Медико-социальная и трудовая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:56, реферат

Краткое описание

Среди задач, решаемых клиническим психологом в здравоохранении, одной из основных является участие его в проведении различных видов экспертиз. В этой работе клинический психолог является одним из субъектов совместной деятельности со специалистами других профилей. Особенно ярко выступает комплексность деятельности в виде взаимодействия и взаимодополняемости клинического, психологического, педагогического, инструментального и лабораторного подходов.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Участие клинического психолога во врачебно-трудовой экспертизе.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Куколева.docx

— 22.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Медико-социальная и трудовая экспертиза»

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Участие клинического психолога во врачебно-трудовой экспертизе.

Заключение

Литература

 

Введение

Среди задач, решаемых клиническим  психологом в здравоохранении, одной  из основных является участие его  в проведении различных видов  экспертиз. В этой работе клинический  психолог является одним из субъектов  совместной деятельности со специалистами  других профилей. Особенно ярко выступает  комплексность деятельности в виде взаимодействия и взаимодополняемости  клинического, психологического, педагогического, инструментального и лабораторного  подходов.

 

Глава 1. Общие положения

Экспертиза трудоспособности - это  медицинское исследование трудоспособности человека, проводимое с целью определения  степени и длительности его нетрудоспособности. Энциклопедический словарь медицинских  терминов. Изд. 1- е. - М.: 1982 Т 1. 23с.

Трудоспособность - совокупность физических и духовных возможностей человека (зависящих от состояния его здоровья), позволяющих ему заниматься трудовой деятельностью.

Медицинский критерий трудоспособности - это наличие заболевания, его осложнений, клинический прогноз.

Основной задачей экспертизы трудоспособности является определение возможности  данного человека выполнять свои профессиональные обязанности в  зависимости от медицинского и социального  критериев. Кроме того, в задачи врачебной экспертизы трудоспособности входит:

* определение лечения и режима, необходимых для восстановления и улучшения здоровья человека;

* определение степени и длительности  нетрудоспособности, наступившей вследствие  заболевания, несчастного случая  или других причин;

* рекомендация наиболее рационального  и полного использования труда  лиц с ограниченной трудоспособностью  без ущерба для их здоровья;

* выявление длительной или постоянной  утраты трудоспособности и направление  таких больных на медикосоциальную  экспертную комиссию.

Если изменения в состоянии  здоровья носят временный, обратимый  характер и в ближайшее время  ожидается выздоровление или  значительное улучшение, а также  восстановление трудоспособности, то такой вид нетрудоспособности считается  временным. Временная нетрудоспособность по характеру подразделяется на полную или частичную.

Полная нетрудоспособность - это когда человек вследствие заболевания не может и не должен выполнять никакой работы и нуждается в специальном лечебном режиме.

Частичная нетрудоспособность - это нетрудоспособность в своей профессии при сохранении способности выполнения другой работы. Если человек может работать в облегченных условиях или выполнять меньший объем работы, то он считается частично утратившим трудоспособность.

При экспертизе нетрудоспособности врачу  иногда приходится встречаться с  проявлениями аггравации и симуляции.

Аггравация (aggravatio; латин. , aggravo,aggravatum -- отягощать, ухудшать) - преувеличение больным симптомов действительно имеющегося заболевания.

При активной аггравации больной принимает  меры к ухудшению состояния своего здоровья или затягиванию болезни. При пассивной аггравации он ограничивается преувеличением отдельных симптомов, но не сопровождает их действиями, мешающими  проведению лечения. Энциклопедический  словарь медицинских терминов. Изд. 1- е. - М.: 1982 Т 1. 26с.

Патологическая аггравация характерна для психических больных (истерии, психопатии и т. п.), являясь одним  из проявлений этих болезней.

Симуляция (латин. simulatio -- «притворство») - имитация человеком симптомов болезни, которой у него нет.

Трудности начального периода экспертизы трудоспособности (освобождение больного от работы) значительно уступают трудностям ее заключительного момента - выписки выздоровевшего на работу.

Медико-социальная экспертиза лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя БМСЭ. К заявлению прилагается направление учреждения здравоохранения или органа социальной за щиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья.

Специалисты БМСЭ, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические  и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения  его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают получены результаты.

 

Глава 2. Участие клинического психолога во врачебно-трудовой экспертизе.

Значение психологического аспекта врачебно-трудовой экспертизы (или психологической трудовой экспертизы, по Платонову) постоянно возрастает. Во-первых, в связи с увеличением  числа лиц, проходящих этот вид экспертизы, из-за продолжающегося ухудшения  социально-экономического положения  и экологической обстановки в  стране и, во-вторых, в связи с  пониманием этого вида экспертизы как  одного из основных звеньев и этапов социально-трудовой реабилитации. В  современных лечебно-реабилитационных программах определение профессиональных возможностей и рациональное обучение (переобучение) и трудоустройство  больного приобретают существенную роль в его судьбе. Не случайно поэтому ряд авторов включают в психологическую трудовую экспертизу профориентацию, профконсультацию, профотбор, профподбор и трудоустройство инвалидов. Поэтому, как теоретически, так и практически, психологическая трудовая экспертиза выходит за рамки клинической психологии, являясь разделом самостоятельной отрасли психологии — психологии труда. Но и это имеет свои обоснования: исторически психологическая трудовая экспертиза во всех своих формах проводится в единстве с врачебно-трудовой и военно-врачебной экспертизой. Существует и другая тенденция — сузить понятие врачебно-трудовой экспертизы. Так, медицинскую профконсультацию не считают частью врачебно-трудовой экспертизы, хотя и признают ее большое значение и связь с психологией труда. Психические особенности в пределах так называемой нормы при врачебно-трудовой экспертизе не принимают во внимание; склонность к той или иной профессии, призвание к определенному виду труда, интеллектуальные способности, волевой и эмоциональный профиль человека — всему этому не придают или почти не придают роли при установлении трудоспособности. Едва ли с этим можно согласиться, учитывая роль трудоспособности в системе жизненных отношений личности и ее становлении. На значение личностных особенностей свидетельствуемого, направленности установки индивида, его психических качеств при проведении врачебно-трудовой экспертизы в свое время указывал еще Марциновский.

При врачебно-трудовой экспертизе наиболее важным аспектом деятельности клинического психолога является получение  объективных данных для функционального  диагноза, составляющего основу экспертного  заключения. Значение последнего трудно переоценить. От него зависит не только характер трудовой деятельности, но во многом и будущий жизненный путь больного, поскольку правильное определение  профессиональных возможностей и рациональное трудоустройство (как и адекватно  ориентированное профессиональное обучение) являются существенными факторами  клинического и социального восстановления. Как и в других случаях функциональной диагностики, психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохранные функции с  точки зрения возможностей компенсации  дефекта в той или иной трудовой деятельности. Психофизиологическая оценка характера предстоящей деятельности здесь также имеет большое  значение. Важную роль играет оценка выносливости в труде, быстроты и характера  утомляемости, лабильности волевого усилия. Особое место занимает изучение социально-трудовых установок больного, индивидуальных склонностей. Необходим, с одной стороны, учет отношения  больного к своему заболеванию, субъективная оценка им степени своих трудовых возможностей, с другой — отношения  больного к известным ему профессиям, его личной социально-трудовой направленности и возможностей ее коррекции.

Взаимопроникновение различных  отраслей знания и необходимость  комплексного решения почти любого вопроса как медицинской, так  и психологической трудовой экспертизы хорошо иллюстрируется на примере медико-психологической  профориентации и профконсультации подростков. Они тесно связаны  с педиатрией и школьной гигиеной. Для школьных врачей важнейшим является учет состояния здоровья школьников и изучение их способностей к труду. Для школьного психолога главной  является система комплексной профконсультационной работы с подростками. Конечно, вопросы профконсультации не могут решаться без совместной работы с врачами и педагогами. Поскольку основными принципами врачебно-трудовой экспертизы, полностью относящимися и к медико-психологической экспертизе, являются профилактическая направленность и установка на социально-трудовую реабилитацию больных, деятельность клинического психолога, участвующего в проведении врачебно-трудовой экспертизы, обоснованно приобретают психогигиеническую и психопрофилактическую направленность.

Войтенко и Филомафитский, указывая, что ситуация врачебно-трудовой экспертизы в психологическом плане  значительно отличается от обычной  лечебно-диагностической ситуации «врач — больной», обращают внимание на следующие ее особенности: 1) установку  индивида, проходящего экспертизу; 2) установку самого эксперта; 3) особенности  контакта в процессе экспертизы при  вынесении экспертного заключения и даче трудовых рекомендаций. Поскольку  экспертиза трудоспособности, помимо медицинской, всегда имеет и психосоциальную  направленность, то отношение к ней  и установки не только свидетельствуемого, но и эксперта имеют также выраженный социальный характер. Установки свидетельствуемого могут быть направлены не только на улучшение своего физического состояния, но и на повышение социально-психологического статуса (признание инвалидом войны  или установление связи инвалидности с трудовым увечьем). Поэтому при  выборе мер психотерапевтического  воздействия врач-эксперт должен особенно подчеркнуть социально-психологические  последствия установления группы инвалидности. Это может иметь важное значение на дальнейших этапах социально-трудовой реабилитации. Особую роль, как подчеркивают авторы, играет психотерапевтический подход и психологический контакт со свидетельствуемым при вынесении экспертного заключения и трудовых рекомендаций. Признание (или непризнание) свидетельствуемого инвалидом влечет за собой комплекс психологических стрессовых факторов, которые могут приводить к состоянию фрустрации, потере перспективы, изменению самооценки и уровня притязаний личности.

Понимание экспертом возникающей  перед свидетельствуемым совокупности социально-психологических проблем  требует от врача тщательного  анализа особенностей личности обследуемого, его мотивов, ценностей и идеалов, анализа всей совокупности медико-биологических (диагноз, форма, тип течения, прогноз  заболевания) и социальных (образование, профессия, специальность, вид и  условия труда) факторов. Только в этом случае объявление экспертного заключения носит действительно психотерапевтический характер и становится важной формой реабилитационного воздействия.

Лишь тщательный анализ ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения, личностных особенностей человека, проходящего  экспертизу, позволяет вскрыть неосознаваемое, недостаточно осознаваемое (например, при «бегстве в болезнь» пациента с неврозом (F40-F48)) или вполне осознаваемое установочное поведение (аггравация, симуляция, диссимуляция). Психолог должен помочь так провести экспертизу, чтобы, с одной стороны, соблюдались права, гарантированные больным и инвалидам со снижением трудоспособности Законодательством, но, вместе с тем, чтобы удовлетворение интересов больного не осуществлялось за счет общества.

Заключение психолога, участвующего в экспертизе трудоспособности, должно содержать данные о нарушенных и  сохранных функциях, с точки зрения возможностей компенсации дефекта  в той или иной степени в  условиях выполнения прежней работы (с определенными профрекомендациями или при переобучении).

Как отмечают Платонов и  Тепеницына, при расстройстве психических  функций (например, памяти, внимания, в  целом при снижении работоспособности) наиболее значимой на уровне профессиональной деятельности нередко оказывается  сохранность личностно-мотивационной  сферы испытуемого, облегчающая  возможность известной компенсации.

В настоящее время возрастает роль психолога при проведении экспертизы трудоспособности лиц, направляемых для  работы в условиях эмоциональной  напряженности и в экстремальных  условиях (космос, глубины океана, Арктика  и Антарктика и др.). Наряду с обычно учитывающимися в этих случаях психофизиологическими  характеристиками, оценками выносливости в труде, быстроты и характера  утомляемости, лабильности волевого усилия, современная экспериментальная  психология располагает возможностями  дополнить эти данные представлениями  о стрессовой и фрустрационной толерантности  обследуемого, используя специальные  тесты и ситуацию естественного  или моделируемого эксперимента. Конечно, важную роль играет учет отношения  и установок испытуемого применительно  к деятельности в указанных условиях.

Как отмечает Зейгарник, заключение патопсихолога в аспекте интерпретации  экспериментальных данных — задача достаточно сложная. При трудовой, как и других видах экспертиз, у больных может проявиться так называемое установочное поведение. В связи с этим при интерпретации результатов особое внимание уделяется не столько продуктивности или непродуктивности больного при выполнении проб, сколько соотношению правильно и ошибочно выполненных заданий. Следует подчеркнуть неравномерность продуктивности в заданиях одного типа и одного уровня сложности, проанализировать случаи, когда заведомо более легкие задания решались менее успешно. С особой тщательностью необходимо обобщить все данные, касающиеся мотивации испытуемых, смыслообразования, оценок и самооценок. Учитывая значимость результатов патопсихологического исследования для решения дальнейшей судьбы больного, патопсихолог должен быть чрезвычайно осторожен и объективен, подкрепляя все свои выводы надежными экспериментальными фактами.

 

 

 

Заключение

Основным содержанием  экспертного психологического заключения является не сама по себе оценка степени  снижения тех или иных психических  функций, а качественный структурный  анализ изменений психической деятельности испытуемого, результаты которого и  должны соотноситься с особенностями  психологической структуры деятельности, по отношению к которой проводится экспертиза (Поляков). Важно выявить  не только актуальное состояние личности и различных психических процессов  и психических состояний, но и  прогнозировать возможность взрослого, юноши, ребенка на будущее с учетом компенсаторных или декомпенсирующих аспектов.

Учитывая значение клинического психолога в экспертной практике, в свое время Станишевская не без  оснований предлагала выделить в  качестве самостоятельного раздела  психологии экспертную клиническую  психологию.

 

Литература:

1. Артюнина Г.П. Основы социальной  медицины. Учебное пособие для  вузов. М.: Академический проспект, 2005-476с.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник, 2004-553с.

3. Энциклопедический словарь медицинских  терминов. Изд. 1- е. - М.: 1982 Т 1. 700с.


Информация о работе Медико-социальная и трудовая экспертиза