Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:15, курс лекций
Психологическая готовность к школе (Гуткина) – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы в условиях обучения группы сверстников.
Психологическая готовность
к школе (Гуткина) – необходимый и достаточный
уровень психического развития ребенка
для начала освоения школьной программы
в условиях обучения группы сверстников.
4 компонента психологической готовности ребенка к школе:
1. Мотивационное
развитие. 2 вида мотивов: познавательные
мотив (потребность в
2. Развитие произвольной сферы.
3. Интеллектуальное развитие.
4. Речевое развитие.
Подчеркивается
важность мотивационного
Внутренняя позиция
школьника впервые
Велись экспериментальные
беседы, где путем прямых и
косвенных вопросов выяснялась
природа стремления в школу.
Первоначально полагалось, что дошкольники
желают попасть в новую
С одной стороны
произвольное поведение –
Как оформляется
протокол обследования ребенка.
Фамилия имя ребенка
Возраст (лет и месяцев)
дата рождения ребенка
дата обследования
место обследования
время обследования
экспериментатор
протоколист
Диагностическая программа содержит 7 методик.
На исследование мотивационной сферы направлено 2 методики: «сказка» И «внутренняя позиция школьника».
Произвольнойя сферы: «домик», «да и нет».
Интеллектуальной
и речевой сферы: «сапожки»,
«последовательность событий», «звуковые
прядки».
Сказка.
Направлена определение познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
Стимульный материал: лист со сказкой, набор игрушек. Один предмет из кухонной мебели, один предмет из кухонной посуды, один кубик, одна мягкая игрушка, одна машинка.
Показываем ребенку игрушки. Усаживаем ребенка на стульчик спиной к игрушками. Предлагаем послушать сказку. Чтение прерывается. Ребенку задается вопрос: «что ты сейчас больше хочешь? Дослушать сказку до конца или поиграть в те игрушки на столе?». В протоколе фиксируем выбор ребенка.
В протоколе пишем: выбор ребенка сказка/ игрушки.
Если ребенок
выбрал дослушать сказку, дочитываем
сказку для конца и задаем
дополнительный вопрос. Ответ даст
дополнительную информацию о
кругозоре ребенка. «А почему
на самом деле зайцы белые
шубки носят?». В протоколе
записываем ответ ребенка.
Завести отдельный лист «кругозор», фиксировать то как ребенок отвечает на вопросы по кругозору ребенка.
Если ребенок выбрал игрушки, то сказку не дочитываем, а даем поиграть и фиксируем в протоколе как он играл. Игра обычно носит манипулятивный характер.
Дети с выраженным
познавательным интересом
Бывает, что ребенок выбирает игрушки, подходит к ним, но играть не начинает. Это фиксируем в протоколе.
Если ребенок берет игрушку, возвращается, просит дочитать, экспериментатор повторяет, что нужно выбрать что-то одно.
Если ребенок будет задавать дополнительные вопросы, высказывания, записать это тоже в протоколе.
Может спросить
«что вы пишете», ответить «
По каждой методике 3 варианта оценки: +, +-, -.
+ По методике
сказка. Познавательный мотив
Если ребенок выбрал игрушки, значит игровой мотив доминирует над познавательным. Это минус.
Плюс-минус –
когда ребенок сначала выбрал
игрушки, потом не играл,
Внутренняя позиция школьника.
Дети, у которых
внутренняя позиция есть, предпочитают
роль ученика, а не учители.
Если позиция отсутствуют,
Была разработана
беседа, которая позволяет косвенным
образом выявить
Пример. Ты хочешь идти в школе? Ты хочешь еще на год остаться в детском саду.
6 вопросов являются ключевыми. На основании их мы оцениваем методику. Вопросы 1,2,7,10,11,12.
Вопрос номер
1 в случае утвердительного
В вопросе 2 задаем вопрос «почему» и в случае отрицательного, и в случае положительного ответа.
Если ребенок говорит что там будут друзья, мы задаем вопрос «а еще почему ты хочешь идти в школу». Если не отвечает, что учебная мотивация скорее всего недостаточно развита.
Бывают дети отвечают «интересно». Тогда мы задаем вопрос: «что тебе интересно в школе»
Вопрос 10. Ребенок
с внутренней позицией
Вопрос 11. Если дети выбирают роль ученика потому что им быть проще, это говорит об отсутствии внутренней позиции школьника.
По 6 вопросу дети
называют книги, характерные
Вопрос 8 не очень информативный потому что мы не можем это проверить
Вопрос 9 является переходным к вопросу 10.
Если позицию
определяют когда ребенок уже
ходит в школу, то вопросы
задают по другому.
При интерпретации сначала анализируются ответы на вопросы 11 и 13 при игре в школу, а потом ответы на остальные ключевые вопросы: 1, 2, 7 и 10.
Сформированная
позиция (плюс) когда на все
ключевые вопросы ребенок дает
ответы, свидетельствующие на
Плюс минус.
Если 11 и 12 вопросы идут в плюс,
но при ответе на остальные
ключевые вопросы есть
Если ответы на вопросы 11 и 12 неоднозначны, ответы на остальные вопросы должны быть плюсм
Оценивается как не сформированная в следующих случаях:
А) когда ответы
на вопросы 11 и 12 об игре
в школу оба свидетельствуют
об отсутствии у ребенка
Б) 11 и 12 оценивается как неоднозначный и при этом есть серьезными минусы.
На основании
этих двух методик делается
вывод по мотивационной сфере
в целом.
Вывод «С точки зрения психологической готовности к школе мотивационная сфера развита хорошо» делается тогда, когда по методикам «сказка»и «внутренняя позиция» плюсы.
Вывод «С точки
зрения психологической
Вывод «с точки
зрения психологической
Информация о работе Лекция по психологической готовности к школе (Гуткина)