Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:44, реферат
Акцентуация характера, по А.Е. Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Введение
3
Личностно-аномальный патопсихологический синдром
4
Заключение
12
Литература
13
Содержание
Введение |
3 |
Личностно-аномальный патопсихологический синдром |
4 |
Заключение |
12 |
Литература |
13 |
Введение
В психологии выделяются три сферы, в которых осуществляется становление и формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
Личность - это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения [1].
Личность — психологическое понятие, определяющее человека как носителя общественных социальных отношений. Она проявляется индивидуально неповторимым сочетанием таких психологических параметров, как задатки, способности, темперамент, характер, направленность.
Структура личности – это стабильные характеристики, которые, выступая в различных комбинациях, составляют единое, определенным образом организованное целое и могут быть выявлены как устойчивые показатели.
В психологии выделяются три сферы, в которых осуществляется становление и формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
Патология личности
достаточно разнообразна. На одном
полюсе находятся акцентуации
характера, которые
Личностно-аномальный патопсихологический синдром
В клинике личностно-аномальному симптомокомплексу соответствуют акцентуированные и психопатические личности [2].
Акцентуация характера, по А.Е. Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Расстройства личности (психопатии) – стойкие личностные дисгармонии, для которых характерны:
выраженность патологических свойств личности, препятствующих полноценной адаптации к среде;
тотальность личностных девиаций; относительная стабильность, малая обратимость;
наличие совокупности расстройств
определенной клинической структуры
(за исключением мозаичной
тенденция к однотипному способу поведенческого реагирования;
появление «психопатического
цикла», способствующего стабилизации
личностной патологии: дисфория – конфликт
- личностная реакция-усугубление
В соответствии с классификацией по МКБ – 10 вместо термина «психопатия» используется термин «расстройства личности» и выделяются следующие клинические варианты.
В соответствии с классификацией по МКБ – 10 вместо термина «психопатия» используется термин «расстройства личности» и выделяются следующие клинические варианты [3].
Таблица 2
Типы расстройств личности в соответствии с МКБ - 10
(по Х. Ремшмидту, 2001)
Специфические расстройства личности |
Рубрика МКБ - 10 |
Основные признаки |
Параноидное |
F 60.0 |
Выраженная подозрительность. Связанная с постоянной и необоснованной тенденцией истолковывать действия окружающих как презрительные или даже опасные |
Шизоидное |
F 60. 1 |
Ограниченная способность к эмоциональному реагированию и проявлению чувств, ангедония, эмоциональная холодность, отгороженность, социальное безразличие и изолированность, робость и закрытость в контактах |
Диссоциальное |
F 60.2 |
Конституциональная склонность к девиантному и делинквентному поведению, которая проявляется уже в детском возрасте. Отмечаются такие характерологические особенности, как недостаток эмпатии, эмоциональная холодность, эгоцентризм, а также дефицит совестливости, импульсивность, хроническая раздражительность, ненадежность, трудности в контактах, недооценка или непризнание социальных норм. |
Эмоционально нестабильное |
F 60. 3 |
Импульсивный тип: недостаточный контроль за импульсивностью, неумение управлять аффектами, повышенная возбудимость и тенденция, особенно в ситуациях фрустрации, к вспышкам насилия или угрожающего поведения. Пограничный тип: нестабильность настроения и межличностных отношений, кризы идентичности, вспышки агрессии при эмоциональном стрессе, аутоагрессивные тенденции вплоть до значительных самоповреждений и парасуицидальных действий. |
Истерическое |
F 60. 4 |
Зависимость от внешнего внимания, подтверждения их значимости и признания; лабильная и поверхностная эмоциональность, стремление к драматизации, неискренность и кокетство; чрезмерный интерес к своей физической привлекательности, а также неадекватное стремление нравиться; повышенная внушаемость, недостаточная способность следовать целям и ценностям, вследствие этого непостоянство, особенно в межличностных и партнерских отношениях. |
Ананкастное |
F 60. 5 |
Совестливость, перфекционизм, стремление к порядку, приверженность нормам, ригидность, нерешительность, неуверенность; затруднения в межличностных контактах. |
Тревожное |
F 60. 6 |
Неуверенность в себе, заниженная самооценка, тревожность; робость, напряженность, скованность в контактах, выраженный страх быть отвергнутым, получить отказ. |
Зависимое параноидное расстройство личности |
F 60. 7 |
Неспособность к самостоятельной жизни; ограниченная готовность брать на себя ответственность; в парных отношениях постоянная боязнь утраты и страх остаться в одиночестве, связанные со стремлением приспосабливаться и уступчивостью. |
Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс складывается из эмоционально-волевых расстройств, изменения структуры иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт [4].
Структура синдрома определяется типом личностного расстройства, что при исследовании познавательной деятельности проявляется опосредованно или может не проявляться. Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, страдающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллектуальным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.
Возбудимый вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса
Возбудимый вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса имеет своеобразную структуру, отличающуюся относительной сохранностью когнитивной сферы: восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома [5].
Мышление также, как правило, страдает незначительно или не страдает совсем. При общей сохранности категориального строях и динамики мышления возможны значительные колебания продуктивности (импульсивность в работе, внезапные отказы); нарушение обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков; проекция (главным образом агрессивная) в ассоциативном эксперименте, пиктограмме; нарушение критичности. Как правило, отмечается высокая аффективная обусловленность мышления.
Воображение может иметь некоторые отличительные особенности. Так, возможна проекция установок (например, агрессивных, садистических) в заданиях типа «Рассказ по серии картинок». Отмечается достаточная реалистичность воображения, в ряде случаев может быть повышена его оригинальность.
Речь обычно достаточно хорошо интонированная, часто сопровождающаяся активной мимикой и жестикуляцией. Нередко использование в устной речи ненормативных, жаргонных слов.
Эмоциональная сфера характеризуется увеличением амплитуды и подвижности эмоциональных реакций. При этом возможна яркая, эмоциональная экспрессия. Как правило, отмечается снижение порога возникновения эмоционального ответа. Достаточно характерны также эксплозивность, склонность к эмоциональному «самовзвинчиванию». В большинстве случаев отмечаются выраженная нестабильность аффективного фона, нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями, ослабление этического контроля.
В мотивационно-потребностной сфере наблюдаются ее деформация с доминированием примитивных (агрессивных, утилитарно-гедонистических) мотивов, слабость звучания альтруистических мотивов. Характерны нестабильность и завышение уровня притязаний, неадекватное повышение и неустойчивость самооценки [6].
Заострение свойств личности можно отметить при беседе, изучении анамнеза, экспериментальном исследовании по различным личностным опросникам и проективным тестам (при значительном повышении (понижении) балльных оценок по тем или иным шкалам, типам реакций и т. п.). Нестабильный, завышенный уровень притязаний, завышенная самооценка выявляются в клинико-психологической беседе, в ходе экспериментального исследования (подчеркивание своей правоты, своих положительных качеств и достоинств в процессе беседы, неадекватная личностная экстрапунитивная реакция на критику при исследовании познавательной деятельности и т.п.). Повышенную конфликтность в межперсональных отношениях можно наблюдать в ситуации эксперимента (нарушение дистанции, провокационные вопросы и высказывания испытуемого и т. п.). Возможны проецирование интерперсональных конфликтов в тестах пиктограмм, рассказ по картинке, рассказ по серии картинок. Нарушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интенсивности и длительности реакций, трудности их переключения, что может отмечаться в анамнезе, при беседе и экспериментальном исследовании (например, шоковые реакции на эмоционально значимые понятия в ассоциативном эксперименте, в методике пиктограмм). Выраженная аффективная обусловленность мышления проявляется в колебаниях продуктивности, качества выполнения по принципу интересно — неинтересно, успешно — неуспешно. Импульсивность в работе, нарушения волевого контроля особенно заметны при предъявлении достаточно длинной серии однотипных заданий («Выделение существенных признаков», «Исключение» и т. п.). Часто отмечается формирование оппозиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперименте. При общей сохранности категориального строя и операций мышления в ряде случаев возможны неадекватные решения, связанные с искажением обобщения по типу актуализации второстепенных, личностно-значимых признаков, при этом значимость избранного варианта часто подчеркивается испытуемым («Я так считаю»).
К видам нозологических форм,
при которых встречается
Торпидный вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса
Торпидный вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса также имеет структуру, характеризующуюся относительной сохранностью интеллектуально-мнестической деятельности.
Восприятие, внимание и память обычно не страдают, их сохранность коррелирует с уровнем интеллектуального развития [8].
В структуре мышления при
общей сохранности
Продуктивность воображения
варьирует. Значимость оценки экспериментатора
в процессе экспериментально-
В эмоциональной сфере, как правило, отмечается повышенный уровень тревожности. Характерен сниженный порог возникновения эмоционального ответа. Реакция на внешние раздражители (в том числе на замечания экспериментатора) адекватна по направленности, неадекватно повышена по силе. Отмечается своеобразная аффективная «застреваемость».
Под заострением свойств личности подразумевается выделение основного радикала, характерологических особенностей; определяющих стиль восприятия и мироощущения. Они влияют на степень адаптации в социуме и самооценку. В силу неуверенности и тревожности она будет характеризоваться неустойчивостью и тенденцией к снижению. У таких людей чаще преобладает дополняющая система ценностей, что указывает на превалирование вытеснения как механизма защиты. Мотив будет направлен на избегание неуспеха, подкрепление своих ответов. Реакция на критику преимущественно интрапунитивная, личностная. Стимулами для работы здесь являются похвала и одобрение, критика усиливает тревожность и снижает результаты. Первостепенным является внутренний характер конфликта, который порождает внешние противоречия. Что касается познавательных процессов, то наблюдается сохранность основных компонентов мышления, памяти. Внимание коррелирует с достаточной интеллектуальной базой. При сниженных интеллектуальных показателях внимание селективно; отмечается значительная врабатываемость, что влияет на мнестические показатели (кривая запоминания носит нарастающий или зигзагообразный характер). При общей способности оперировать категориями, проводить анализ и синтез возможны искажения обобщения по личностно значимым и второстепенным признакам, формирование суждений на основе конкретно-ситуационных связей.
Виды нозологических форм, при которых встречается торпидный вариант личностно-аномального симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности (психопатоподобные состояния) при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, черепно-мозговых травмах и т. д. [8].
Информация о работе Личностно-аномальный патопсихологический синдром