Личность как система отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:59, реферат

Краткое описание

Концепция теории отношений В.Н. Мясищева - отношения и личность. Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет

Содержание

1. Концепция теории отношений В.Н. Мясищева…………………………3
2. Положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности………………………………………………………………………5
3. Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева……………………………7
4. Понятие личности в аспектах нормы и патологии……………………...8
Заключение………………………………………………………………......…10
Литература…………………………………………………………………...…11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Мясищев.docx

— 24.55 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                           

РЕФЕРАТ

на тему:

«Личность как  система отношений»

 

Москва, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Концепция теории отношений В.Н. Мясищева…………………………3

2. Положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности………………………………………………………………………5

3. Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева……………………………7

4. Понятие личности в аспектах нормы и патологии……………………...8

Заключение………………………………………………………………......…10

Литература…………………………………………………………………...…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепция теории отношений В.Н. Мясищева

 

(сл) Концепция теории отношений В.Н. Мясищева - отношения и личность. Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет. Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек. Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является. Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира. Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам. В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности. Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы. По В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях. В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить.

 

 

 

 

2. Положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности

 

Анализируя взгляды В. Н. Мясищева на личность следует подчеркнуть, по меньшей мере, два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.

Первое из них в том, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности.

Именно  отношение по мысли В. Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что  и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения  личности. В этой связи нельзя согласиться  с К. К. Платоновым, упрекающим В. Н. Мясищева в том, что он вывел за пределы  структуры личности направленность, темперамент и эмоциональность. Что касается направленности, то она  по мнению В. Н. Мясищева «выражает доминирующее отношение, или его интерграл». Эмоциональность  также представлена одним из компонентов  в структуре самого отношения. Что  же касается темперамента, то введение этого структурного, по своей природе, элемента в функциональное образование, коим является личность и с чем  не спорит К. К. Платонов, становится просто алогичным.

Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А. Ф. Лазурского. Развивая его идеи об отношении личности В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли  В. Н. Мясищева отношение – это  системообразующий элемент личности, которая предстает как система  отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной  по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами  или явлениями внешней среды  до связей со всей действительностью  в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана  с окружающим миром в целом  и обществом, в частности.

Действительно, с момента рождения человек вынужден вступать именно в общественные отношения (сначала с матерью – непосредственно-эмоциональные  отношения, затем с окружающими  его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами, коллегами и т. д. в  виде игровой, учебной, общенческой  и трудовой деятельности), которые  преломляясь через «внутренние  условия» способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Эти  отношения выражают личность в целом  и составляют внутренний потенциал  человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека скрытые, невидимые его возможности и  способствуют появлению новых. Автор  особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

 

 

 

 

 

 

3. Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева

 

Отношение - это связь субъекта с объектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут  выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью.

Эмоциональный компонент - Отражает переживание отношения  человека к окружающему миру, к  собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера.

Познавательный  компонент - включает отношение к  миру как к объекту познания, его  оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями  человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает.

Поведение - отражает коннотативную сторону  отношения. В поведении сказывается  сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования  поведения связаны с работой  самосознания личности.

Если  говорить о видах отношений, то необходимо отметить, что важнейшими видами отношений  Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, - направленность.

Познавательная  сторона - она же "оценочная" сторона  отношения. Отражает когнитивную составляющую целостного отношения личности.

Поведенческая сторона - коннотативная сторона  отношения, его поведенческое проявление.

4. Понятие личности в аспектах нормы и патологии

 

 

(сл)Личность  – высшее интегральное понятие.  Личность характеризуется, прежде  всего, как система отношений  человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно  дробить на бесконечное количество  отношений личности к различным  предметам действительности, но  как бы в данном смысле эти  отношения частичны ни были, каждое  из них всегда остается личностным. Самое главное и определяющее  личность – ее отношения к  людям, являющиеся одновременно  взаимоотношениями. 

(сл)Сознание, чувство и воля представляют  то процессуальное триединство,  которое выражается потенциально  в отношении к каждому объекту  и проявляется в различных  отношениях, в интересах, в той  или иной эмоциональной (положительной  или отрицательной) оценке, в той  или иной степени действенной  активности – влечения, желания,  стремления или потребности. Отношение  – сила, потенциал, определяющий  степень интереса, степень выраженности  эмоции, степень напряжения желания  или потребности. Отношения поэтому  являются движущей силой личности.

(сл)Первый  план характеристики личности  образуют доминирующие отношения  последней. С вопросом о доминирующих  отношениях связаны вопросы о  том, для чего живет данный  человек, что для него является  смыслом жизни: руководят ли  им социальный идеал блага  или цели личного преуспевания  или человек вообще не ставит  перед собой отдаленных задач  и целей, еле справляясь с  захлестывающими его повседневными  заботами.

Хотя  важнейшей, и не только философски, но этически, психологически и житейски, проблеме счастья до сих пор уделяется  мало внимания в научных исследованиях, она теснейшим образом связана  с проблемой личности, ее целей, отношений  и воспитания.

(сл)Вторая  группа свойств охватывает психический  уровень человека. Это не только  уровень его желаний, но и  уровень его достижений. Определить  данный уровень – значит ответить  на вопросы: чего достиг человек,  каковы его возможности, какой  след он оставил в жизни  общества, иначе говоря, каково историческое  значение личности. Здесь опять-таки тесно соприкасаются психологический и социологический аспекты рассмотрения личности. Богатство личности определяется богатством ее опыта и, выражая уровень ее развития, неразрывно связано с ее сознательностью и ее самосознанием, под которым подразумевается способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в действительности.

Третьим существенным компонентом является динамика реакций личности. Она соответствует  тому, что в психологии называется темпераментом и с физиологической  стороны освещено И. П. Павловым как  тип высшей нервной деятельности.

Следует только подчеркнуть, что: 1) темперамент  проявляется во всех сторонах личности, в том числе в ее интеллектуальной и идейной жизни; 2) темперамент  обнаруживается лишь в области активных отношений личности; 3) темперамент  также может меняться под влиянием жизненных условий.

Четвертый компонент характеристики личности – это взаимосвязь основных компонентов, или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т. е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называют характером личности.

Эта сторона  важна для понимания таких  волевых и моральных свойств, как устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, внимание к человеку, принципиальность, честность  и противоположные им отрицательные  качества. В названных свойствах, как в едином узле, связываются  доминирующие отношения человека с  уровнем его развития в целом, в отдельных сторонах и в динамике темперамента.

 

 

Заключение

 

Заслуга В.Н. Мясищева, таким образом, состояла прежде всего в том, что посредством  концепции "отношений" он во многом способствовал сохранению в научной  психологии категории личности. Раскрывая  смысл этой категории, он сделал ее доступной для поколений отечественных  психологов, врачей и педагогов, из сознания которых она вымывалась идеологически нагруженными психологическими текстами, когда приоритет при  рассмотрении социальной природы человека отдавался коллективу, а не личности.В.Н. Мясищев развивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека как активного субъекта отношений, деятельности и познания. Это положение, как известно, сейчас хорошо разработано  в отечественной психологической  науке А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым  и др., но приоритет здесь, в известном  смысле, должен быть отдан В.Н. Мясищеву. Такое понимание личности, как  показало время, является основополагающим и плодотворным при изучении и  разрешении психологических проблем  больного человека; оно существенно  повлияло на судьбу отечественной медицинской  психологии, для которой личностный подход стал основополагающим и универсальным, но завоевал эти позиции весьма непросто и только в последнюю четверть минувшего века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. http://xreferat.ru/77/3151-1-teoriya-lichnosti-po-myasishevu.html

2. http://www.belogurova.ru/glossary?letter=18&word=2117

3. Л.В. Куликов. Психология личности в трудах отечественных                 психологов. СПб., 2009.

4.  Аверин А.В. Психология личности. СПб., 1999.

 


Информация о работе Личность как система отношений