Логопедия: понятие, цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 07:31, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Вложенные файлы: 1 файл

введение в специальность.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука - логопедия.

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе не выделялись тогда в самостоятельную патологию). Как самостоятельная научная область логопедия оформилась примерно с середины ХIX века, а именно с тех пор, как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности. С конца ХIX века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.). Однако до 30-х гг. ХX в. в логопедии преобладают упрощенные представления о речевых расстройствах, практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.

С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о речи как системном многофункциональном образовании, различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления.

Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, Р.Е. Левиной и др.

Основы дошкольной логопедии как педагогической науки разработаны Р.Е. Левиной и базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной иерархической структуре речевой деятельности.

Цель работы:

изучение логопедии как науки. Изучение предметов, методов и задач логопедии.

Задачи:

- дать понятие логопедии;

- изучить цели, задачи, взаимосвязь логопедии с другими науками;

- охарактеризовать основные принципы логопедической работы.

 

1.1 Логопедия: понятие, цели, задачи

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» происходит от греческих: logos (слово), paideo (воспитываю, обучаю) - в переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушение речи - отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизио-логических механизмов речевой деятельности.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Признаки нарушений речи:

- речь говорящего не соответствует возрастной норме;

- не обусловлены диалектами и незнанием норм языка;

- закрепляются и спонтанно не устраняются;

- дают вторичные нарушения.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Задачи логопедии:

1. Изучение онтогенеза  речевой деятельности при различных  формах речевых нарушений. Онтогенез  речи - период формирования речи  человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений  нарушений речи.

3. Выявление динамики  спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.

4. Изучение особенностей  формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых  нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых  расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и  средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов  профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

1.2 Взаимосвязь логопедии с другими науками

Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи логопедии (Приложение 1).

К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками (таблица 1).

Таблица 1 - Связь логопедии с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики

 

Дисциплина

Значение для логопедии

 

Педагогика

- внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения;

- конструирование учебного процесса

 

Специальная педагогика и ее отрасли

- изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи;

- дифференциация нарушений речи от сходных состояний;

- подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями;

- подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями.

 

Методика обучения родному языку

- раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью;

- изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией.

 

Методика обучения математике

изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы обучения математике детей с речевой патологией.

 

Общая, специальная психология и психодиагностика

- знание закономерностей психического развития ребенка;

- владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций;

- определение роли речи в психическом развитии ребенка;

- установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи;

- повышение эффективности логопедического воздействия.

 
     

Медико-биологические науки позволяют понять этиологию, механизмы речевых нарушений, более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при устранении (таблица 2).

Таблица 2 - Межсистемные связи логопедии

 

Дисциплина

Значение для логопедии

 

Нейрофизиология и психофизиология

раскрытие механизмов речи с позиций учения о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учения П.К. Анохина о функциональных системах, учения о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия), современного нейропсихолингвистического учения о речевой деятельности.

 

Анатомия и физиология, нейрофизиология

раскрытие механизмов речи, мозговой организации речевого процесса, сведения о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

 

Оторино-ларингология

- возможность не только определить этиологию нарушений, но и выявить закономерности сочетания логопедической работы с медицинским воздействием (медикаментозным и физио-терапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.);

- дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний

 

Неврология, невропатология

- знание строения нервной системы, ее функций и особенностей развития;

- знание неврологических основ речевых нарушений (определение локализации очага поражения головного мозга);

- выявление неречевых расстройств;

- установление клинического речевого диагноза;

- возможность осуществление комплексного коррекционного воздействия (подбор медикаментозного лечения, физиопроцедур);

- возможность правильного выбора профиля лечебного заведения и др.

 

Психопатология, клиника олигофрений

- дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний;

- представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития

 

Педиатрия

- учет данных об особенностях развития детского организма;

- подбор индивидуальной программы развития.

 

Лингвистические науки

   

Психолингвистика

учение Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Т.А. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.

 

Лингвистика

данные о строении и функционировании языка и его составляющих, целостность и систематичность языка, центральная единица лингвистического анализа - структура предложения, трехглавая формула для описания языка: языковая способность - языковой процесс - языковой стандарт и др.

 
     

2. Основные принципы логопедической работы

Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.

Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей практике общепедагогическими принципами. К дидактическим принципам относим:

- воспитывающий характер обучения;

- всестороннее развитие личности учащихся;

- сознательность и активность учащихся;

- учет возрастных особенностей и доступность материала;

- индивидуальный подход на фоне коллективной работы;

- прочность создаваемых навыков и знаний;

- наглядность обучения;

- научность и систематичность обучения;

- решающая роль педагога в процессе обучения.

Указанные принципы преломляются в работе логопеда в связи с особыми задачами логопедии и специфическими особенностями того или иного состава занимающихся. Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа  должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу  вовлекается речь человека в  целом: логопед должен создавать  словарь, грамматический строй и  звуковую сторону речи (моторная  алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т.е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания  логопедической работы все время  должно оставаться наиболее пострадавшее  звено данного нарушения (первично  нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии  это будет звукопроизношение, при  алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т.д.

Информация о работе Логопедия: понятие, цели, задачи