Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:38, лекция
Целью курса коррекционно-развивающих занятий является развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытие их творческого, нравственного потенциала, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование Я-концепции.
1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2. Цель………………………………………………………………………………… ...4
3. Основные задачи курса………………………………………………………………5
4. Конспекты коррекционно-развивающих занятий «Кто Я?»
Первый блок «Я и Я»…………………………………………………………………6
5. Второй блок «Я и мои эмоции»………………………………………………………7
6. Третий блок « Я и другие»……………………………………………………………9
7. Список использованной литературы…………………………………………… ...10
« Курс коррекционно-развивающих занятий «Какой Я?»
педагогического факультета
(специальность «Педагогика и психология»)
Ишим 2013
Содержание:
Пояснительная записка
Данная программа апробировалась на базе
детского сада, с детьми 5-7 лет. Занятия
проводятся в течение всего учебного
года 1 раз в неделю по 30-40 минут.
Программа помогает детям адаптироваться к незнакомому коллективу, почувствовать себя его частью, понять свою индивидуальность. Она является частью профилактической работы преодаление школьной дезадоптации ребенка
Дошкольный возраст – важный
этап в развитии ребенка. Это период
его приобщения к миру общечеловеческих
ценностей, время установления первых
отношений с людьми.
Анализ результатов диагностики эмоционально-личностных
проблем детей дошкольного возраста и
младших школьников – тест В.Щур «Лесенка»,
тест «Несуществующее животное», анкетирование
родителей (тест А.И.Захарова на оценку
тревожности ребенка), опросник для родителей
«Нарушение поведения у детей», показал
наличие у детей тревожности, агрессивности,
страхов, гиперактивности. В последствии
данные нарушения могут оказать отрицательное
воздействие на адаптпцию детей к шклоле.
Все чаще наблюдаются нарушения психического
здоровья детей.
Причины:
- аномальное, травматическое течение
родов;
- психосаматические заболевания;
- низкий уровень психологической грамотности
родителей, педагогов, нередко не умеющих
вести себя гибко, доброжелательно;
- большое количество стрессов и эмоциональных
нагрузок;
- стиль семейного воспитания (подавляющий,
отстраняющий, сверхопекающий).
Все это способствует возникновению у
детей эмоциональных нарушений, агрессивности,
плаксивости и многого другого.
Развитие ребенка тесным образом связано
с особенностями мира его чувств и переживаний.
Дети дошкольного возраста не могут управлять
своими чувствами, а это приводит к неадекватному
поведению, нарушению коммуникативных
навыков. Самому ребенку трудно разобраться
в своих чувствах и переживаниях. Ему необходимо
помочь научиться понимать свое состояние
и переживания, учить контролировать свое
поведение.
Актуальность проблемы психического здоровья
детей и помощь в адаптации к школьной
жизни привело меня к созданию курса коррекционно-развивающих
занятий « Кто Я?».
Цель.
Целью курса коррекционно-развивающих
занятий является развитие эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста, раскрытие
их творческого, нравственного потенциала,
развитие навыков межличностного взаимодействия
со сверстниками и взрослыми, формирование
Я-концепции.
Курс развивающее-корекционные
занятий состоит из трех блоков.
Первый блок занятий «Я и Я».
Цель занятий этого блока – это осознание
ребенком самого себя, собственной индивидуальности,
развития внимания к себе, своим чувствам,
переживаниям, повышение самоуважения.
Второй блок занятий «Я и мои эмоции».
Целью этого блока занятий – знакомство
с эмоциями человека ( радость, грусть,
злость, страх, интерес, удивление, любовь),
осознание собственных эмоциональных
проявлений, понимание эмоционального
состояния других людей.
Третий блок занятий «Я и другие».
Цель данного блока занятий, помочь ребенку
увидеть и понять другого человека, партнера
по игре и общению, формировать внимательное
отношение к окружающим людям.
Занятие состоит из нескольких
частей.
1 часть Вводная.
Цель вводной части занятия – это настроить
группу на совместную работу, установить
эмоциональный контакт между всеми участниками.
Вторая часть. Основная.
На эту часть приходится основная работа.
В нее входят этюды, упражнения, игры направленные
на развитие и коррекцию эмоционально-личностной
сферы ребенка. В этой части используются
элементы сказкотерапии, психодраммы,
рисование.
Третья часть Заключительная.
В этой части занятия происходит закрепление
положительных эмоций от проведенной
совместной работы, обучение детей приемам
саморасслабления и саморегуляции.
Каждое занятие включает в себя игры и
упражнения, способствующие саморегуляции
детей:
- упражнения на мышечную релаксацию (снятие
напряжения);
- дыхательная гимнастика (успокаивает
нервную систему);
- аутотренинг;
-игры и этюды на тренировку (напряжение
и расслабление) отдельных групп мышц
– рук, ног, шеи, лица, туловища.
Эти упражнения и игры могут проводиться
в любой части занятия, в зависимости от
ситуации.
Во время занятий дети сидят в кругу –
на стульчиках или на ковре. Эта форма
дает возможность открытого общения, позволяет
видеть всех участников, облегчает взаимодействия
и позволяет ощутить детям особую общность.
Основные задачи курса
- Лучшее понимание себя и других, обучение
умению быть в мире с самим собой.
- Формировать позитивное отношение к
своему «Я».
- Способствовать повышению уверенности
к себе и развитию самостоятельности.
- Развивать навыки социального поведения.
- Создание возможностей для самовыражения.
- Формировать чувство принадлежности
к группе, помочь ребенку почувствовать
себя более защищенным.
- Развивать способность ребенка к эмпатии,
сопереживанию.
- Формировать позитивное отношение к
сверстникам.
- Обучение приемам саморасслабления,
снятия психомышечного напряжения.
Целевые группы: дети 5-7 лет
В группу вошли дети с различными проблемами
(агрессия, тревожность, гиперактивность)
Оборудование:
- ковровое покрытия;
- стульчики;
- магнитофон;
- аудиокассета с записью спокойной, веселой,
грустной музыки.
Материалы
-альбомы для рисования для каждого ребенка
-цветные карандаши
-клубочки с нитками
-пиктограммы с различными эмоциями
-вырезанные из журналов рисунки и фотографии
человеческих лиц
-свечка в безопасном подсвечнике
-набор мягких игрушек
- шарфы, платки
-ножницы
-бумага
-тексты сказок и рассказов
Конспекты коррекционно-развивающих
занятий «Кто Я?»
Первый блок «Я и Я».
Занятие №1.
Цель:
- развивать чувство принадлежности к
группе;
- развивать навыки позитивного социального
поведения.
.Занятие №2.
Цель:
-развивать чувство единства, сплоченности;
-учить детей действовать согласовано;
развивать способность детей к эмпатии.
Занятие №3.
Цель:
-развивать чувство сплоченности;
-учить детей действовать согласовано.
Занятие № 4.
Цель:
-способствовать развитию самоуважения
детей;
-развивать рефлексию эмоциональных состояний;
-развивать тактильные восприятия;
-укреплять чувство единства.
Занятие №5.
Цель:
-повышать у детей уверенность в себе;
-развивать слуховое восприятие;
-формировать позитивное отношение к сверстникам.
Занятие №6.
Цель:
- развитие лучшего понимания себя и других;
- повышать уверенность в себе.
Занятие №7.
Цель:
-способствовать повышению групповой
сплоченности;
-способствовать осознанию ребенком своих
положительных качеств.
Второй блок «Я и мои эмоции»
Занятие №1. Радость.
Цель:
-первичное знакомство с чувством радости;
-развитие умения адекватно выражать свое
эмоциональное состояние;
-развитие способности понимать эмоциональное
состояние другого человека.
Занятие №2. Радость.
Цели:
-продолжение знакомства с чувством радости;
-развитие способности понимать эмоциональное
состояние другого человека.
Занятие №3. Радость.
Цель:
-продолжать знакомство с чувством «радость»;
-снятие эмоционального напряжения;
-развивать способности понимать и выражать
эмоциональное состояние другого.
Занятие №4. Грусть.
Цель:
-знакомство с чувством Грусть
-закреплять приемы саморегуляции
Занятие №5. Удивление.
Цель:
-знакомство с чувством удивления;
-закрепление мимических навыков.
Занятие №6. Интерес.
Цель:
-знакомство с чувством Интерес
-обучение элементам техники выразительных
движений – интереса
-развитие воображения
Занятие №7. Злость.
Цель:
-знакомство с чувством злости;
-снижение психоэмоционального напряжения;
-пиктограмма «Злость».
Занятие № 8. Злость.
Цель:
-продолжить знакомить детей с чувством
злости;
-развивать умение справляться со злостью.
Занятие № 9. Страх.
Цели:
-знакомство с чувством страха;
-учить детей выражать чувство страха
в мимике, движениях, в рисунке;
-снятие психоэмоционального напряжения.
Занятие № 10. Страх.
Цель:
-продолжение знакомство с чувством страха;
-развивать умение справляться с чувством
страха;
-учить детей выражать свои страхи в движениях.
Занятие №11. Страх.
Цель:
-продолжать знакомить детей с чувством
страха;
-учить детей выражать чувство страха
в рисунке;
-учить преодолевать страх.
Занятие №12. Страх.
Цель:
-продолжение знакомства с чувством страха;
-учить детей выражать чувство страха
в рисунках;
-развивать умение справляться с чувством
страха.
Занятие № 13. Любовь.
Цель:
- познакомить детей с чувством Любовь
-способствовать формированию у детей
умения любить окружающих
Занятие № 14. Итоговое.
Цель:
-закрепить полученные на прошлых занятиях
знания и умения;
-закрепить умения различать чувства.
Третий блок « Я и другие»
Занятие № 1.
Целъ:
-раскрыть сущность понятия «дружба»;
-показать какими качествами должен обладать
друг;
-способствовать развитию взаимопонимания
между людьми.
Занятие №2.
Цель:
-продолжить разговор о дружбе
-содействовать формированию доброжелательных
отношений в группе
Занятие №3.
Цель:
- способствовать формированию доброжелательных
отношений в группе
- развивать умения сотрудничать
Занятие №4.
Цель:
- развивать чувство единства, сплоченности
-учить детей действовать согласованно.
Занятие №5.
Цель:
-развивать чувство принадлежности к группе
-дать возможность ребенку выразить свои
ощущения, настроение.
Использованная
литература:
Зинкевич-Евтигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии»
Фопель К. «Чтобы дети были счастливыми»
Крюкова С.В. «Программа эмоционального
развития детей»
Романюта В.Н. «Ты и твои друзья»
Минаева В. И. «Развитие эмоций дошкольника»
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи.
Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций»
Информация о работе Курс коррекционно-развивающих занятий «Какой Я?