Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 07:31, контрольная работа
Актуальность. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Введение
Актуальность. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука - логопедия.
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе не выделялись тогда в самостоятельную патологию). Как самостоятельная научная область логопедия оформилась примерно с середины ХIX века, а именно с тех пор, как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности. С конца ХIX века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.). Однако до 30-х гг. ХX в. в логопедии преобладают упрощенные представления о речевых расстройствах, практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.
С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о речи как системном многофункциональном образовании, различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления.
Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, Р.Е. Левиной и др.
Основы дошкольной логопедии как педагогической науки разработаны Р.Е. Левиной и базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной иерархической структуре речевой деятельности.
Цель работы:
изучение логопедии как науки. Изучение предметов, методов и задач логопедии.
Задачи:
- дать понятие логопедии;
- изучить цели, задачи, взаимосвязь логопедии с другими науками;
- охарактеризовать основные принципы логопедической работы.
1.1 Логопедия: понятие, цели, задачи
Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» происходит от греческих: logos (слово), paideo (воспитываю, обучаю) - в переводе означает «воспитание правильной речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушение речи - отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизио-логических механизмов речевой деятельности.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Признаки нарушений речи:
- речь говорящего не соответствует возрастной норме;
- не обусловлены диалектами и незнанием норм языка;
- закрепляются и спонтанно не устраняются;
- дают вторичные нарушения.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Задачи логопедии:
1. Изучение онтогенеза
речевой деятельности при
2. Определение
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов,
структуры и симптоматики
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов,
дифференцированных методов и
средств устранения речевых
9. Совершенствование методов
профилактики речевых
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
1.2 Взаимосвязь логопедии с другими науками
Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи.
Различают внутрисистемные и межсистемные связи логопедии (Приложение 1).
К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками (таблица 1).
Таблица 1 - Связь логопедии с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики
Дисциплина |
Значение для логопедии |
|
Педагогика |
- внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения; - конструирование учебного процесса |
|
Специальная педагогика и ее отрасли |
- изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи; - дифференциация нарушений речи от сходных состояний; - подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями; - подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями. |
|
Методика обучения родному языку |
- раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью; - изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией. |
|
Методика обучения математике |
изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы обучения математике детей с речевой патологией. |
|
Общая, специальная психология и психодиагностика |
- знание закономерностей психического развития ребенка; - владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций; - определение роли речи в психическом развитии ребенка; - установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи; - повышение эффективности логопедического воздействия. |
|
Медико-биологические науки позволяют понять этиологию, механизмы речевых нарушений, более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при устранении (таблица 2).
Таблица 2 - Межсистемные связи логопедии
Дисциплина |
Значение для логопедии |
|
Нейрофизиология и психофизиология |
раскрытие механизмов речи с позиций учения о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учения П.К. Анохина о функциональных системах, учения о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия), современного нейропсихолингвистического учения о речевой деятельности. |
|
Анатомия и физиология, нейрофизиология |
раскрытие механизмов речи, мозговой организации речевого процесса, сведения о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. |
|
Оторино-ларингология |
- возможность не только определить этиологию нарушений, но и выявить закономерности сочетания логопедической работы с медицинским воздействием (медикаментозным и физио-терапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.); - дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний |
|
Неврология, невропатология |
- знание строения нервной системы, ее функций и особенностей развития; - знание неврологических основ речевых нарушений (определение локализации очага поражения головного мозга); - выявление неречевых расстройств; - установление клинического речевого диагноза; - возможность осуществление комплексного коррекционного воздействия (подбор медикаментозного лечения, физиопроцедур); - возможность правильного выбора профиля лечебного заведения и др. |
|
Психопатология, клиника олигофрений |
- дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний; - представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития |
|
Педиатрия |
- учет данных об особенностях развития детского организма; - подбор индивидуальной программы развития. |
|
Лингвистические науки |
||
Психолингвистика |
учение Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Т.А. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. |
|
Лингвистика |
данные о строении и функционировании языка и его составляющих, целостность и систематичность языка, центральная единица лингвистического анализа - структура предложения, трехглавая формула для описания языка: языковая способность - языковой процесс - языковой стандарт и др. |
|
2. Основные принципы логопедической работы
Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.
Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей практике общепедагогическими принципами. К дидактическим принципам относим:
- воспитывающий характер обучения;
- всестороннее развитие личности учащихся;
- сознательность и активность учащихся;
- учет возрастных особенностей и доступность материала;
- индивидуальный подход на фоне коллективной работы;
- прочность создаваемых навыков и знаний;
- наглядность обучения;
- научность и систематичность обучения;
- решающая роль педагога в процессе обучения.
Указанные принципы преломляются в работе логопеда в связи с особыми задачами логопедии и специфическими особенностями того или иного состава занимающихся. Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.
1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т.е. подготовить основу для правильной письменной речи.
3. В центре внимания
логопедической работы все