Лидерство и руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

Психология управления - раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления -- анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Кто такой лидер………..………………………………………………...4
Качества лидера……………………………….…………………………5
Лидер и руководитель………………………….………………………..7
Стили управления руководителя……………………………………….9
Типы руководителей…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………....15

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство и руководство.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

 

Кафедра Психология труда  и инженерная психология

                                          Психология

 

                                            Контрольная работа

 

 

 

Тема: «Лидерство и руководство»

 

Руководитель 

Аболина Е.О.

___________________

дата                 оценка          роспись

 

Выполнил:

 студент  2-ого курса

ХТФЗДО

группы 0804-11

Ускова Е.Е.

Номер зачетной книжки

№ 1208075

___________________

дата сдачи                    роспись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2013 гг


 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Кто такой лидер………..………………………………………………...4
  2. Качества лидера……………………………….…………………………5
  3. Лидер и руководитель………………………….………………………..7
  4. Стили управления руководителя……………………………………….9
  5. Типы руководителей…………………………………………………….12
  6. Заключение……………………………………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология управления - раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления -- анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными. По мнению западных менеджеров насколько невозможно нормально управлять производством без знания экономики и права, настолько невозможно руководить людьми без знания социальной психологии и психологии управления. Одной из ключевых проблем в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и "руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение. Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные - должностные, функциональные и неформальные - эмоциональные, психологические. Руководство - это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по статусу. Такому понятию как лидерство даётся множество определений в различной литературе. Далее я подробно описываю кто такой «лидер» и «руководитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто такой лидер?

 

Лидер — это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие  их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.

«Лидер, тот за которым  вы идете туда, куда сами бы пойти не отважились». Главные функции лидера – Спаси и Сохрани, Накорми и Обогрей, Рассуди и Направь (А.Калабин). И базируются они на основных человеческих инстинктах: самосохранения и выживания.  
Люди следуют за лидером потому, что они разделяют его видение и цель… Хороший лидер помогает людям стать лучше, чем они есть. Он создает рабочую атмосферу, которая привлекает, держит и мотивирует работников.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качества лидера

 

В мире существует два  типа людей. Один тип называется ЛИДЕРЫ, а другой – ПОСЛЕДОВАТЕЛИ. Различие между этими двумя типами огромно, также огромно и различие между их благосостоянием.

 

 

Одиннадцать главных  качеств истинного лидера:

 

  1. НЕСГИБАЕМАЯ ВОЛЯ И МУЖЕСТВО, основанные на знание. Ни один последователь не хочет следовать за лидером,  которому не достает храбрости и уверенности в себе. Авторитет такого лидера продержится недолго.

 

  1. САМООБЛАДАНИЕ. Человек, который не умеет контролировать свои мысли и чувства, не сможет контролировать других. Самообладание лидера дает мощный пример его последователям и заставляет их подражать ему.

 

  1. ОСТРОЕ ЧУВСТВО ПРАВДЫ. Без жажды справедливости и понимания необходимости правосудия ни один лидер не сможет командовать своими последователями и сохранить их уважение.

 

  1. ТВЕРДАЯ РЕШИМОСТЬ. Люди, которые постоянно сомневаются в правильности своих решений, не уверенны в себе, а потому не способны направлять и организовывать других людей.

 

  1. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПЛАНОВ. Успешные лидеры должны четко планировать свою работу и следить за выполнением планов. Лидеры, которые полагаются только на интуицию и не просчитывают все свои шаги наперед, подобны кораблю, на котором нет руля. Рано или поздно он наскочит на скалы и разлетится вдребезги.

 

  1. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Один из признаков истинного лидера – предъявление высоких требований к себе и большая работоспособность. Настоящий лидер всегда выполняет больше, чем кто либо из его последователей.

 

  1. РАСПОЛАГАЮЩАЯ ВНЕШНОСТЬ. Неряшливый, небрежный, растрепанный человек не сможет стать успешным лидером. Лидерство призывает к уважению. Последователи не будут уважать своего лидера, если он не следит за своей внешностью.

 

  1. ДРУЖЕЛЮБИЕ И ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ. Истинный лидер всегда приветлив. Он относится к людям с дружелюбием и пониманием. Он старается вникнуть во все их проблемы и помогает им.

 

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО.  Большинство лидеров в совершенстве знают дело, которым занимаются. Да них не существует мелочей. Они вникают во все детали своего бизнеса.

 

  1. УМЕНИЕ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Успешные лидеры готовы отвечать за ошибки и промахи своих последователей. Они не перекладывают ответственность на кого-то другого.

 

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО. Успешные лидеры очень хорошо понимают важность сотрудничества и это понимание стараются донести до своих последователей. Лидерство призывает к власти, а власть невозможна без сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лидер и руководитель

 

«лидер» - ведущий или  идущий впереди.  Но все ли

руководители - лидеры? Иначе  говоря, кого из них и  почему  можно  так назвать?  Не проще  ли обойтись привычным понятием  «начальник или руководитель»,  прежде очень  распространенным?  Итак,  почему   все-таки лидер? Так или  иначе,  понятия  "лидерство"   и   "руководство"   имеют  принципиально разные   социальные, политические  и,  естественно, психологические значения.  Суть различий - в характере и направлении выдвижения "номера первого". Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны,

признает, принимает, наконец, избирает ведомая им  группа.  В  этом  смысле лидер всегда выдвигается "снизу",  более или  менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается "сверху",  так или иначе навязывается. Это назначение может носить политический  или административный характер,

ведомые могут по-разному  выразить свое  к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и  тогда другой кандидат будет скорее всего назначен  "сверху.".  Иными  словами,  лидерство  можно  обозначить  вектором, направленным снизу  вверх;  руководство же -  вектором  противоположного направления.

 

Наиболее полно различия между двумя этими понятиями отражены в работе Парыгина Б. Д. Он приводит целый ряд отличий между лидерством и руководством.

1. Лидер в основном  призван осуществлять регуляцию  межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.

2. Лидерство можно  констатировать в условиях микросреды (ею и является малая группа). Руководство-это элемент макросреды, т.е оно связанно с системой  общественных отношений.

3. Лидерство возникает  стихийно, руководитель всякой реальной  социальной группы либо назначается,  либо избирается.

4. Явление лидерства  менее стабильно, выдвижение лидера  в большей степени зависит  от настроения в группе, в то  время как руководитель явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает  гораздо более определенной системой  различных санкций, которых нет  в руках лидера.

6. Процесс принятия  решений руководителем более  сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

7. Сфера деятельности  лидера в основном малая группа, где он является лидером, сфера  деятельности руководителя шире, так как представляет малую группу в более широкой социальной системе.

 

Но, несмотря на существенные различия как Парыгин Б. Д. так  и Кричевский Р. Л видят в лидерстве  и руководстве нечто общее.

1. Руководство и лидерство  – средства координации отношений  членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют  процессы социального влияния  в коллективе.

3. Руководству, как  и лидерству присуща определенная  субординация отношений. В первом  случае отношения четко определены  и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения никак не очерчены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стили управления руководителя

 

Взаимоотношения руководителя с подчиненных, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. 

 

Выделяют следующие стили управления:

  1. Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (“максимум контроля”), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2)подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат (“подхалимы”, “козлы отпущения”, интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
  2. Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
  3. Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом демократии” (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, “минимумом контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “самотек”), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
  4. Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем. Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.
  5. Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

Информация о работе Лидерство и руководство