Личность и общество
Введение.
Проблема личности, взаимоотношений
личности и общества принадлежит к наиболее
интересным и важным темам в социологии.
Личность происходит от слова личина -
маска. Человек всегда и везде играет некоторую
роль. Мы познаем друг друга в этих ролях;
в них мы познаем и самих себя. В том смысле,
что маска представляет собой картину,
которую мы создаем о себе, исполняемые
нами роли тоже являются масками нашей
истинной самости — той самости, которую
мы желаем иметь. Исполнение роли становится
нашей второй натурой и интегральной частью
личности.
Личность непрерывно связано с обществом.
В социологической трактовке личности
отражается мера социального в человеке,
мера его включенности в социальные отношения.
Личность — существо общественное. Это
понятие позволяет выделить и подчеркнуть
внеприродную, надприродную сущность
человека, обратить научное внимание на
его социальное начало и сущность. Личность
— это результат развития индивида, полное
воплощение социальных качеств человека.
"Человеком рождаются, а личностью становятся"
Какими личностями становятся те или иные
люди - это зависит от характера общества,
в котором они живут, действующей в нем
системы образования и воспитания.
Все общественные процессы - экономические,
политические, духовные и другие - складываются
из деятельности людей, представляющие
собой те или иные личности. Встают вопросы
о побудительных силах их деятельности,
ее содержании и социальной направленности,
о ее практических результатах и их значении
для жизни и развитии общества.
Понятие личности
Социология - наука, исследующая
человека как социальный тип, как тип личности,
наделенный типичными чертами, обретенными
в процессе функционирования социальных
общностей. Вместе с тем в ее поле зрения
включены и реально существующие личности,
чье формирование обусловлено спецификой
«текущих» общественно-культурных условий.
Но изучаются не их индивидуальные особенности,
а. социально типичное в человеке, его
функции и роли, а также социально значимая
деятельность. Социальное в человеке является
исходным, главным в социологическом анализе
личности.
В гуманитарных науках широко используются
понятия «человек», «индивидуальность»,
«индивид», «личность». Каждое из них несет
специфическую нагрузку.
В понятии «человек» отражаются черты,
свойственные человеческому роду, человек
предстает как существо биологическое
и социальное. «Индивид» — это отдельный
человек, единица человеческого рода,
конкретный носитель всех социальных
и психологических черт человечества,
разума, воли, потребностей, интересов,
ценностей и т.д. Понятие «индивид» отражает
характеристики, признаки человека как
целого на уровне отдельного человека,
это своего рода атом, первокирпичик человеческого
рода, неделимый и конечный. В понятии
«индивидуальность» фиксируется особенное,
самобытное, отличающее одного индивида
от другого. Это могут быть физиологические,
психологические, культурные и другие
особенности.
В социологической трактовка личности
отражается мера социального в человека,
мера его включенности в социальные отношения.
Личность – существо общественное. Это
результат развития индивида, полное воплощение
социальных качеств человека.
Многие современные исследователи распространяют
понятие личности на класс социальных
объектов, более широких по объему, чем
человеческий индивид (племя, группа, государство),
определяют «социальную личность» как
присущий некоему социальному объекту
произвольного уровня общности целостный
уникальный доктринально-конституционный
комплекс (интегрированная жизненная
суперпрограмма, иерархизированная система
в разной мере осознаваемых идеалов, ценностей,
теоретических воззрений, законов и прикладных
образцов организации существования,
воспроизводства и развития данного социального
объекта).
Сущность и конкретное социальное содержание
той или иной личности становятся ясными
тогда, когда обнаруживается ее социальное
положение, то есть к каким социальным
группам она принадлежит, каковы ее профессия
и виды деятельности, ее мировоззрение,
ценностные ориентации и т.д.
Личность постоянно получает новую информацию,
новые знания. Эти знания превращаются
в убеждения. В конкретных ситуациях индивид,
опираясь на знания и убеждения, вырабатывает
взгляды и мнения. Знания и убеждения являются
наиболее устойчивыми качествами личности,
а взгляды и мнения — ее чертами. Качества
и черты определяют характер поступков
человека, его цели и идеалы. Социальная
структура личности постоянно изменяется
Важнейшие элементы внутренней структуры
личности, закрепленные жизненным опытом
индивида и регулирующие его поведение,
— ценностные ориентации. Совокупность
сложившихся ценностных ориентации обеспечивает
устойчивость личности, преемственность
определенного типа поведения, выраженную
в направленности потребностей и интересов.
Социализация личности.
Понятие социолизации.
Процесс усвоения личностных качеств
на разных этапах физического существования
человека определяется в социологии термином
«социализация».
Социализация — это сложный процесс включения
индивида в общественные отношения, в
ходе которого он усваивает образцы поведения,
социальные нормы и ценности, необходимые
для успешного функционирования в данном
обществе.
Первичная социализация — это социализация,
в которую индивид включается в детстве.
Вторичная социализация (ресоциализация)
— это последующий процесс усвоения новых
ролей, ценностей, знаний на каждом этапе
жизни.
В социогенезе реализуется определенная
социальная программа ее становления
и дальнейшего развития, заложенная в
самой социальной действительности и
прежде всего в предметном мире материальной
и духовной культуры; языке, различных
знаковых системах, воплощающих в себе
духовный опыт человечества; существующих
системах образования и воспитания; таких
формах общественной жизнедеятельности,
как труд в области материального производства,
политическая, познавательная и иная деятельность,
нравственные, эстетические и религиозные
отношения, проявляющиеся в свою очередь
в системе семейных и межнациональных
отношений, а также в отношениях представителей
разных поколений людей. Во многие
из этих отношений человек включается
буквально с колыбели и действует в их
рамках всю свою дальнейшую жизнь.
Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется
социализация личности, называются агентами
социализации. Агенты первичной социализации
— родители, братья и сестры, бабушки и
дедушки, все остальные родственники,
друзья семьи, сверстники, учителя, врачи,
тренеры и т.д. — все люди, связанные с
индивидом тесными личными отношениями.
Вторичную социализацию осуществляют
люди, связанные формально-деловыми отношениями
и поэтому агентами вторичной социализации
являются, например, представители администрации
школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники
средств массовой информации, партий,
суда и т.д.
У личности развиваются соответствующие
способности, позволяющие ей не только
приспосабливаться к условиям внешней
среды ее жизни и деятельности, но и активно
утверждать себя в этой среде, проявлять
творчество и изменять условия своей жизни
в собственных интересах. Все это становится
возможным лишь при постоянном умножении
той или иной личностью своих знаний и
всестороннем развитии своих способностей,
навыков и умений к различным видам деятельности.
Решающую роль в этом играет полученное
хорошее образование в средней школе и
вузе и последующая профессиональная
и иная деятельность.
Каждая личность предстает одновременно
как продукт современной ей эпохи и как
результат всемирно-исторического развития
человечества, опыт которого, воплощенный
в содержании накопленных знаний, существующих
видов деятельности и произведений искусства,
она усваивает, живя в той или иной стране
в составе определенного народа.
Любая личность выступает как достаточно
сложная и открытая система ее динамически
проявляющихся социальных свойств — производственно-экономических,
политических, семейно-бытовых, нравственных,
эстетических, религиозных и других. Открытый
характер системы личностных свойств
проявляется прежде всего во взаимодействии
самих личностей, выступают ли они сами
по себе или в составе определенных социальных
групп, в конечном счете — во взаимодействии
личностей со всей внешней средой их социальной
жизнедеятельности, в обмене информацией,
знаниями, опытом, деятельностью с другими
субъектами.
Надо сказать, что система социальных
свойств личности функционирует и развивается
под прямым и косвенным влиянием всего
содержания общественной жизни и всегда
проявляется в конкретных социально-исторических
параметрах. Она включает в себя систему
ее общественных отношений и межличностного
общения, сложившихся видов ее деятельности,
систему ее духовного мира. Все они функционируют
и развиваются как основные подсистемы
целостной системы личности — системы
всех ее социальных свойств.
Социальные связи той или иной личности
и ее общественные отношения с другими
субъектами следует включать в ее систему.
Да потому, что она как личность существует
только в системе этих связей и отношений.
Вне их нет и личности. Социальные связи
и отношения, в которые вступает личность,
— это не просто внешние условия ее жизнедеятельности,
а ее неотъемлемые атрибуты. Она выступает
как носитель этих связей и отношений
и потому она личность. Распад этих ее
связей и отношений означает распад самой
личности, ее социальную деградацию.
Чтобы сформировать из представителей
данного общества (детей, молодежи, взрослых)
полезные для него личности, необходимо
сформировать соответствующие общественные
отношения — экономические, политические,
правовые, нравственные, эстетические
и другие, на основе которых при соответствующей
системе воспитания и образования можно
взрастить такие личности. Указанные общественные
отношения не только являются социальной
почвой деятельности личности и определяют
содержание ее социальной активности,
но и определяющим образом влияют на развитие
ее духовного мира. Это значит, что формирование
личностей надо начинать с совершенствования
общества, то есть всей системы присущих
ему общественных отношений.
Такой подход к проблеме формирования
и развития личностей миллионов людей
чрезвычайно важен для современной России,
залог ее подлинного (а не иллюзорного)
возрождения
Теории социолизации.
Теории социализации имеют
довольно длительную историю становления
и развития. Наибольшую известность получили
теории Ч. Кули и Дж.Г. Мида, Р. Линтона,
3. Фрейда, Ж. Пиаже. Большой вклад в объяснение
процесса социализации внесли представители
школы символического интеракционизма
Кули и Мид.
По мнению Кули, каждый человек строит
свое Я, основываясь на реакциях других
людей, с которыми он вступает в контакт.
Стержень личности — это результат социального
взаимодействия, в ходе которого индивид
обучился смотреть на себя как на объект
глазами других людей.
Человек имеет столько социальных Я, сколько
существует лиц и групп, мнением которых
о себе он озабочен. Решающая роль в социализации
индивида отводится первичным группам
— семье, друзьям, соседям, в которых складываются
неформальные и доверительные отношения.
Человеческое Я, открывающееся через реакции
других, известно как зеркальное Я (Кули).
По его мнению, другие люди — это те зеркала,
в которых формируется образ Я человека.
Я включает:
1)представление о том,
«каким я кажусь другому человеку»,
2)представление о том, «как этот другой
оценивает мой образ»,
3) вытекающее из этого специфическое «чувство»
гордости или
унижения («самоуважение»).
Дополняющей и развивающей
теорию зеркального Я стала концепция
обобщенного другого, разработанная Мидом.
«Обобщенный другой» обозначает у Мида
анонимных «людей», «народ», «общество»
как абстрактное лицо — сеть институтов
(семья, религия, образование), государство.
Формирование в сознании «обобщенного
другого» — решающая фаза социализации.
По мнению Мида, сознательное Я вырастает
в социальном процессе. Маленький ребенок
обнаруживает свое Я как существо, обладающее
определенными намерениями только во
взаимодействии с другими. Если ребенок
общается только с одним человеком, его
развитие как индивидуальности будет
сравнительно прямолинейным и одномерным.
Ребенку требуется несколько взрослых,
которые по-разному реагируют на мир. К
тому же необходимо, чтобы значимые для
ребенка другие сами контактировали с
«обобщенным другим».
Усматривая особенность человеческого
сознания в способности использовать
символы и жесты, Мид полагал, что человек,
будучи субъектом, может быть и объектом
для самого себя. Психическую систему
этого процесса Мид называет Я (I) и Меня
(me). Как субъект, Я может оставаться самим
собой, как объект — приняв отношение
другого к самому себе. Посредниками этого
процесса являются «значимые другие»,
т.е. мать, отец и другие близкие.
Главная роль в процессе социализации,
по мнению Мида, принадлежит детским играм,
в процессе которых развиваются разум
и способности ребенка, усваиваются роли
сразу нескольких лиц. На первой стадии
развития (один—три года) ребенок примеряет
на себя всевозможные роли. На второй стадии
(три—четыре года), называемой стадией
коллективной игры, ребенок вместе с другими
начинает осуществлять упорядоченное
взаимодействие между различными лицами
(игра в «дочки-матери»). Критерием формирования
зрелого Я служит способность принять
на себя роль «обобщенного другого» —
с наступлением третьей стадии (от четырех—пяти
лет и далее).
Мид подчеркивал значение отношений со
сверстниками для формирования самостоятельной
и ответственной личности.
Одним из первых выделил механизмы социализации
ребенка основатель психоанализа Фрейд.
По Фрейду, личность состоит из трех основных
компонентов: Оно, Я, Сверх-Я. Оно — примитивный
компонент, иррациональный и бессознательный,
носитель инстинктов, подчиняющийся принципу
удовольствия. Инстанция Я осуществляет
контроль личности, учитывая особенности
внешнего мира. Сверх-Я— носитель моральных
норм, выполняющий оценочные функции.
Социализация понимается Фрейдом как
процесс «развертывания» врожденных свойств
человека, в результате которого происходит
становление трех составляющих элементов
личности. В этом процессе Фрейд выделяет
пять стадий, связанных с определенными
участками тела: оральная, анальная, фаллическая,
латентная, генитальная.
Из практики психоанализа возникла теория
развития личности Э.Эриксона. По мнению
Эриксона, основы человеческого Я коренятся
в социальной организации общества. Каждой
стадии развития личности отвечают свои,
присущие данному обществу ожидания, которые
индивид может оправдать или не оправдать,
и тогда он либо включается в общество,
либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в основу двух
важных понятий его концепции — «групповой
идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря
тому что с первого дня жизни воспитание
ребенка ориентировано на включение его
в социальную группу, формируется групповая
идентичность. Параллельно с групповой
идентичностью формируется эго-идентичность,
которая создает у субъекта чувство устойчивости
и непрерывности своего Я, несмотря на
изменения, которые происходят с ним в
процессе роста и развития.
Эриксон выдвинул три новых
и важных положения.
Во-первых, он предположил, что
наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального
развития, в ходе которого меняется направленность
влечения от аутоэротизма к внешнему объекту,
существуют и психологические стадии
развития Я, в процессе которого индивид
устанавливает основные ориентиры по
отношению к себе и своей социальной среде.
Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление
личности растягивается на весь жизненный
цикл, а не заканчивается в подростковом
возрасте.
И, в-третьих, каждой стадии присущи свои
собственные параметры развития, которые
могут быть положительными и отрицательными.
В теории Фрейда первая стадия развития
человека соответствует оральной фазе
и охватывает первый год жизни. В этот
период развивается параметр социального
взаимодействия, положительным полюсом
которого служит доверие, а отрицательным
— недоверие. Если младенец не получает
должного ухода, любви, то вырабатывающееся
у него недоверие к миру он перенесет в
другие стадии своего развития. Вопрос
о том, какое начало одержит верх, будет
возникать заново на каждой последующей
стадии развития.
По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной
фазой, охватывает второй и третий годы
жизни. На этой фазе устанавливается соотношение
между самостоятельностью, с одной стороны,
и стыдливостью и неуверенностью — с другой.
Ребенок, вынесший из этой стадии гораздо
больше самостоятельности, чем стыда (если
родители предоставляют ему делать то,
на что он способен), окажется хорошо подготовлен
к развитию самостоятельности в дальнейшем.
Третья стадия обычно приходится на возраст
от четырех до пяти лет. Социальный параметр
этой стадии, по мнению Эриксона, развивается
между предприимчивостью на одном полюсе
и чувством вины на другом. От того, как
на этой стадии реагируют родители на
игры и забавы ребенка, во многом зависит,
какое из этих качеств перевесит в его
характере.
Возраст от шести до одиннадцати лет —
четвертая стадия, соответствующая латентной
фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет
рамки психоанализа и указывает, что развитие
ребенка в этот период зависит не только
от родителей, но и от отношения других
взрослых. У ребенка развивается способность
к дедукции, к организованным играм, регламентированным
занятиям, а социальный параметр этой
стадии характеризуется умелостью, с одной
стороны, и чувством неполноценности —
с другой.
При переходе в пятую стадию (двенадцать
— восемнадцать лет) параметр связи с
окружающим колеблется между положительным
полюсом идентификации Я и отрицательным
полюсом путаницы ролей, т.е. подросток,
который приобрел способность к обобщениям,
должен объединить все, что он знает о
себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене
и т.д. Все эти роли он должен собрать в
одно целое, осмыслить, связать с прошлым
и проецировать в будущее. Если молодой
человек успешно справится с такой психосоциальной
идентификацией, у него появится ощущение
того, кто он есть и куда идет. В отличие
от предыдущих стадий, влияние родителей
теперь становится гораздо более косвенным.
Шестой стадией жизненного цикла является
начало зрелости. Специфический для этой
стадии параметр заключен между положительным
полюсом близости (в браке, дружбе) и отрицательным
— одиночества.
Седьмая стадия — зрелый возраст. На этой
стадии появляется новый параметр личности
— общечеловечность. Общечеловечностью
Эриксон называет способность человека
интересоваться судьбами людей за пределами
семейного круга, задумываться над жизнью
будущих поколений. Тот, у кого такое чувство
сопричастности человечеству не выработалось,
сосредоточивается на самом себе и собственном
комфорте.
Восьмой, последний, параметр классификации
Эриксона — психосоциальный, он заключен
между целостностью и безнадежностью.
Таковы основные стадии жизненного цикла
в классификации Эриксона. Распространяя
период формирования личности на весь
жизненный цикл, ученый утверждает, что
каждому возрасту присущи свои эмоциональные
кризисы. Эриксон считает, что у каждой
стадии есть свои сильные стороны и неудача
на одной стадии может быть исправлена
в последующем удачами на других. Кроме
того, теория Эриксона перекладывает часть
ответственности за формирование личности
с родителей на самого индивида и на общество.
Латентная и генитальная стадии для Эриксона
— это периоды, когда у индивида развивается
чувство идентичности либо противоположное
ему чувство ролевой диффузности. Для
Эриксона решающая задача подросткового
периода заключается в становлении чувства
Я - идентичности, растущей уверенности,
что сегодняшнее восприятие индивидом
самого себя является продолжением его
прошлого Я и согласуется с восприятием
его другими людьми. По сравнению с людьми,
у которых развилось чувство идентичности,
человек с диффузией ролей не вполне уверен
в том, кем он является на самом деле, он
не знает, соответствует ли то, что думает
о себе он сам, тому, что думают о нем окружающие,
и он не отдает себе отчета в. том, как он
стал тем, кто он есть, и кем он станет в
будущем. В поздний подростковый период
и студенческие годы стремление решить
задачу идентичности может привести к
вступлению в самые разные группы и к мучительным
переживаниям по поводу выбора карьеры.
В своем исследовании процесса формирования
идентичности американский социальный
ученый Д. Марсиа выделяет четыре позиции,
которые могут иметь индивиды в ходе этого
процесса. Позицию достигнутой идентичности
человек приобретает, если он устанавливает
свою идентичность после поиска и изучения
себя. Такие индивиды функционируют на
высоком психологическом уровне, будучи
способны к независимому мышлению, к близости
в межличностных отношениях, к сложным
моральным рассуждениям, они с их чувством
самоуважения обладают устойчивостью
к групповому давлению и к групповым манипуляциям.
Позицию идентификационного моратория
индивид имеет, если он находится в разгаре
кризиса идентичности. Такие люди способны
к деятельности высокого психологического
уровня, что выражается в сложных умозаключениях
и моральных рассуждениях: они также ценят
близость в отношениях с другими людьми.
Однако они все еще продолжают решать
проблему, кто же они такие и что о них
думают другие, и менее готовы к тому, чтобы
сделать ответственный выбор в разных
сферах жизни, чем достигшие идентичности.
В случае неоплаченной идентичности индивид
принимает определенную идентичность,
минуя процесс исследования себя. Такие
индивиды склонны к ригидности, сильно
подвержены групповому давлению и чувствительны
к манипуляциям. Они склонны к соблюдению
условностей и отказываются отступать
от принятых ими стандартов добра и зла.
И, наконец, индивид, достигший диффузной
идентичности, лишен какого-либо сильного
чувства идентичности или обязательств
перед кем-либо. Подобные индивиды легко
уязвимы в случае ударов по их самоуважению,
их мышление часто дезорганизовано, у
них есть проблемы с установлением близких
отношений с людьми. Таким образом, считает
Марсиа, индивиды различаются по тому,
как они справляются с процессом формирования
идентичности, причем данные различия
проявляются в их ощущении себя, в мыслительных
процессах и межличностных отношениях.
Хотя то, как протекает процесс формирования
идентичности, и не предопределяет жестко
структуру будущей жизни, этот процесс
имеет, согласно взглядам Марсиа, большое
значение для дальнейшего развития личности.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя
различные стадии в развитии личности,
делает акцент на интеллектуальном развитии
ребенка и подростка в зависимости от
опыта и социального взаимодействия. В
интеллектуальном развитии
Пиаже выделяет несколько больших этапов,
сменяющих друг друга в определенной последовательности.
Впервые действия ребенка отражаются
в форме мысли на втором году жизни. С этого
возраста и примерно до двух лет ребенок
проходит дооперациональную стадию мышления,
которая характеризуется Пиаже как стадия
эгоцентризма. На этом этапе ребенок использует
скорее образы, чем понятия, и концентрируется
на настоящем моменте.
В возрасте семи лет мышление ребенка
«децентрируется», происходит переход
на стадию конкретных операций. Ребенок
начинает понимать, что существуют разные
точки зрения — эгоцентризм уступает
место социоцентризму. После одиннадцати
лет мышление ребенка переходит на стадию
формальных операций, которая завершается
к пятнадцати годам и характеризует «зрелый
ум», способный к дедуктивным умозаключениям
и построению гипотез.
Социализацией Пиаже называет социальные
отношения между самими детьми (отношения
кооперации) и между ребенком и взрослым
(отношения принуждения). Ребенок социален
с самого рождения., но далее социализируется
только постепенно, по мере формирования
соответствующего интеллектуального
аппарата и моральных принципов.
Уже несколько поколений ученых разрабатывают
концепции «социального научения» (Н.
Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Б. Скиннер,
А. Бандура и др.). Согласно концепции социального
научения, социализация — это процесс,
который позволяет ребенку занять свое
место в обществе в результате научения.
Существуют разные концепции научения.
По Скиннеру, поведение формируется благодаря
наличию или отсутствию подкрепления
одного из множества возможных вариантов,
с помощью награды или наказания. Бандура
считал, что дети приобретают новое поведение
благодаря имитации. Еще одна форма научения
— научение через наблюдение, имитацию
и идентификацию. В теории социального
научения рассматривается удовлетворение
биологических потребностей ребенка матерью,
имитация детьми поведения сильных личностей,
подкрепление их социального поведения
и другие воздействия внешнего окружения.
Т. Парсонс применил понятие имитации
и идентификации, введенные еще Фрейдом,
к теории социального действия и социальных
систем. Он определял имитацию как процесс,
с помощью которого усваиваются элементы
культуры, особые знания, умения, обряды
и т.д. Идентификация для Парсонса означает
внутреннее освоение ценностей людьми
и представляет собой процесс социального
научения. Согласно его взглядам, индивид
вбирает в себя общие ценности в процессе
общения со «значимыми другими». Основным
органом первичной социализации Парсонс
считает семью, где закладываются фундаментальные
установки личности.
С момента рождения и на протяжении всей
жизни человек контактирует с окружающими,
включаясь в различные виды деятельности.
В отечественной социологии процесс социализации
принято разделять на три периода: дотрудовой,
трудовой и послетрудовой. Многие авторы
подчеркивают, что социализация никогда
не бывает полной и никогда не завершается.
Новые шаблоны поведения развиваются,
когда человек, например, мигрирует в другую
страну, переходит на новую работу, вступает
в религиозную секту, уходит из дома, разводится
и т.д. На каждой стадии социализации в
действие вступают определенные социальные
институты: семья, группы сверстников,
школа, средства массовой коммуникации,
трудовые коллективы, различные ассоциации
и т.д.
Очевидно, что наиболее важной для индивида
обычно является первичная социализация,
поскольку вторичная социализация производна
от первичной. Каждый индивид рождается
в объективной социальной структуре, в
рамках которой он встречает значимых
других, ответственных за его социализацию.
Ребенок принимает роли и установки значимых
других, т.е. интернализирует (усваивает)
их и делает своими собственными. Усваивая
социальные значения, учась понимать других
людей, человек обретает способность жить
в обществе.
На каждом этапе социализации личность
обретает новую для себя социальную определенность.
Особенно важны изменения, происходящие
в сознании личности. Усвоение новых норм
поведения — это не просто внешнее изменение,
происходящее с индивидом, но и внутренняя
трансформация сознания, новый взгляд
на свою идентичность. Объективно личность
входит в новое социальное поле, субъективно
же она усваивает новый взгляд на мир.
С другой стороны, процесс социализации
личности, каким бы он ни был индивидуализированным,
происходит в широком контексте социальной
структуры. Индивид всегда встречает определенную
программу поведения, принятую в обществе,
некий социально-структурный порядок.
Сможет человек вписаться в существующий
порядок — значит социализация прошла
успешно. Бывают и такие ситуации, когда
личность не только соответствует социальному
порядку, но и сама существенно влияет
на него.
Личность в системе общественных
отношений
Марксистская теория.
Личность предстает как целостность социальных
качеств человека, «определенным образом
реализованная в индивиде интеграция
социальных отношений данного общества»,
как «продукт исторического развития»,
результат включения индивида в социум
через деятельность и общение.
К. Маркс осознавал, что мир человека —
это исторически возникшая и социально
заданная объективная действительность.
Человек творит, преобразует ее, ставит
перед собой цели и идеалы, формирует и
обогащает свою сущность, раскрывающуюся
в его личности. Этот предметный мир предстает
в качестве «внешнего отношения полезности»,
«которую до сих пор рассматривали не
в ее связи с сущностью человека», а, напротив,
как опредмеченные сущностные силы человека.
Поэтому сущность «особой личности составляет
ее социальное качество». Решающими для
формирования и развития личности, по
Марксу, являются экономические отношения,
составляющие реальный базис общества,
и уже над ними надстраиваются социальные,
политические, социокультурные, семейно
бытовые отношения.
Личность в марксизме деятельным образом
включена в ансамбль общественных отношений.
Классовая принадлежность личности детерминирует
особенности социальных взаимодействий.
Значительное внимание в марксистской
теории уделено изучению субъективных
свойств и качеств личности. В целом в
марксизме личность рассматривается как
объект и субъект социальных отношений:
с одной стороны, в процессе взаимодействий
с людьми она образует структуру общественных
отношений, с другой — сама является продуктом
исторического развития этих отношений.
Наиболее известная теоретическая
модель структуры личности также разработана
в рамках марксистской социально-философской
традиции. Она основана на принципе, согласно
которому «сущность человека не есть абстракт,
присущий отдельному индивиду. В своей
деятельности она есть совокупность всех
общественных отношений». Идеи Маркса
о свободе, равенстве, справедливости,
всестороннем и гармоничном развитии
личности нашли понимание у широкого круга
общественности, в том числе и научной.
Вместе с тем стремление практически реализовать
эти идеи путем ликвидации частной собственности
и обобществления средств производства
через диктатуру пролетариата привело
к обратному результату — к деформации
социальных отношений.