Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:12, доклад
Психология как наука начиналась с изучения отдельных психических процессов (вспомните интроспективную психологию Вундта), но на определенном этапе ученые пришли к необходимости обращения к тому, кто является хозяином психической реальности. Психика выступает своеобразным аппаратом, который приобретает ценность только в контексте целостной жизнедеятельности человека [БСБ]. Выделение отдельных способностей, частных психических процессов является скорее следствием научного абстрагирования, нежели отражением реальности. Личность - это интегративное образование. оно обеспечивает целостность всей психической деятельности. Личность венчает всю психическую реальность; проблема личности - венчает всю психологию, это краеугольный камень психологической науки.
ЛИЧНОСТЬ
Психология как наука начиналась с изучения отдельных психических процессов (вспомните интроспективную психологию Вундта), но на определенном этапе ученые пришли к необходимости обращения к тому, кто является хозяином психической реальности. Психика выступает своеобразным аппаратом, который приобретает ценность только в контексте целостной жизнедеятельности человека [БСБ]. Выделение отдельных способностей, частных психических процессов является скорее следствием научного абстрагирования, нежели отражением реальности. Личность - это интегративное образование. оно обеспечивает целостность всей психической деятельности. Личность венчает всю психическую реальность; проблема личности - венчает всю психологию, это краеугольный камень психологической науки.
ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
Фромм констатирует фундаментальную двойственность человека. С одной стороны, человек вышел из мира природы и его тянет по начертанному природой пути наименьшего сопротивления. Это путь возвращения в лоно матери–природы, путь слияния с родом, кланом и так далее, путь отказа от самостоятельности, от собственного принятия решения, в конечном счете, от сознания, и бегства от свободы.
В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому.
В целом можно насчитать не менее пятидесяти возможных определений понятия личности [олп]. Как же понять, что такое личность? Сущность личности, как и любого явления в принципе, раскрывается через ее функцию.
ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ:
Человек реагирующий – бихевиоризм.
Известно, что одной из предпосылок возникновения психологии как самостоятельной науки стали исследования в области физиологии и анатомии. Тенденция объяснять все проявления жизнедеятельности человека и животных функционированием организма завоевала в XIX веке признание. Эта тенденция, соединяясь с материалистической традицией в философии, привела многих ученых к глубокому убеждению в том, что психика, так же как и все другие проявления жизни, может быть причинно объяснена.
Благодаря
работам Ч. Дарвина и Г.Спенсера
в психологию проникли идеи эволюционной
биологии. В свете этих идей активность
живых существ оказалась
Яркий пример такого подхода к пониманию сущности человека представлен в бихевиоризме.
«Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков». Уотсон
Такие воззрения принято называть механистическими.
В рамках французской социологической школы (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль и др.) отталкивались от представлений о биосоциальной природе человека. В психике человека есть естественно-биологическая составляющая, которая не зависит от культуры, и содержание, которое зависит от конкретной культурно-исторической среды. В процессе жизни человека в обществе происходит вытеснение примитивных форм биологически обусловленной психики «коллективными представлениями». «Коллективные представления», интериоризируясь, превращаются в индивидуальное сознание.
Для данного направления было особенно характерно подчеркивание определяющей роли коллективного, социального для индивидуальной психики субъекта. Причем эта определяющая роль означала, что человеку (ребенку) остается роль лишь пассивного объекта воздействий социальной среды.
Человек нуждающийся –
Психоанализ,
начавшись с разработки и обоснования
новых психотерапевтических методов,
впоследствии превратился в психологическое
и философско-социологическое
В
своей теории Фрейд, пытаясь вскрыть
причины поведения человека, не стал
следовать примитивной
Понятия «мотив, «мотивация» используются в психологии для обозначения внутренней причины поведения человека, побуждения, которое определяет активность субъекта изнутри в противовес внешнему стимулу.
Если попытаться в общем виде описать концепцию мотивации, созданную Фрейдом, то это можно сделать всего с помощью трех утверждений.
Во-первых, мотивы человека, по Фрейду, всегда причинно обусловлены.
Во-вторых, по своему содержанию они являются различными воплощениями и модификациями базового инстинкта жизни «либидо».
В-третьих, мотивы человека иррациональны, то есть человек не в состоянии осознавать их и управлять ими.
- - -
Несмотря на все многообразие формулировок, отчетливо прослеживаются две парадигмы, два принципиально отличных подхода в понимании сущности феномена личности.
Один из них можно обозначить как адаптационный. В рамках данной парадигмы личность понимается как инстанция, подчиняющаяся постулату сообразности. Т.е. личность обеспечивает приспособление человека к окружающей действительности, требованиям и воздействиям из вне, а само появление и развитие личности определяется адаптацией к постоянно изменяющейся среде, и, в значительной мере, управляется воздействиями окружающих. Наиболее ярко такое понимание личности выступает в психоаналитической теории З. Фрейда и необихевиоризме Б. Скиннера.
Давайте поразмышляем над этим взглядом. Скажите, ваше настроение зависит от происходящих событий?
наше прошлое, тот или иной опыт взаимоотношений, особенности воспитания сказываются на поведении, оставляют отпечаток на личности? Несомненно. многие факты реального поведения людей иллюстрируют и могут быть объяснены на основе психоаналитического или бихевиористического понимания сущности личности. И это даже очень "удобно" с научной точки зрения - мы может установить причины и предсказать последствия, мы может прогнозировать поведение людей.
Однако, можем ли мы говорить, что не существует иного принципа жизнедеятельности? неужели все, что мы делаем так или иначе задано? Если отнести данный постулат к себе лично, скажите? Вас устроит такая предопределенность? неужели человек не имеет возможности "сбросить груз своей биографии", неужели он не свободен в своих оешениях?
История человечества и сама психология хранит немало фактов поведения, которые невозможно объяснить исходя из постулата сообразности. Вспомним хотя бы историю жизни В.Франкла, или притча о Эзопе:
Раб Эзоп, добившийся
свободы благодаря своей
- Какая участь за кражу уготовлена рабу?
- Раба побьют за прегрешение палками и вернут хозяину, - отвечают стражи.
- А что ждет
за этот же поступок
- По законам Эллады свободного человека за кражу сбрасывают со скалы в пропасть, - говорят стражи.
- Скажи, скажи скорее, что ты мой раб, и останешься жив, - уговаривает Эзопа бывший хозяин.
В ответ на это предложение Эзоп поворачивается к стражам и говорит:
- Где здесь
пропасть для свободного
А. Асмолов
Оказывается, возможет иной взгляд на личность, когда ее сущность видится в обеспечинии качественно иного способа регуляции жизнедеятельности, чем приспособление.
В таком случае говорят о том, что основной функцией личности является самодетерминация активности. Сущность человека как личности раскрывается в способности совершать выбор своего жизненного пути, ответственного осознанного поведения, в способности преобразовывать не только окружающую действительность, но прежде всего самого себя [3, 6].
Мы можем говорить о новой ипостаси - человек действующий.
Личностный уровень регуляции н
Независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен если не изменить ситуацию, то выразить свое отношение к ней. Не согласиться, сопротивляться в своем отношении. Сила человека заключается именно в этом – в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, каким бы незначительным оно не казалось. И если мы не можем сказать, что человек абсолютно свободен от обстоятельств, мы может точно утверждать, что в конечном итоге человек всегда свободен в своем отношении, своем мнении.
В ситуации, когда человек получает внешнюю свободу от давления других людей, социальных институтов еще явственнее встает проблема личной ответственности за собственные выборы. Признание ответственности за себя и свою жизнь – ключевой момент для возможности изменений, но именно на этом этапе возникает большое число трудностей. Человек бежит от свободы и от ответственности, делегируя ее другим людям, судьбе.
Психология личности есть психология драматическая. Почва и центр этой драмы – борьба личность против своего духовного разрушения. Эта борьба никогда не прекращается. А.Н. Леонтьев |
В этом смысле научное понятие личности явно противостоит таким понятиям как:
Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. А.Н. Леонтьев
Положение о том, что личностью не рождаются, но становятся, в психологической науке стало аксиомой и позволяет развести такие понятия как индивид и личность. Личность не представляет собой изначальной данности, но является продуктом, результатом длительного процесса развития. И как любая психическая реалия, сущность личности, может быть изучена только в процессе ее развития.
Становление личности в онтогенезе – процесс сложный и неодномоментный. Так, согласно А.Н. Леонтьеву, в процессе становления личности можно выделить два переломных момента, которые он называет «рождениями» личности.
Первое рождение личности происходит в конце дошкольного возраста и связано оно с установлением иерархии мотивационных образований, т.е с их соподчинением. При этом предполагается, что непосредственные побуждения подчиняются социальным по своему содержанию мотивам, социальным нормам. До этого момента поведение ребенка определялось воздействиями внешних стимулов, непосредственными побуждениями, и в этом смысле слова поведение было полевым, ситуативным. Появление же иерархической структуры потребностно–мотивационной сферы обеспечивает определенную устойчивость, целенаправленность поведения ребенка.
Истинное рождение личности, по Леонтьеву, происходит в конце подросткового возраста и знаменуется становлением способности и стремления к сознательному руководству собственным поведением, т.е. сознательному преобразованию, соподчинению собственных желаний, стремлений и прочих мотивационных образований. При этом важным является тот факт, что их преобразование производится на основе соотнесения прежде всего с интересами общества и других людей, согласования личных и «общественных» потребностей. Феноменологически структурно-функциональное оформление личности проявляется в объективно наблюдаемых феноменах «личностного» поведения, а так же субъективно переживаемом чувстве самотождественности, знания себя, чувстве ответственности, владения собой.
По своей сути, описанные А. Н. Леонтьевым изменения и критерии сформированности личности, выделенные Л. И. Божович совпадают. В их основе лежит представление о том, что сущностной характеристики человека как личности является способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами, а так же способность сознательно управлять самим собой.
Л.И.Божович определяет личность следующим образом: «Личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой».