Курс коррекционно-развивающих занятий «Какой Я?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:38, лекция

Краткое описание

Целью курса коррекционно-развивающих занятий является развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытие их творческого, нравственного потенциала, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование Я-концепции.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2. Цель………………………………………………………………………………… ...4
3. Основные задачи курса………………………………………………………………5
4. Конспекты коррекционно-развивающих занятий «Кто Я?»
Первый блок «Я и Я»…………………………………………………………………6
5. Второй блок «Я и мои эмоции»………………………………………………………7
6. Третий блок « Я и другие»……………………………………………………………9
7. Список использованной литературы…………………………………………… ...10

Вложенные файлы: 1 файл

проект.docx

— 24.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

« Курс коррекционно-развивающих занятий «Какой Я?»

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила: студентка 3 курса, 911 группы

                 педагогического факультета 

                (специальность «Педагогика и  психология»)

                                                                         Калинина Валентина Михайловна

 

 

 

 

 

 

Ишим 2013

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
  2. Цель………………………………………………………………………………… ...4
  3. Основные задачи курса………………………………………………………………5
  4. Конспекты коррекционно-развивающих занятий «Кто Я?» 
    Первый блок «Я и Я»…………………………………………………………………6
  5. Второй блок «Я и мои эмоции»………………………………………………………7
  6. Третий блок « Я и другие»……………………………………………………………9
  7. Список использованной литературы……………………………………………   ...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка 
Данная программа апробировалась на базе детского сада, с детьми 5-7 лет. Занятия проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю по 30-40 минут.

Программа помогает детям  адаптироваться к незнакомому коллективу, почувствовать себя его частью, понять свою индивидуальность. Она является частью профилактической работы преодаление школьной дезадоптации ребенка

 
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. 
Анализ результатов диагностики эмоционально-личностных проблем детей дошкольного возраста и младших школьников – тест В.Щур «Лесенка», 
тест «Несуществующее животное», анкетирование родителей (тест А.И.Захарова на оценку тревожности ребенка), опросник для родителей «Нарушение поведения у детей», показал наличие у детей тревожности, агрессивности, страхов, гиперактивности. В последствии данные нарушения могут оказать отрицательное воздействие на адаптпцию детей к шклоле. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья детей. 
Причины: 
- аномальное, травматическое течение родов; 
- психосаматические заболевания; 
- низкий уровень психологической грамотности родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко, доброжелательно; 
- большое количество стрессов и эмоциональных нагрузок; 
- стиль семейного воспитания (подавляющий, отстраняющий, сверхопекающий). 
Все это способствует возникновению у детей эмоциональных нарушений, агрессивности, плаксивости и многого другого. 
Развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста не могут управлять своими чувствами, а это приводит к неадекватному поведению, нарушению коммуникативных навыков. Самому ребенку трудно разобраться в своих чувствах и переживаниях. Ему необходимо помочь научиться понимать свое состояние и переживания, учить контролировать свое поведение. 
Актуальность проблемы психического здоровья детей и помощь в адаптации к школьной жизни привело меня к созданию курса коррекционно-развивающих занятий « Кто Я?».

Цель. 
Целью курса коррекционно-развивающих занятий является развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытие их творческого, нравственного потенциала, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование Я-концепции.

Курс развивающее-корекционные занятий состоит из трех блоков. 
Первый блок занятий «Я и Я». 
Цель занятий этого блока – это осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности, развития внимания к себе, своим чувствам, переживаниям, повышение самоуважения. 
Второй блок занятий «Я и мои эмоции». 
Целью этого блока занятий – знакомство с эмоциями человека ( радость, грусть, злость, страх, интерес, удивление, любовь), осознание собственных эмоциональных проявлений, понимание эмоционального состояния других людей. 
Третий блок занятий «Я и другие». 
Цель данного блока занятий, помочь ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению, формировать внимательное отношение к окружающим людям.

Занятие состоит из нескольких частей. 
1 часть Вводная. 
Цель вводной части занятия – это настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. 
Вторая часть. Основная. 
На эту часть приходится основная работа. В нее входят этюды, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. В этой части используются элементы сказкотерапии, психодраммы, рисование. 
Третья часть Заключительная. 
В этой части занятия происходит закрепление положительных эмоций от проведенной совместной работы, обучение детей приемам саморасслабления и саморегуляции. 
Каждое занятие включает в себя игры и упражнения, способствующие саморегуляции детей: 
- упражнения на мышечную релаксацию (снятие напряжения); 
- дыхательная гимнастика (успокаивает нервную систему); 
- аутотренинг; 
-игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – рук, ног, шеи, лица, туловища. 
Эти упражнения и игры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. 
Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре. Эта форма дает возможность открытого общения, позволяет видеть всех участников, облегчает взаимодействия и позволяет ощутить детям особую общность.

Основные задачи курса 
- Лучшее понимание себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой. 
- Формировать позитивное отношение к своему «Я». 
- Способствовать повышению уверенности к себе и развитию самостоятельности. 
- Развивать навыки социального поведения. 
- Создание возможностей для самовыражения. 
- Формировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным. 
- Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию. 
- Формировать позитивное отношение к сверстникам. 
- Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Целевые группы: дети 5-7 лет 
В группу вошли дети с различными проблемами (агрессия, тревожность, гиперактивность)

Оборудование: 
- ковровое покрытия; 
- стульчики; 
- магнитофон; 
- аудиокассета с записью спокойной, веселой, грустной музыки.

Материалы  
-альбомы для рисования для каждого ребенка 
-цветные карандаши 
-клубочки с нитками 
-пиктограммы с различными эмоциями 
-вырезанные из журналов рисунки и фотографии человеческих лиц 
-свечка в безопасном подсвечнике 
-набор мягких игрушек 
- шарфы, платки 
-ножницы 
-бумага 
-тексты сказок и рассказов

 

Конспекты коррекционно-развивающих  занятий «Кто Я?» 
Первый блок «Я и Я». 
Занятие №1. 
Цель:  
- развивать чувство принадлежности к группе; 
- развивать навыки позитивного социального поведения.

.Занятие №2. 
Цель: 
-развивать чувство единства, сплоченности; 
-учить детей действовать согласовано; 
развивать способность детей к эмпатии.

Занятие №3. 
Цель: 
-развивать чувство сплоченности; 
-учить детей действовать согласовано.

Занятие № 4. 
Цель: 
-способствовать развитию самоуважения детей; 
-развивать рефлексию эмоциональных состояний; 
-развивать тактильные восприятия; 
-укреплять чувство единства.

Занятие №5. 
Цель: 
-повышать у детей уверенность в себе; 
-развивать слуховое восприятие; 
-формировать позитивное отношение к сверстникам.

 
Занятие №6. 
Цель: 
- развитие лучшего понимания себя и других; 
- повышать уверенность в себе.

Занятие №7. 
Цель: 
-способствовать повышению групповой сплоченности; 
-способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.

Второй блок «Я и мои  эмоции»

Занятие №1. Радость. 
Цель: 
-первичное знакомство с чувством радости; 
-развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; 
-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Занятие №2. Радость. 
Цели: 
-продолжение знакомства с чувством радости; 
-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Занятие №3. Радость.

Цель: 
-продолжать знакомство с чувством «радость»; 
-снятие эмоционального напряжения; 
-развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого.

Занятие №4. Грусть.

Цель: 
-знакомство с чувством Грусть 
-закреплять приемы саморегуляции

Занятие №5. Удивление.

Цель: 
-знакомство с чувством удивления; 
-закрепление мимических навыков.

Занятие №6. Интерес. 
Цель: 
-знакомство с чувством Интерес 
-обучение элементам техники выразительных движений – интереса 
-развитие воображения

Занятие №7. Злость. 
Цель: 
-знакомство с чувством злости; 
-снижение психоэмоционального напряжения; 
-пиктограмма «Злость».

Занятие № 8. Злость.

Цель: 
-продолжить знакомить детей с чувством злости; 
-развивать умение справляться со злостью.

Занятие № 9. Страх. 
Цели: 
-знакомство с чувством страха; 
-учить детей выражать чувство страха в мимике, движениях, в рисунке; 
-снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие № 10. Страх. 
Цель: 
-продолжение знакомство с чувством страха; 
-развивать умение справляться с чувством страха; 
-учить детей выражать свои страхи в движениях.

Занятие №11. Страх. 
Цель: 
-продолжать знакомить детей с чувством страха; 
-учить детей выражать чувство страха в рисунке; 
-учить преодолевать страх.

Занятие №12. Страх.

Цель: 
-продолжение знакомства с чувством страха; 
-учить детей выражать чувство страха в рисунках; 
-развивать умение справляться с чувством страха. 

Занятие № 13. Любовь.

Цель: 
- познакомить детей с чувством Любовь 
-способствовать формированию у детей умения любить окружающих

Занятие № 14. Итоговое.

Цель: 
-закрепить полученные на прошлых занятиях знания и умения; 
-закрепить умения различать чувства.

 

Третий блок « Я и  другие»

Занятие № 1. 
Целъ: 
-раскрыть сущность понятия «дружба»; 
-показать какими качествами должен обладать друг; 
-способствовать развитию взаимопонимания между людьми.

Занятие №2. 
Цель: 
-продолжить разговор о дружбе 
-содействовать формированию доброжелательных отношений в группе 

Занятие №3.

Цель: 
- способствовать формированию доброжелательных отношений в группе 
- развивать умения сотрудничать

Занятие №4.

Цель: 
- развивать чувство единства, сплоченности 
-учить детей действовать согласованно.

Занятие №5. 
Цель: 
-развивать чувство принадлежности к группе 
-дать возможность ребенку выразить свои ощущения, настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература: 
Зинкевич-Евтигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии» 
Фопель К. «Чтобы дети были счастливыми» 
Крюкова С.В. «Программа эмоционального развития детей» 
Романюта В.Н. «Ты и твои друзья» 
Минаева В. И. «Развитие эмоций дошкольника» 
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи. 
Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций»

 


Информация о работе Курс коррекционно-развивающих занятий «Какой Я?