Лекция по психологической готовности к школе (Гуткина)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:15, курс лекций

Краткое описание

Психологическая готовность к школе (Гуткина) – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы в условиях обучения группы сверстников.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая готовность к школе.docx

— 15.45 Кб (Скачать файл)

Психологическая готовность к школе (Гуткина) – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы в условиях обучения группы сверстников.  

4 компонента психологической  готовности ребенка к школе:

1. Мотивационное  развитие. 2 вида мотивов: познавательные  мотив (потребность в овладении  новыми знаниями), широкие социальные  мотивы.

2. Развитие произвольной  сферы.

3. Интеллектуальное  развитие.

4. Речевое развитие.

 Подчеркивается  важность мотивационного развития.

 Внутренняя позиция  школьника впервые исследовалась  в работах Божович с Морозовой и Славиной. Наблюдение, проводившееся за детьми показали, что дети в определенный момент начинают мечтать о школе, всё меньше привлекают занятия дошкольного типа.

 Велись экспериментальные  беседы, где путем прямых и  косвенных вопросов выяснялась  природа стремления в школу.  Первоначально полагалось, что дошкольники  желают попасть в новую обстановку, к новым друзьям. Однако, в беседах такое представление было поставлено под сомнение. Дети говорили о своем желании учиться. Это подтверждалось тем, что у многих детей желание учиться не совпадало с желанием ходить в школу.

 С одной стороны  произвольное поведение – новообразование  школьного возраста. С другой  – отсутствие произвольности  мешает обучению. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре.

Как оформляется  протокол обследования ребенка. 

Фамилия имя ребенка

 Возраст (лет  и месяцев)

 дата рождения  ребенка

 дата обследования

 место обследования

 время обследования

 экспериментатор

 протоколист 

Диагностическая программа  содержит 7 методик.

 На исследование  мотивационной сферы направлено 2 методики: «сказка» И «внутренняя  позиция школьника».

 Произвольнойя сферы: «домик», «да и нет».

 Интеллектуальной  и речевой сферы: «сапожки»,  «последовательность событий», «звуковые  прядки». 

Сказка.

 Направлена определение познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

 Стимульный материал: лист со сказкой, набор игрушек. Один предмет из кухонной мебели, один предмет из кухонной посуды, один кубик, одна мягкая игрушка, одна машинка.

 Показываем ребенку  игрушки. Усаживаем ребенка на  стульчик спиной к игрушками. Предлагаем послушать сказку. Чтение прерывается. Ребенку задается вопрос: «что ты сейчас больше хочешь? Дослушать сказку до конца или поиграть в те игрушки на столе?». В протоколе фиксируем выбор ребенка.

 В протоколе  пишем: выбор ребенка сказка/ игрушки.

 Если ребенок  выбрал дослушать сказку, дочитываем  сказку для конца и задаем  дополнительный вопрос. Ответ даст  дополнительную информацию о  кругозоре ребенка. «А почему  на самом деле зайцы белые  шубки носят?». В протоколе  записываем ответ ребенка. Если  ответит «ему холодно», тогда  спрашиваем «а еще почему».

 Завести отдельный  лист «кругозор», фиксировать то как ребенок отвечает на вопросы по кругозору ребенка.

 Если ребенок  выбрал игрушки, то сказку не  дочитываем, а даем поиграть и  фиксируем в протоколе как он играл. Игра обычно носит манипулятивный характер.

 Дети с выраженным  познавательным интересом выбирают  досушивание сказки.

 Бывает, что ребенок  выбирает игрушки, подходит к  ним, но играть не начинает. Это фиксируем в протоколе.

 Если ребенок  берет игрушку, возвращается, просит  дочитать, экспериментатор повторяет,  что нужно выбрать что-то одно.

 Если ребенок  будет задавать дополнительные  вопросы, высказывания, записать  это тоже в протоколе.

 Может спросить  «что вы пишете», ответить «мне  очень интересно что ты отвечаешь, я записываю»

 По каждой методике 3 варианта оценки: +, +-, -.

+ По методике  сказка. Познавательный мотив доминирует  над игровым. Ставим, если ребенок выбрал сказку.

 Если ребенок  выбрал игрушки, значит игровой мотив доминирует над познавательным. Это минус.

 Плюс-минус –  когда ребенок сначала выбрал  игрушки, потом не играл, попросил  дослушать сказку. 

Внутренняя позиция  школьника.

 Дети, у которых  внутренняя позиция есть, предпочитают  роль ученика, а не учители.  Если позиция отсутствуют, дети  предпочитают роль учителя, а  не ученика.

 Была разработана  беседа, которая позволяет косвенным  образом выявить познавательной  или игровой мотивации. Беседа  состоит из 12 вопросов (в стимульном материале)

 Пример. Ты хочешь  идти в школе? Ты хочешь еще  на год остаться в детском  саду.

6 вопросов являются  ключевыми. На основании их  мы оцениваем методику. Вопросы  1,2,7,10,11,12.

 Вопрос номер  1 в случае утвердительного ответа  не всегда является информативным

 В вопросе 2 задаем вопрос «почему» и в  случае отрицательного, и в случае  положительного ответа.

 Если ребенок  говорит что там будут друзья, мы задаем вопрос «а еще почему ты хочешь идти в школу». Если не отвечает, что учебная мотивация скорее всего недостаточно развита.

 Бывают дети отвечают «интересно». Тогда мы задаем вопрос: «что тебе интересно в школе»

 Вопрос 10. Ребенок  с внутренней позицией школьника  не соглашается не ходить в школу. Бывает так, что ребенок 10-й вопрос не понимает. В этом случае повторить. Или можно поменять – заменять «то тебя это устроит» на «то ты согласишься».

 Вопрос 11. Если  дети выбирают роль ученика потому что им быть проще, это говорит об отсутствии внутренней позиции школьника.

 По 6 вопросу дети  называют книги, характерные для  их возраста.

 Вопрос 8 не очень  информативный потому что мы не можем это проверить

 Вопрос 9 является  переходным к вопросу 10.

 Если позицию  определяют когда ребенок уже  ходит в школу, то вопросы  задают по другому. 

При интерпретации  сначала анализируются ответы на вопросы 11 и 13 при игре в школу, а  потом ответы на остальные ключевые вопросы: 1, 2, 7 и 10.

 Сформированная  позиция (плюс) когда на все  ключевые вопросы ребенок дает  ответы, свидетельствующие на сформированность внутренней позиции школьника.

 Плюс минус.  Если 11 и 12 вопросы идут в плюс, но при ответе на остальные  ключевые вопросы есть серьезный  мину. Например желание ходить в школу (вопрос 7) не объясняется ни одной не связанной с обучением причиной. Или на вопрос 1 ответ «нет».

 Если ответы  на вопросы 11 и 12 неоднозначны, ответы на остальные вопросы  должны быть плюсм

 Оценивается как  не сформированная в следующих случаях:

 А) когда ответы  на вопросы 11 и 12 об игре  в школу оба свидетельствуют  об отсутствии у ребенка внутренней  позиции школьника. Остальные  вопросы можно даже не смотреть

 Б) 11 и 12 оценивается  как неоднозначный и при этом  есть серьезными минусы.

 На основании  этих двух методик делается  вывод по мотивационной сфере  в целом. 

Вывод «С точки зрения психологической готовности к школе  мотивационная сфера развита  хорошо» делается тогда, когда по методикам «сказка»и «внутренняя позиция» плюсы.

 Вывод «С точки  зрения психологической готовности  к школе мотивационная сфера  развита на среднем уровне»  если по методикам «+/-»

 Вывод «с точки  зрения психологической готовности  к школе мотивационная сфера  развита на низком уровне. Если  по одной методике «+/-», по  другой «–» или по обоим «–»

Информация о работе Лекция по психологической готовности к школе (Гуткина)