствует нытье в тех или иных формах. А все от того, что эти люди полностью разочарованы в жизни и в себе, их самовосприятие сводится к идее одинокого и печального неудачника. Они постоянно жалеют об упущенных возможностях, не могут простить собственные ошибки, ругая и обвиняя себя в несостоятельности. Воспоминания о мрачных периодах жизни не выходят у них из головы, и это делает таких стариков глубоко несчастными людьми.
Обычно ее выбирают бабушки. Считается, что основное предназначение женщины – быть хранительницей домашнего очага. После выхода на пенсию бабушка обращается к своей семье и берет на себя различные хлопоты: готовит, прибирает квартиру, занимается садоводством, сидит с внуками. Такие дела никогда не кончаются, поэтому пожилая женщина всегда чувствует себя нужной и востребованной. В то же время бытует мнение о том, что домохозяйство не является истинной самоактуализацией, поэтому уровень счастья у людей с этим типом старения несколько ниже, чем у последних двух вариантов, но об этом чуть позже.
Поскольку продолжительность жизни среднего мужчины значительно ниже, чем у женщины, он предпочитает бороться с этим и на пенсии начинает активно заботиться о своем здоровье. Внешне такой старичок очень активен, занимается различными видами спорта, придерживается какой-либо системы здорового питания и любит пообщаться на эти темы со сторонниками данного образа жизни. Самое главное – чтобы беспокойство о здоровье не приобрело патологический характер и не превратилось в ипохондрию. Именно благодаря подобным случаям поликлиники полны людей, которые изводят врачей своими реальными и мнимыми жалобами (последних, естественно, оказывается больше). В нормальном варианте такие старики вполне удовлетворены своей жизнью.
У каждого из нас полно дел и желаний, которые он по каким-то причинам не успел воплотить в жизнь. И вот наступает долгожданный выход на пенсию, предполагающий большое количество свободного времени. Пожилой человек развивает бурную деятельность, направленную на собственное благополучие: если финансы позволяют, он много путешествует, посещает массу интересных кружков и мастер-классов и даже ходит на танцы. Естественно, что одинокой такую жизнь назвать невозможно, поэтому уровень удовлетворенность в этом типе старости довольно высок.