Методика Т.Лири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:19, лекция

Краткое описание

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Вложенные файлы: 1 файл

психология. Методика Т.Лири.docx

— 639.14 Кб (Скачать файл)

Методика  Т.Лири

 

Методика  создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком  в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и  идеальном "Я", а также для  изучения взаимоотношений в малых  группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее  впечатление о человеке в процессах  межличностного восприятия. Они названы  М. Аргайлом в числе главных компонентов  при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами  под  руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбность - недружелюбность, эмоциональность -аналитичность.

Для представления  основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В  свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответствующие более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем  ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование - подчинение) и горизонтальная (дружелюбие - враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник  содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений  образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

 

Текст опросника Т. Лири

 

1. Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться,  приказывать.

4. Умеет настоять на  своем.

5. Обладает чувством достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботится  о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит плакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявлять  недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным  к себе.

18. Способен признать свою  неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Покладистый.

21. Благородный.

22. Восхищающийся и склонный  к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с  другими.

27. Доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам  о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызывать восхищение.

34. Пользуется у других  уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловитый и практичный.

40. Соперничающий.

41. Стойкий и крутой, где  надо.

42. Неумелый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им  командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к  помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в  обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботится о  других.

64. Щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление  значительности.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый.

73. Нетерпим к ошибкам  других.

74. Расчетливый.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит  обиды.

81. Склонный к самобичеванию.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим  принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию  друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко  всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным  сочувствием.

95. Великодушен и терпим  к недостаткам.

96. Стремится помочь каждому.

97. Стремится к успеху.

98. Ожидает восхищения  от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Относится  к окружающим с чувством превосходства.

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Услужливый.

116. Мягкотелый.

117. Почти никому не  возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его  опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда со всеми  дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен  к окружающим.

126. Старается утешить  каждого.

127. Заботится о других  в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной  добротой.


 

Т. Лири предлагал  использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в  оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В  соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная  оценка уровня - 16 баллов, но она разделена  на четыре степени выраженности отношения:

 

адаптивное

поведение

экстремальное

поведение

экстремальное поведение до патологии

0 - 4 балла - низкая оценка,

5 - 8 баллов - умеренная

9 - 12 баллов - высокая

13 - 16 баллов


 

Разные направления  диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное Я", "реальное Я"." мои партнеры" и т.д.

Методика  может быть представлена респонденту  либо списком (по алфавиту или в случайном  порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

 

В предлагаемой анкете вопросы группируются в 8 октант, отражающих различные психологические  профили:

1-я октанта  - вопросы 1-4, 33-36, 65-68 и 97-100.

2-я октанта  - вопросы 5-8,37-40,69-72 и 101-104.

3-я октанта  - вопросы 9-12, 41-44, 73-76 и 105-108.

4-я октанта  - вопросы 13-16, 45-48,77-80 и 109-112.

5-я октанта  - вопросы 17-20, 49-52, 81-84 и 113-116.

6-я октанта  - вопросы 21-24, 53-56, 85-88 и 117-120.

7-я октанта  - вопросы 25-28,57-60, 89-92 и 121-124.

8-я октанта  - вопросы 29-32, 61-64, 93-96 и 125-128.

Октанты заключают  в себе качества, которые характеризуют  следующие психологические тенденции:

1) тенденцию  к лидерству - властность- деспотичность; 

2) уверенность  в себе - самоуверенность - самовлюбленность;

3) требовательность - непримиримость - жестокость;

4) скептицизм - упрямство - негативизм;

5) уступчивость - кротость - пассивную подчиняемость;

7) добросердечие  - несамостоятельность - чрезмерный  конформизм;

8) отзывчивость - бескорыстие - жертвенность.

Если первая степень качества в каждой тенденции  характеризует адаптивный вариант (тенденция к лидерству, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечность, отзывчивость), то усугубление соответствующей линии до третьей степени представляет вариант дезадаптивный (деспотичность, самовлюбленность, жестокость, негативизм, пассивная подчиняемость, зависимость, чрезмерный конформизм, жертвенность).

При обработке  тест-карты подсчитывают количество положительных ответов в каждой из 8 октант (с записью соответствующих  числовых данных по каждому из исследуемых аспектов во вспомогательную таблицу.

Интерпретация результатов:

1. Властный-лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором,  свойства руководителя. При высоких показателях - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 баллов), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 баллов).

2. Независимый-доминирующий. Выявляет  стиль межличностных отношений  от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях, в  пределах 8-и баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным  чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).

3. Прямолинейный-агрессивный.  В зависимости от степени выраженности  показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость  в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).

4. Недоверчивый-скептический. Реалистичность базы суждений  и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне  обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.

5. Покорно-застенчивый.  Отражает такие особенности межличностных  отношений, как скромность, застенчивость,  склонность брать на себя чужие  обязанности. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

6. Зависимый-послушный.  При  умеренных баллах - потребность  в помощи и доверии со стороны  окружающих, в их признании. При  высоких показателях - сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

7. Сотрудничающий-конвециональный.  Выявляет стиль межличностных  отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

8. Ответственно-великодушный. Проявляется выраженной готовностью  помогать окружающим, развитым чувством  ответственности. Высокие баллы  выявляют мягкосердечность, сверхобязанность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.

Количественные  показатели по каждому из октантов - от 0 до 16 - откладываются на соответствующей  номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами; расстояние между ними кратное четырем: 0, 4, 8, 12, 16. На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Отдаленная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того, как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие "веера". Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

Не следует  только на основе величины суммы баллов давать морально-этические оценки тестируемому. Следует иметь в виду, что высокие  значения по октантам:

1 - свойственны  и для "Диктатора", и для  "Лидера", "Настоящего Шефа";

2 - и для  "Внимательного Интеллектуала", и для "Холодного Калькулятора";

3 - и для  "Напористого", "Борца", и  для "Хулигана", "Грубияна";

4 - и для  "Выразителя интересов", и для  "Судящего Всяк без разбора";

5 - и для  "Умеющего Сочувствовать", и  для "Податливого", "Хамелеона";

6 - и для "Вечного Ребенка",  и для "Профессионального Иждивенца", "Прилипалы";

7 - и для  "Заботливого", и для "Слащаво-любезного";

8 - и для  "Защитника", и для "Непрошеного  Адвоката".

 

Косвенные данные об особенностях специальной перцепции  индивида можно получить на основе и других тестов.


Информация о работе Методика Т.Лири