Методология научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой.
Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

Методология научного исследования.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Тема №1 
«Методология научного познания»

  • Литература:
  • 1. Новиков А.М. Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. с5-65
  • 2. Майданов А.С. Методология научного творчества . – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. с. 23-69.
  • Учебные вопросы:

1. Сущность познания, характеристика  и классификация познания.

2. Объект и предмет научного  познания.

3. Характеристика уровней научного  познания.

4. Эмпирическое познание: понятие,  роль и задачи.

5. Теоретическое познание. Основные  характеристики.

6. Методология социально-экономического исследования.

СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗНАНИЯ.

    Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира

   Познание – высшая форма отражения, раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств.

   Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.

  • Сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов.
  • Познание представляет собой процесс взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, восприятие посредством органов чувств информации, формирование на этой основе чувственных образов явлений  и отражение их в идеальной форме научных понятий, философских категорий. Следовательно, сутью  познания является отражение как процесс и как его результат. 
  • Основными особенностями научного познания являются:

  1. Основная задача научного  знания — обнаружение объективных  законов действительности — природных,  социальных (общественных), законов  самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

   2. Непосредственная цель  и высшая ценность научного  познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания.

3. Наука в большей мере, чем  другие формы познания ориентирована  на то, чтобы быть воплощенной  в практике, быть “руководством  к действию” по изменению окружающей  действительности и управлению реальными процессами.

    4. Научное познание в  гносеологическом плане есть  сложный противоречивый процесс  воспроизводства знаний, образующих  целостную развивающуюся систему  понятий, теорий, гипотез, законов  и других идеальных форм, закрепленных  в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).

  • 5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое “научное оборудование”, зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.).
  • 6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. 

 

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    Научное познание  отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой.

   Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности.

   В результате научного  познания появляется научное  знание об объекте. Оно отличается  от обыденного, религиозного, художественного

и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью.

  Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами.  
Субъектом научного познания выступает ученый, человек, который по уровню своей квалификации, интеллектуальным способностям и призванию в состоянии заниматься наукой.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  Различают два уровня научного  познания: эмпирический и теоретический.. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие -- только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) -- как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

  • Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций».

   Теоретический уровень - более высокая ступень в научном  познании. Результатами теоретического  познания становятся гипотезы, теории, законы. В свою очередь, эмпирический  уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня.

Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую  конструкцию, которая определяет направление  этого исследования, обуславливает  и обосновывает применяемые  при этом методы.

   Эмпирический и теоретический  уровни познания взаимосвязаны,  граница между ними условна  и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений  и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи.

 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗАДАЧИ

   Эмпирическое  познание, или чувственное, или  живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

   1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

    2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

    3. представление  - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

 

В эмпирическом познании преобладает  чувственный аспект, в теоретическом - рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.

   Различают образы памяти  и воображения. Образы предметов  обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные.  Но зато в образах обычно  выделены наиболее важные свойства  предмета и отброшены несущественные.

Ощущения по органу чувств, через  который они получены, делятся  на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

    Как видим, познавательные  способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.

   Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

   Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

   Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

   Существует несколько видов эксперимента:

   1) лабораторный, 2) естественный, 3) исследовательский, 4) проверочный, 5) воспроизводящий, 6) изолирующий, 7) количественный, 8) физический, 9) химический и т.д.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

    Различают два уровня  мышления

    1.рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона.

    2. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Среди научных  методов теоретического исследования выделяют формализацию, аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

    Формализация - это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык).

     Аксиоматический метод  - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - аксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

    Гипотетико-дедуктивный  метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах.

  • (Дедукция - выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.
  • Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами.

   Таким образом, эмпирический  и теоретический уровни исследования различны. Это различие основано на неодинаковости:

  1. способов (методов) самой познавательной активности;

  2. характером  достигаемых научных результатов.

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Методология — учение о способах научного исследования. Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные — исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки. В экономике применяются два противоположных философских метода — метафизика и диалектика.

 

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения

   Экономическая теория полнее  отражает действительность, если  берет на вооружение диалектику — учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления

    Диалектический  метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность казалось бы несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

    Важную роль в изучении  экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно их историческому развитию. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления.

 

Тема №2 
«Методы научного исследования»

  • Литература:
  • 1. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник/ Под. ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева.- М.: Изд-во «Креативная экономика», 2010. с. 72-105
  • 2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. с. 72-105.
  • Учебные вопросы:

  1. Сущность понятия «метод»,  классификация и содержание основных методов исследования.

  2. Общенаучные методы исследований.

  3. Развитие методов науки.

  4. Уровни научно-исследовательского  процесса и их взаимоотношения.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕТОД», КЛАССИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

   Метод - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме.

   Основная функция  метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Метод - совокупность правил, приемов познания и действия, система предписаний, требований, которые должны ориентировать в решении задачи, достижении результата. Он позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Классификация методов  позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем.

  Выбор методов исследования, интеграция различных из них  при проведении исследования  определяется знаниями, опытом и  интуицией специалистов, проводящих  исследования.

Классификация методов  в соответствии с решаемыми задачами. 
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы:  
1. МАИС - методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов (творческой деятельности) 
2. МПФС - методы формального представления систем 
3. комплексные методы - используют элементы и МАИС и МПФС

Информация о работе Методология научного исследования