Лидерство и пассионарность в неклассическом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:34, реферат

Краткое описание

Лидерство, один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями "управление", "руководство", Л. характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип Л. всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы.
В современной буржуазной социологии и социальной психологии наиболее распространена концепция, в которой Л. рассматривается как взаимодействие черт лидера, групповой ситуации, психологических "ожиданий" последователей, их реакции на лидера. Многие исследования Л. опираются на типологию авторитета, предложенную немецким философом и социологом М. Вебером

Содержание

Лидерство 2
Пассионарность 5
Степени пассионарности 6
Лидерство и пассионарность в неклассическом обществе. 9
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

лидерство.docx

— 27.85 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Лидерство 2

Пассионарность 5

Степени пассионарности 6

Лидерство и  пассионарность в неклассическом обществе. 9

Список литературы 14

 

Лидерство

Лидерство, один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями "управление", "руководство", Л. характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип Л. всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы.

В современной буржуазной социологии и социальной психологии наиболее распространена концепция, в  которой Л. рассматривается как  взаимодействие черт лидера, групповой  ситуации, психологических "ожиданий" последователей, их реакции на лидера. Многие исследования Л. опираются на типологию авторитета, предложенную немецким философом и социологом М. Вебером. Изучение Л. в буржуазной социологии и социальной психологии направлено на разработку методов эффективного Л. и отбора лидеров. Созданы психометрические и социометрические тесты и методики (К. Левин, Дж. Морено, Х. Дженнингс, К. Фидлер — США, и др.), применение которых в малых группах приносит известные практические результаты. Вместе с тем во многих работах Л. трактуется неисторически, игнорируется его классовый характер.

Методологическая основа научного изучения Л. — диалектический и исторический материализм. Л. выступает  как процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе господствующих общественных отношений. На этот процесс влияют характер группы, сфера её жизнедеятельности, специфические  признаки ситуации, психологические  особенности участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной деятельности Л. возникает как объективная  потребность определённой группы, преломившаяся  в сознании участников и принявшая  форму ожиданий и требований, обращаемых к человеку, исполняющему роль лидера.

По стилю различают  авторитарное Л., предполагающее единоличное  направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое  Л., позволяющее членам группы участвовать  в установлении целей и управлении её деятельностью.

В организациях различают "формальное" и "неформальное" Л.: первое связано  с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. "Неформальное" Л. возникает  на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо дополняют друг друга  и сочетаются в лице авторитетного  руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации  падает.

Проблемы Л. изучаются  различными науками. Психология и психиатрия исследуют особенности личности лидера. Социология рассматривает Л. с точки зрения социальной системы. Социальная психология изучает Л. как  процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, исследует  его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения на руководящие  посты лиц в зависимости от характера группы и организации.

Особое значение имеет проблема политического Л. В буржуазной социологии получило распространение эмпирическое исследование отдельных случаев и ситуаций политического Л., однако отсутствует его научная теория. Нередко результаты исследований Л. в малых группах распространяются на всё общество. Исследователи-марксисты опираются на сформулированную В. И. Лениным теорию отношений народных масс — классов — партий — политических руководителей (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 24). Политическое Л. возникает в процессе классовой борьбы. "Ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им" (там же, т. 4, с. 375). Каждому этапу обществ. развития и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения лидеров, организации Л. Коммунистическое движение в ходе своего развития выработало принципы демократического централизма, служащие основой воспитания, отбора и выдвижения руководителей. В социалистическом обществе возрастает роль научного управления и организованности во всех сферах общества и, соответственно, значение изучения социологических и социально-психологических проблем Л

 

Пассионарность

Понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П.является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д'Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения  П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.

Степени пассионарности

 

Несомненно, что подавляющее  число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения либо личного, либо видового. Последнее  проявляется в стремлении к размножению  и воспитанию потомства.

Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком.

Как инстинктивные, так и  пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит, нам следует отыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно было бы сопоставить с описанным выше. Иными словами, все импульсы должны быть разбиты на два разряда: а) импульсы, направленные к сохранению жизни, и б) импульсы, направленные к принесению жизни в жертву идеалу - далекому прогнозу, часто иллюзорному.

Для удобства отсчета обозначим  импульсы "жизнеутверждающие" знаком плюс, а импульсы "жертвенные", естественно, знаком минус. Тогда эти  параметры можно развернуть в  плоскостную проекцию, похожую на привычную систему Декартовых координат, причем отметим, что положительные  не значит "хорошие" или "полезные", а отрицательные - плохие" (ведь в физике катионы и анионы, а в химии - кислоты и щелочи качественных оценок не имеют).

Вообще надо отметить, что  только в общественной форме движения материи есть смысл противопоставлять  прогресс - застою и регрессу. Поиски осмысленной цели в дискретных процессах  природы - неуместная телеология. Как  горообразование в геологии ничем  не "лучше" денудации, или зачатие  и рождение - такие же акты жизни  организма, как смерть, так и в  этнических процессах отсутствует  критерий "лучшего". Однако это  не значит, что в этногенезе нет  системы, движения и даже развития - это значит лишь, что нет "до" и "после". В любом колебательном  движении есть только ритм и большая  или меньшая напряженность. Так  условимся же о терминах.

Положительным импульсом  сознания будет только безудержный  эгоизм, требующий для осуществления  себя как цели рассудка и воли. Под  рассудком мы условимся понимать способность выбора реакции при  условиях, допускающих это, а под  волей - способность производить  поступки согласно сделанному выбору. Следовательно, из этого разряда  исключаются все тактильные и  рефлекторные действия особей, равно  как и поступки, совершенные по принуждению других людей или  достаточно весомых обстоятельств. Но ведь внутреннее давление - императив  либо инстинкта, либо морали, либо пассионарности - также детерминирует поведение. Значит, и его надо исключить наряду с давлением этнического поля и традиций. Для "свободных" или "эгоистичных" импульсов остается небольшая, но строго очерченная область, та, где человек несет за свои поступки моральную и юридическую ответственность. Тут мы опять сталкиваемся с невозможностью дать дефиницию, практически ненужную. Коллективный опыт человечества четко отличает вынужденные поступки от преступлений. Убийство при самозащите отличается от убийства с целью грабежа или мести, обольщение - от изнасилования и т.д. В середине прошлого века делались попытки отождествить такие поступки, но это было беспочвенное резонерство. В наше время очевидно, что сколь бы ни была разумна забота человека о себе, она не дает ему основания сознательно нарушать права соседей или коллектива.

"Разумному эгоизму"  противостоит группа импульсов  с обратным вектором. Она всем  хорошо известна, как, впрочем,  и пассионарность, но также никогда не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется искреннее влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное представление), к красоте (тому, что нравится без предвзятости) и к справедливости (соответствию морали и этике). Это влечение сильно варьируется в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим "разумным эгоизмом", но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. В сфере сознания оно как бы является аналогом пассионарности и, следовательно, имеет тот же знак. Назовем его аттрактивностью (от лат. attractio - влечение).

Природа аттрактивности неясна, но соотношение ее с инстинктивными импульсами самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя (мотора) и руля. Равным образом соотносится с ними "разумный эгоизм" - антипод аттрактивности.

 

Лидерство и пассионарность в неклассическом обществе.

Развитие современного мира, с позиций постнеклассической науки, многовариантно, проходит через неустойчивость и подчиняется нелинейным законам[1]. В России, переживающей бифуркационный перелом, меняется диспозиция социальных сил, происходит рождение новых структур, в которых появляются новые лидеры. Признание конструктивности хаоса, роли случайности и непредсказуемости в бифуркационную эпоху позволяет по-новому рассматривать социальное управление и связанные с ним феномены, в том числе лидерство.

Развитие современного общества часто связывают с активностью  лидеров. Действия личности, обладающей официальным статусом и авторитетом  должности, могут подтолкнуть систему  к тому или иному пути эволюции, вывести на аттрактор развития. Чем  выше положение лидера в иерархии власти, тем большие последствия  для сообщества имеет его выбор  из спектра возможностей. Навязывание  социальной системе чуждых форм, попытки  реализации не соответствующих её потребностям проектов являются признаком неэффективного управления[2]. И, напротив, целенаправленные действия лидеров в соответствии с внутренними законами эволюции и самоорганизации системы, понимание, что не всё поддаётся учёту  и не всё следует контролировать, скорее приведут к цели.

Лидерство – феномен социальной жизни динамично развивающихся  социальных систем (личности, группы, общества), это и форма адаптации к  жизни общества, и способ передачи социального опыта. Если управление включает механизмы организации  социальных систем, то лидерство –  механизм самоорганизации, в определенном смысле стихийного самоуправления (структуры  лидерства складываются стихийно, но проявляется оно во вполне сознательной деятельности субъектов). Прангиашвили И. В. отмечает тенденцию перехода от централизации к децентрализации, от организации к самоорганизации, от вертикального


Информация о работе Лидерство и пассионарность в неклассическом обществе