Методы дрессировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 14:48, реферат

Краткое описание

Метод дрессировки – это способ воздействия на собаку, задачей которого является выработка у нее нужных для дрессировщика навыков.
Выбор метода дрессировок зависит от множества факторов, таких например как возраст и темперамент собаки и ее владельца, пищевая заинтересованность собаки, потребность в игре или ласке. Так же необходимо обратить внимание на внешние раздражители, такие как температура воздуха, уровень шума, окружающую обстановку. Исходя из этого, подбирается оптимальный метод дрессировки, это может быть один из приведенных ниже, либо комбинация двух или нескольких методов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 85.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО МГАВМиБ

Кинологический колледж

 

 

Реферат

 


 

Реферат

По дисциплине «Зоопсихология»

на тему «Методы дрессировки»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса 2 группы

Федорина Ксения

Руководитель:

Горбатова Хелена Станиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод дрессировки – это способ воздействия на собаку, задачей которого является выработка у нее нужных для дрессировщика навыков.

Выбор метода дрессировок зависит от множества факторов, таких например как возраст и темперамент собаки и ее владельца, пищевая заинтересованность собаки, потребность в игре или ласке. Так же необходимо обратить внимание на внешние раздражители, такие как температура воздуха, уровень шума, окружающую обстановку. Исходя из этого, подбирается оптимальный метод дрессировки, это может быть один из приведенных ниже, либо комбинация двух или нескольких методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные методы дрессировки собак.

 

 

  1. Механический
  2. Контрастный
  3. Игровой
  4. Вкусопоощрительный (Пищевой)
  5. Метод наталкивания
  6. Подражательный
  7. Метод развития агрессии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Механический метод - это такой метод, при котором для отработки отдельных приемов дрессировки условный раздражитель подкрепляется механическим раздражителем, вызывающим у собаки защитный оборонительный рефлекс. Характерная особенность механического метода дрессировки заключается в том, что собака при этом методе работает по принуждению.

Пример: При запрещении положительного действия собаки дрессировщик дает команду "Фу" и делает рывок поводком или наносит удар хлыстом, чем приостанавливает ее действия. Механический метод имеет большое значение и при выработке навыков (в большинстве случаев для тех собак) специального цикла: "следовая работа", "развитие злобы". Действия помощника связаны с обязательным применением хлыста нанесением собаке ударов. Применение механических раздражителей помощником рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активной форме, т.е. стремление собаки нападающего человека. Механический метод имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны.

1. Все действия, выработанные  у собаки этим методом, закрепляются  прочно, вырабатываются быстро.

2. Механическим методом  дрессировки можно легко достигнуть  безотказного выполнения отработки  действий, независимо от того  является ли собака сытой или  голодной.

Отрицательные стороны.

1.Частое пользование этим  способом у некоторых собак  вызывает тормозное состояние  с проявлением недоверчивым отношением  к своему дрессировщику.У собаки с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, у злобных собак в стремлении кусать своего дрессировщика, в отдельных случаях злоупотребление этим методом ведет к запредельному торможению.Говоря о причинах возникновения запредельного торможения, Павлов указывал: "Слишком сильный раздражитель, а так же перенапряжение нервной деятельности поднимает возбудимость нервных клеток выше порога их работоспособности. В результате этого в нервной системе в виде защиты от нервного перенапряжения развивается запредельное торможение, которое по существу является охранительным торможением". Поэтому надо избегать частого использования механических раздражителей.

2. Невозможность выработать  этим методом все необходимые  условные рефлексы у собак. Таким  образом, механическим методом надо  пользоваться умело, с учетом  особенностей дрессируемых собак.

2. Контрастный метод - это такой метод, при котором для выработки большинства условных рефлексов пользуется сочетанием механического и вкусопоощрительного методов. Механический или болевой раздражитель используется как средство принуждения к выполнению действий, а пищевой раздражитель для закрепления, выполняемого собакой действия. Контрастный метод является основным методом дрессировки собак. Контрастный метод - это сочетание благоприятного с неблагоприятным. Если собака выполнила команду, то дрессировщик поощряет ее лакомством, а если не выполнила, то наоборот, лакомство не дает, а применяется воздействие механического безусловного раздражителя.

Например: чтобы приучить собаку выполнить команду "Лежать" необходимо нажать ей на холку и одновременно оттягивать вперед передние ноги, при приеме "посадка" нажим на область между крупом и поясницей, заставляя сесть. Как только собака ляжет или сядет, следует дать ей лакомство, т.е. поощрить ее. Поощрение лакомством сопровождается восклицанием "хорошо". Контрастный метод дрессировки объединяет в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому имеет ряд преимуществ перед другими методами, которые заключаются:

1. В быстром образовании  и стойком закреплении условных  рефлексов на определенные команды.

2. В наличии у собаки "заинтересованности" (условного  пищевого рефлекса), в результате  которой собака быстро и охотно  выполняет все действия, отработанные  этим методом.

3. В сохранении и упрочении  контактом между дрессировщиком  и собакой.

4. В возможности достигнуть  безотказного выполнения собакой  отра-ботанных действий в сложных условиях.

Опыт дрессировки показывает, что контрастный метод ускоряет дрессировку собак и обеспечивает безотказность работы их в разнообразных условиях окружающей среды. В этом основное достоинство этого метода, широко применяемого при дрессировке собак.

 

 

 

 

 

 

3. Игровой метод дрессировки - формирует то или иное игровое поведение собаки с целью использования его при обучении желательному навыку. Приучение собаки к апортировке предметов часто проводят этим методом, особенно у молодых животных. Игровым методом можно приучить щенков к выполнению основных навыков общего курса и подготовить их для работы по специальным курсам дрессировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Вкусопоощрительный метод - это такой метод, при котором для выработки определенного условного рефлекса пользуются только пищевыми раздражителями (лакомством). При этом лакомство служит раздражителем, заставляющим собаку совершать нужное для нас действие, так и подкреп¬ляющим воздействие раздражителя (условного). Вкусопоощительным методом дрессировки могут быть выработаны и закреплены многие условные рефлексы у собаки. Например, подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т.д. Вкусопоощрительный метод применяется для отдельных собак при обучении их работе по следу: когда в качестве безусловного раздражителя применяется пища. Или при приучении собаки хождению по лестнице, когда дрессировщик, зная, что у собаки преобладает пищевая реакция, раскладывает на ступеньки лестницы кусочки мяса и собака, поедая кусочки мяса, поднимается по лестнице.

Положительные стороны вкусопоощрительного метода:

1. Сохраняется и закрепляется  необходимых контакт между дрессировщиком  и собакой, что имеет важное значение при подготовке собак к различным видам службы.

2. При отработке отдельных  приемов с применением пищевого  раздражителя условные рефлексы  образуются быстро.

3. У собаки сохраняется  активность в выполнении действий, которые выработались на основе  пищевых раздражителей.

Отрицательные стороны этого приема:

1. Не обеспечивает безотказность  работы собаки в разнообразных  условиях, особенно при наличии отвлекающих раздражителей.

2. В состоянии сытости  выполнение действия может ослабнуть  или исчезнуть.

3. Невозможность отработать  этим методом все необходимые  действия, особенно по приемам специального цикла.

Таким образом, вкусопоощрительный метод применяется для выработки навыков в большинстве случаев для тех собак, которые имеют преобладаю¬щую реакцию (пищевую). Это не исключает применение вкусопоощрительного метода в дрессировке собак, имеющих другие преобладающие реакции.

 

 

 

5. Метод наталкивания - на выполнение нужных нам действий дрессировщик побуждает собаку комплексом раздражителей и вовремя дает команду и подкрепление. Условные рефлексы отработанные таким методом отличаются высокой активностью и динамичностью.

Этот метод часто используется в дрессировке. Применяя его, дрессировщик использует:

раздражители (близкие к окружающей обстановке) – как корректирующие и побуждающие стимулы;

команду «Хорошо!» – как поощрение.

Например, обучая кавказскую овчарку преодолевать барьер, дрессировщик сначала делает с ней небольшую пробежку, а затем приближается к барьеру. Естественной реакцией собаки будет перепрыгнуть этот барьер.

Положительные стороны метода:

быстрое закрепление навыков;

небольшая нагрузка на нервную систему собаки.

Отрицательная сторона метода:

некоторые специальные навыки невозможно выработать этим методом дрессировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Подражательный метод - формирование у особи подражания поведению другой собаки, человека или группы особей. Используется, например, при формировании злобы у собак.

Основан на использовании врожденных реакций животных подражать действиям других животных или человека. Он является вспомогательным и чаще всего применяется в воспитательной дрессировке щенков и дрессировке молодых собак.

У собак сильно развиты подражательные рефлексы. Достаточно одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать другие. Подражанием можно выработать многие условные рефлексы: преодоление препятствий, хватку за дрессировочный костюм, подачу голоса, переползание и даже работу по следу (особенно в паре). Степень подражания зависит от возраста и типа собаки. Условные рефлексы у щенков и молодых собак вырабатываются благодаря подражанию матери и взрослым собакам. При подражательном методе дрессировки условные рефлексы у некоторых собак вырабатываются быстро. Однако, этим методом невозможно формировать любые навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Метод развития агрессии – этот метод применяется для формирования у питомца оборонительных качеств и сопровождается созданием всевозможных конфликтных ситуаций. Метод базируется на самообороне собаки, либо на агрессии основанной на нападении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приёмы дрессировки.

Приемом называется комплекс последовательных действий дрессировщика в целях выработки у собаки определенного навыка. Приемов дрессировки много, каждый из них имеет целью выработать у собаки определенный навык. Различают приемы общей и специальной дрессировки. Навык - условный рефлекс, доведенный до автоматического и безотказного выполнение собакой.

Образование навыка (сложного условного рефлекса) происходит постепенно и в определенной последовательности. Следовательно, воздействие дрессировщика на собаку должно быть подчиненным определенным правилам. Воздействовать на собаку в строгой последовательности, меняя характер приемов по мере выработки навыка.

Принято различать три стадии образования навыка.

 

Первая стадия состоит в выработке первоначального (навыка) действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т.д.).

Например: При выработке навыка подхода собаки к дрессировщику по команде "Ко мне" первоначальное действие, выработанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику, без посадки у правой ноги или дрессировщиком. При выработке навыка собаки к дрессировщику, используется главным образом пищевая реакция и привязанность собаки к хозяину. Команду "Ко мне" дрессировщик должен подавать в обычном приказном тоне. После подачи команды "Ко мне" дрессировщик показывает собаке мясо и лакомство повторяя кличку и команду подзывает ее к себе, а после подхода дает ей лакомство и поглаживает. Если собака подходит медленно, то дрессировщик отбегает от собаки и этим оживляет ее действия. Если на это собака не реагирует, то дрессировщик подтягивает поводок, подводит собаку к себе и после этого поощряет. Все эти действия дрессировщика, направленные на выработку у собаки условного рефлекса "подхода к дрессировщику" являются приемами дрессировки.

Для первой стадии навыка характерны две особенности.

Во-первых, наблюдаются явления обобщения условных раздражителей собакой. Она не может различать команды одну от другой, иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде "сидеть" ложиться и т.д. В подобных случаях дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и только лишь правильные ее действия закреплять дачей лакомства и поглаживанием.

Информация о работе Методы дрессировки