Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Личные отношения прародителей.docx

— 22.29 Кб (Скачать файл)

Личные отношения  прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков

Воздействие бабушек и дедушек  на младших членов семьи, их вклад  в воспитательный потенциал семьи  трудно оценить однозначно. Сложные  и противоречивые отношения связывают  подчас родителей и их взрослых детей  и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния  на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее  доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской  линии выступает как фактор, увеличивающий  вероятность невротических нарушений  у детей.

Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся  иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже  имеющихся ролей (у женщин – роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые  часто противоречат друг другу. Освоение прародительского статуса требует  выработки новой внутренней личностной позиции.

Оптимальная готовность бабушек и  дедушек состоит в осознании  своей собственной особой роли. Прародители  понимают ценность внуков, появление  которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает  новые источники удовлетворенности  жизнью. Наряду с оказанием некоторой  помощи – бытовой, материальной, бабушки  и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым  и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в том, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее («ребенок ваш», «нам тоже никто  не помогал») либо, напротив, «с восторгом  и усердием» захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых  родителей.

А.С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».

«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для  себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив  дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав  другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную  благодарность с их стороны, тоску  и раздражение. Характерная позиция  внуков такой бабушки – любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности  самоконтроля и общения с другими  детьми.

«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает  свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и  отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых. По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста (СНОСКА: См.: Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.). Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений. Автор выделяет такие типы бабушек:

  • гармоничные – сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;
  • далекие – имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;
  • символические – имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений! с внуками;
  • индивидуальные – акцентированы личностные аспекты поведения.

На основании мнений самих бабушек  и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие  характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи.

  1. Присутствие – как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.
  2. Семейная «национальная гвардия» – призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.
  3. Арбитры – согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.
  4. Сохранение семейной истории – ощущение преемственности и единства семьи.

Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:

  • формальные – строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;
  • суррогатные родители – берут на себя ответственность и заботу о внуках;
  • источник семейной мудрости – осуществляют связь с семейными корнями;
  • затейники – организуют отдых и досуг внуков;
  • отстраненные – редко включены в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков.

В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек  в жизнь семьи детей и взаимоотношений  бабушек с внуками проведено  общественным центром «Геронтолог» (рук. О.В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.

На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная», или «обычная»; ««активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая».

«Обычные бабушки» принимают участие  в уходе; за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом  уходе за ребенком (приготовление  обедов, кормление, гуляние, купание  и т.д.) и/или материальное обеспечение  семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится  к типу «обычной». Она вместе с внукам и смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет «с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это ««просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

«Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности  в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с  ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных  и физических. Увлеченные бабушки  чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда  внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают  смотреть телевизор или ходить в  гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т.е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек  с рождения воспитывались или  только родителями, или с помощью  старшего поколения «с другой стороны», т.е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь  каких-либо обязанностей по отношению  к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются  противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в  семье – воспитание внуков, но под  воспитанием она подразумевает  только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее  есть обязанности по отношению к  внуку, видится с ним один-два  раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания – единственный вид  совместной деятельности.

Проведенное исследование позволило  наметить этапы и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый – «молодая бабушка» –  начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет  на себя долговременные обязанности  по уходу и/или помощи в уходе  за внуком по мере сил и возможностей; становится «обычной» бабушкой, реже «активной» или «далекой». В основном занимается обслуживанием семьи  и внуков, т.е. «кормлением», «прогулками» и прочими делами, которые имеют  хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Молодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Именно в группе молодых бабушек  наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей  «ближе», чем от сыновей, и бабушки  внуков от дочерей больше вовлечены  в их жизнь, чаще с ними встречаются.

В дальнейшем, по мере роста внука  молодые бабушки не перестают  помогать детям, хотя объем выполняемых  дел уменьшается. Оптимально соотношение  возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального  развертывания «бабушкинской» деятельности.

Второй – «старая бабушка» –  наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10-11 лет. Появляется новый  вид общения с внуками, более  равноправный.

Выход на пенсию, особенно в большом  городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть  «обычных» бабушек, преимущественно  со средним образованием, переходит  в категорию «активных». Некоторые  же на этом этапе отдаляются, как  правило, это женщины, живущие в  мегаполисе и имеющие более высокий  уровень образования. Те, кто с  первого этапа занимал позицию  «отдаленной» или «увлеченной» бабушки, редко ее изменяют при сохранении условий проживания.

Если «молодую» бабушку больше волнует здоровье внука, то у «старой» появляются тревоги и опасения в  отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже  не имеет особого значения, от кого внуки – от дочери или сына. Она  больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей  и в этом видит свою основную роль в семье.

Третий – «пожилая женщина», «старая  женщина» – начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда  у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению  к старшим членам семьи, которые  сами теперь нуждаются в помощи и  уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот»  ролей – меняется баланс независимости  и автономии членов семьи.

Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

Представления пожилых о своем  ролевом поведении сходны с представлениями  других половозрастных групп. Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка, опосредовано личностными факторами, личными нормами бабушек.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений  в семье показывает, что она  скорее поставлена, сформулирована, чем  исследована и решена. Связь между  поколениями, преемственность опыта  имеют важнейшее значение, хотя и  не всегда осознаются самими членами  семьи, детьми и внуками.


Информация о работе Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков