Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 02:08, реферат
Легальность сооствествует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
РЕФЕРАТ
По
дисциплине: Психология власти.
На
тему: Легальность и легитимность.
Санкт-Петербург
2011 г.
Легальность сооствествует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение.
Легитимность – это принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Таким образом, легитимность и легальность не только не тождественны, но могут находиться и в состоянии конфликта (Например, законно функционирующая власть не признавалась народом во время Оранжевой революции).
Легитимность – необходимое условие стабильности и эффективности власти. Легко видеть, что это в первую очередь психологическое понятие. Никакие ссылки на документы, целесообразность или традиции не сделают власть легитимной до тех пор, пока эти аргументы не станут убедительными для большинства или, хотя бы, значительного числа управляемых. Таким образом, легитимность власти – это факт сознания людей.
Индивид или институт обладают легитимной властью в том случае, если те, к кому они обращаются с определенным распоряжением, признают их право отдавать приказы. Если же носитель власти теряет легитимность, то рано или поздно он теряет и саму власть. Характерно, что сначала легитимность теряется для управляемых – они перестают признавать право носителей власти на управление. Сами же властные фигуры еще не осознают того, что ситуация изменилась, продолжают ожидать подчинения и готовности к подчинению. При этом они опираются на традиции собственной легитимности, подкрепленной соответствующими институтами и ритуалами – помазанием на царство, выборами и т. д.
Важным эмпирическим показателем степени легитимности власти является представленность в повседневной жизни средств принуждения. Например, если говорить о легитимности политической власти, то большое число хорошо вооруженных полицейских заставляет предположить, что граждане не считают свою власть легитимной, т. е. не готовы подчиняться ей добровольно. Или, другая возможность, сами носители власти осознают собственную нелегитимность, и поэтому ожидают сопротивления. Если же средства и институты принуждения не присутствуют ни на улицах, ни, что более важно, в сознании граждан, это свидетельствует о высоком уровне легитимности.
Макс Вебер выделял три вида легитимности: легитимность, основанную на традиции, легитимность, основанную на праве, и легитимность, основанную на харизме.
- в первом случае - в основе власти лежит обычай, властные отношения регулируются традиционно сложившимися установлениями.
- во втором - господство закона – означает, что люди следуют определенным кодифицированным правилам, признавая именно такое поведение оптимальным для согласования интересов, для разрешения конфликтов и вообще для обеспечения социального взаимодействия.
- в третьем - вид легитимности – харизматический – базируется на признании исключительного права именно этого человека или именно этой группы на управление людьми.
Психологические основы легитимности власти.
Общественные законы по сути своей - законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество – это действие людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно власть. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т. е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия – принуждения – видны во всех отношениях между людьми.
Власть не является непременно результатом насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество. Искание над собой власти, свободное желание подчинения вовсе не есть выражение слабости.
Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием психической природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть.
Психологические предпосылки легитимности.
Для того чтобы граждане, имеющие свои собственные интересы, не остались безразличными к властной воле, необходимо побудить личность следовать указаниям власти. Психологическое определение политико - властных отношений - взаимодействие мотиваций субъекта и объекта власти. Тогда психологическим механизмом осуществления власти является разнообразное воздействие на мотивы подвластных.
Соответственно, субъекту власти необходимо обладать определенными ресурсами, которые будут значимы для других. В психологической и политологической литературе наиболее распространенной является классификация источников власти, принадлежащая Д. Френчу, Б. Рейвену и Д. Картрайту. Они выделяют:
1) власть вознаграждения (подразумевает, что поведение людей будет определяться ожиданием позитивного подкрепления их действий);
2) власть принуждения (сохранение мотивации, не соответствующей властной воле, ведет к санкциям различного вида);
3) власть эталона (referent power) (субъект власти является примером, с которым подвластные идентифицируют себя);
4) власть знатока (эксперта) (убеждение граждан в важности знаний субъекта власти для осуществления заданных целей).
5) информационная власть (владение информацией, заставляющей объект власти переосмысливать последствия реализации своей наличной мотивации);
6) нормативная власть (legitimate power) (убежденность в праве на осуществление власти).
Люди могут повиноваться власти по многим причинам: надеясь получить некую выгоду; считая, что «другие еще хуже»; полагая, что выступать против власти «слишком дорого», и т. п. Но такая внешняя поддержка таит в себе возможность серьезного кризиса. То же самое можно сказать и о тенденции к «покупке» лояльности граждан. Речь идет не столько о собственно материальных ресурсах, сколько о психологических. С течением времени происходит своеобразное привыкание к репрессиям или поощрениям. Они начинают восприниматься как фоновое явление, а их субъективная значимость постепенно падает. С этой точки зрения легитимность «выгодна», поскольку власть может позволить себе не растрачивать средства на то, чтобы добиться выполнения своих указаний. Более того, в определенных ситуациях факт легитимности может стать для нее своеобразным единственным ресурсом.
Весьма часто легитимность понимают как «законность» и отождествляют с «легальностью». Легитимность и легальность не совпадают, поскольку имеют различную природу. Если легальность отражает формальный момент соответствия власти правовым нормам, то легитимность является по своей сущности именно психологической характеристикой.
Безусловно, легитимность и легальность взаимосвязаны, а правовой характер власти играет существенную роль при формировании легитимности. Однако легальность не является ни необходимым, ни достаточным ее условием. Люди могут признавать обоснованным господство власти, действующей с точки зрения «целесообразности» или даже установленной неправовыми средствами. Данный феномен также часто встречается в периоды социальных потрясений, таких, как революции. Противоположным может стать вариант, при котором граждане не доверяют в достаточной мере власти, которая, казалось бы, соответствует установленным нормам.
Развивая эту проблему, американский политолог Г. Алмонд считает политический режим устойчивым, если он принимается гражданами в качестве правильной формы правления, а известный немецкий философ К. Ясперс в понятие политической легитимности вкладывает господство доверия власти со стороны народа.
Наряду с легитимностью
важнейшим фактором стабильности в
обществе является эффективность власти.
Если легитимность мотивируется ценностными
моральными представлениями граждан,
то эффективность связана с оценкой власти
с точки зрения инструментальной – что
она дает или может дать людям. Эффективность –
это результативность власти, характеризующаяся
именно степенью выполнения ею своих функций,
реализацией ожиданийи требований граждан.
Несмотря на мотивационные различия, легитимность
и эффективность власти тесно связаны:
любые типы легитимности во многом определяются
надеждами на ее эффективность. С другой
стороны, достичь эффективности, не обладая
легитимностью, т.е. поддержкой граждан,
достаточно сложно. Политическая нестабильность,
характерная для стран «третьего мира»
и посткоммунистических стран, во многом
связана с проблемами легитимности и эффективности,
что объясняется разрушением традиционных
идеологических механизмов легитимации,
массовыми нарушениями демократических
процедур на выборах органов власти инизкой
эффективностью их деятельности. С другой
стороны, многие авторитарные режимы,
первоначально страдавшие дефицитом легитимности,
впоследствии приобрели ее благодаря
успешной экономической политике, укреплению
общественного порядка и повышению благосостояния
населения (Южная Корея, Чили, Бразилия
и др.)
Список литературы:
Соловьев А.И.:. Учебник
для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс,
2000. - 559 с.