Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:47, реферат
Объект - дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического или физического развития, т.е. аномальные дети (от греч. anomalos - неправильный).
В прошлом в России использовалось понятие "дефективный", которое отличается резко оскорбительным тоном, т.к. слишком однозначно характеризует личность в аспекте ее недостатков.
Во французской литературе используется понятие "инадаптированный", в англоязычной: maladjusted - неприспособленный; abnomal - аномальный;
1. Специальная психология как отрасль психологии.
2. Методы специальной психологии.
3. Понятие "дизонтогения" и ее основные формы.
4. Дефект и дефективность.
Тема 1. Место специальной психологии в системе наук
План:
1. Специальная психология как отрасль психологии.
2. Методы специальной психологии.
3. Понятие "дизонтогения" и ее основные формы.
4. Дефект и дефективность.
1.1. Специальная психология в системе наук.
Объект - дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического или физического развития, т.е. аномальные дети (от греч. anomalos - неправильный).
В прошлом в России использовалось понятие "дефективный", которое отличается резко оскорбительным тоном, т.к. слишком однозначно характеризует личность в аспекте ее недостатков.
Во французской литературе используется понятие "инадаптированный", в англоязычной: maladjusted - неприспособленный; abnomal - аномальный;
children with learning disabilities - дети с трудностями в обучении.
Предмет - закономерности развития и проявлений психики различных групп аномальных детей.
1.2. Специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы (Психологический словарь /Под ред. Л.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990, с. 379).
2.1. Критерии построения эксперимента в специальной психологии, согласно C.JI.Рубинштейн (1979):
- принцип моделирования психической деятельности, т.е. вычленение основных психических актов и действий ребенка и организация выполнения этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях;
- направленность на качественный анализ психической деятельности детей;
- точная и объективная регистрация фактов: недопустимо сводить эксперимент к свободной беседе с ребенком или ограничиваться субъективной интерпретацией экспериментальных данных.
2.2. Принципы и условия пспользования тестов для изучения аномальных детей (Л.Пожар, 1996):
- необходимо предварительное ознакомление с основными характеристи-ками данного вида аномалии, возможностями и ограничениями
- сравнение результатов тестов, выполненых аномальными детьми и подростками с нормами, разработанными для нормальных детей нужно осуществлять с большой осторожностью;
- тестирование следует проводить, только индивидуально, причем исключительное внимание следует уделять пробным заданиям с тем, чтобы полностью убедиться, что аномальные дети адекватно поняли задание
- необходимо обеспечить соответствующую мотивацию
3. Понятие "дизонтогения" и се основные формы.
Дизонтогенез (диз+ греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) -нарушение психического развития.
3.1. Концепция В.В. Ковалева (1976).
Основные типы психического дизонгогенеза следующие:
1) ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики;
2) асинхрония - диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании развития других;
3) дисфункция созревания - морфофункциональная возрастная незрелость центральной нервной системы (ЦНC).
3.2 Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому ( 1985)
- недоразвитие,
- задержанное развитие,
- поврежденное развитие,
- дефицитарное развитие.
- искаженное развитие,
- дисгармоничное развитие.
3.3. Психологические параметры дизонтогенеза, время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
4. Дефект и дефективность.
Дефект (nai. defectus - . убывание недостаток) – недостаток, нарушение или повреждение, имеющие характер серьезного и относительно стабильного недостатка, потеря или oтсутствие какой-либо функции или органа.
4.1. Виды дефектов-
- первичный, вызванный биологическим фактором.
-вторичный, возникающий под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.
Л.С.Выготский
о соотношении первичного
План:
1. Методико-биологические причины.
2. Социально-психологические причины.
I. Методико-биологические причины.
Время поражения |
Последствия поражения |
1. Пренатальные факторы
1.3. Химические интоксикации матери 1.4. Инфекции во время 1-й половины беременности 1.5. Резус - несовместимость отца и матери |
Задержка психического развития Интеллектуальные нарушения, пороки развития новорожденных Врожденные пороки развития Умственная отсталость, психические расстройства
Нарушения сенсорной сферы |
1.6. Генные и хромосомные болезни (частота рождений - 5% всех новорожденных) |
Умственная отсталость в степени имбецильности или идиотии |
2.1. Асфиксия плода (6-7% новорожденных) 2.2. Внутричерепные родовые травмы (до 25% новорожденных.) |
Минимальная мозговая дисфункция |
3.2. Черепно-мозговые травмы. |
Умственная отсталость, нарушения двигательном сферы |
2. Социально-психологические причины.
2.1. Ранняя депривация.
2.2. Неприятие ребенка.
2.3. Алкоголизм и наркомания родителей.
2.4. Различные варианты неправильного воспитания.
2.5. Неблагоприятная экология.
Вернер E.E.,1985)
Факторы риска к моменту рождения |
Отягощающие факторы |
Защитные факторы | |
|
|
Ребенок |
Окружение |
|
|
|
родителями и детьми ;
|
Информация о работе Место специальной психологии в системе наук