Методы изучения социально-психологического климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:43, реферат

Краткое описание

К наиболее распространенным методам изучения социально-психологического климата организаций относятся интервью, анкетирование, тестирование и др. Например, общую оценку социально-психологического климата коллектива позволяет дать анкета “Ваша работа в коллективе”, содержащая около 150 вопросов. В процессе ответов на эти вопросы анкетируемый выражает свое отношение к выполняемой деятельности (удовлетворенность производственной деятельностью), трудовому коллективу, руководству, своему положению (статусу) в коллективе и др.

Вложенные файлы: 1 файл

10_kollektiv.docx

— 23.40 Кб (Скачать файл)

1 человек. Современная психология предлагает начальникам достаточно большой арсенал соответствующих методов изучения психологии коллектива. Их можно условно объединить в три относительно самостоятельные группы: 
 
1) Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и внутри коллективных. Как известно, в его основу положены законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания и др.) материалистической диалектики. Универсальность метода заключается в том, что он применим для анализа любого социально-психологического явления, но дает в руки военного руководителя весьма общую информацию, которая может его лишь ориентировать в общем содержании изучаемого явления. 
 
2)Общие методы включают в себя те из психодиагностических методов, которые позволяют получать уже более точную информацию о содержании изучаемого явления. В интересах изучения психологии коллектива большинство психологов к ним относят методы наблюдения, изучения документов (контент-анализа), анализа результатов деятельности, независимых характеристик и эксперимента. 
 
Метод наблюдения представляет собой способ изучения социально- психологических явлений коллективов на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. Иными словами – это целенаправленное систематическое восприятие изучаемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого социально-психологического явления коллектива. 
 
2 человек. Метод изучения документов предполагает диагностику содержания и уровня развития коллективных психологических явлений на основе анализа касающихся их документальных источников (актов проверок подразделений, годовых и других отчетов и т.

д.). Необходимость избавиться от субъективности традиционного анализа  документов во второй половине XX века привела к разработке так называемого  метода контент-анализа – формализованного (количественно-качественного) исследования внутри коллективных элементов психологии. 
 
Метод анализа результатов деятельности предусматривает изучение психологии коллектива на основе изучения эффективности его функционирования (прежде всего, качества решения профессиональных задач). 
 
Метод независимых характеристик позволяет изучить содержание социально-психологических явлений в коллективах на основе анализа их оценок, высказанных различными людьми. В случае если эти оценки формулируются специалистами в области социальной психологии (психологами, офицерами отделений и отделов воспитательной работы и др.), то метод можно назвать методом экспертных оценок. 
 
Метод эксперимента является достаточно эффективным методом, но предъявляет высокие требования к управленческим способностям и возможностям применяющего его лица. Его сущность заключается в том, что изучение психологии коллектива осуществляется на основе анализа ее проявления в специально созданных контролируемых условиях, в которых анализируемое явление должно обязательно проявиться. 
 
В некоторых случаях могут применяться и некоторые другие методы, однако их результативность, как показывает войсковая практика, еще недостаточно высока. В то же время специалистами военной психологии в последние годы разработаны и находят все более широкое применение ряд других методов, которые включены в третью группу. 
 
3 человек. 3) Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях.

В их числе наибольшее распространение в последние  годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических  явлений воинского коллектива на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Этот метод реализуется в различных методиках. Среди наиболее распространенных в войсковой практике являются социометрическая методика Я.Морено, целый спектр экспресс-методик и др. 
 
В интересах изучения групповой деятельности также может применяться математический метод и прежде всего методика имитационного моделирования. Он позволяет оценить коллектив на основе исследования процесса решения групповой задачи различными членами коллектива. 
 
Методы изучения социально-психологического климата

4 человек. К наиболее распространенным методам изучения социально-психологического климата организаций относятся интервью, анкетирование, тестирование и др. Например, общую оценку социально-психологического климата коллектива позволяет дать анкета “Ваша работа в коллективе”, содержащая около 150 вопросов. В процессе ответов на эти вопросы анкетируемый выражает свое отношение к выполняемой деятельности (удовлетворенность производственной деятельностью), трудовому коллективу, руководству, своему положению (статусу) в коллективе и др.

Достаточно обширную информацию о социально-психологических характеристиках  трудовых коллективов (структуре, межличностной  совместимости, сплоченности и т. п.) позволяют также получить социометрические методики. Однако при их использовании  затруднительно выделить и оценить  отдельные компоненты, составляющие такой интегральный показатель трудового  коллектива, как социально-психологический  климат.

Основой и необходимой  предпосылкой формирования оптимального СПК является уровень социально-психологического развития коллектива, для изучения которого существуют методики самооценки, одна из которых приведена далее.

5 человек. Методика социально-психологической самооценки коллектива

Для определения уровня социально-психологического развития коллектива можно воспользоваться  методикой социально-психологической  самооценки коллектива (СПСК).

Эта методика включает в себя 74 суждения, характеризующие поведение  личности и отношения в коллективе (70 суждений рабочих и 4 - контрольных). Рабочие суждения распределены на семь блоков по 10 суждений в каждом соответственно таким характеристикам коллектива, как ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность (личные взаимоотношения), открытость (отношение к новичкам и представителям других коллективов), организованность и информированность. Контрольные суждения позволяют  сделать вывод о степени внимательности, искренности и добросовестности лиц, заполняющих соответствующий  опросник. Все 74 суждения размещены подряд в определенном порядке на двух страницах, и слева от каждого суждения проставлен соответствующий ему номер.

Испытуемые получают полный перечень суждений и специальный  бланк для ответов. Всем членам группы предлагается ознакомиться с этим перечнем и оценить, для какого количества их коллег характерны заданные в тесте  отношения и формы поведения (зафиксированные  в содержании этих суждений). Варианты ответов: “Все”, “Почти все”, “Большинство”, “Половина”, “Меньшинство”, “Почти никто”, “Никто”. Выбранные оценки заносятся в специальную матрицу, содержащую порядковые номера соответствующих суждений (в бланк для ответов).

1.4 Метод социометрических  измерений

 

 

                     6 человек       1.4.1 История метода.

 

     Термин  «социометрия» означает измерение   межличностных  взаимоотношений

в коллективе. Основоположник социометрии известные американский  психиатр  и

социальный  психолог  Дж.  Морено  не  случайно  так   назвал   это   метод.

Совокупность межличностных  отношений в группе составляет, по мнению  Морено,

ту первичную  социально-психологическую структуру, характеристика которой  во

многом определяет не только целостные характеристики группы, но  и  душевное

состояние человека.

     Внедрение  этого метода в исследования  советских  психологов  связано   с

именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.[5]

     Вместе  с официальной  или  формальной  структурой  общения,  отражающей

рациональную,     нормативную,     обязательную     сторону     человеческих

взаимоотношений, в  любой социальной группе  всегда  имеется  психологическая

структура  неофициального  или  неформального  порядка,  формирующаяся   как

система межличностных  отношений, симпатий  и  антипатий.  Особенности  такой

структуры  во  многом  зависят  от  ценностных  ориентаций  участников,   их

восприятия и  понимания друг друга, взаимооценок и самооценок.  Как правило,

неформальных структур в  группе  возникает  несколько,  например,  структуры

взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности,  престижа,  лидерства и т.п.

Для  социометрического  исследования  важно,  чтобы  любая  структура

неформального характера, хотим мы этого или  нет,  всегда  в  тех  или  иных

отношениях   проецировалась  на  формальную  структуру,  т.е.   на   систему

деловых,  официальных  отношений,  и  тем  самым  влияла   на   сплоченность

коллектива, его  продуктивность.  Эти  положения  проверены  экспериментом  и

практикой.

7 человек .4.2 Гипотезы, цели, задачи.

 

     Основная  гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений  в группе являются

деловые мотивы.

    Вспомогательная  гипотеза 1: на формирование психологического  климата в

группе влияет количество участников, имеющих благоприятный  статус в группе.

    Вспомогательная  гипотеза 2: на формирование благоприятного  климата в

группе влияет половая  дифференциация взаимоотношений.

   Цель: измерение  степени сплоченности-разобщенности  в группе; выявление

"социометрических  позиций", т.е. соотносительного  авторитета членов группы

по признакам  симпатии-антипатии, где на крайних  полюсах оказываются "лидер"

группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных

образований, во главе  которых могут быть свои неформальные лидеры

   Наиболее  общей задачей социометрии является  изучение неофициального

структурного аспекта  социальной группы и царящей в  ней психологической

атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в

целях изменения, улучшения и совершенствования.

 

 

   8 человек.   Социометрическая процедура  
      Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.  
      При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы .социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число

сделанных каждым членом группы выборов  по направлению к другим членам группы в указанном примере будет  равно (N-1), где N - число членов группы. Точно так же и теоретически возможное  число полученных субъектом выборов  в группе будет равно (N-1). Указанная  величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической  процедуре эта теоретическая  константа является одинаковой как  для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить  так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать  срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при  увеличении размеров группы до 12-16 человек  этих связей становится так много, что  без применения вычислительной техники  проанализировать их весьма трудно.  

9 человек.  ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ  
       
      Социально-психологический климат - наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения "по горизонтали" и "по вертикали", содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений, процессов) выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.  
      Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата.  
      В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата:  
      1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа;  
      2) содержание, организация и условия трудовой деятельности;  
      3) особенности работы органов управления и самоуправления организации;  
      4) характер руководства;  
      5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;  
      6) социально-демографические и психологические особенности членов группы;  
      7) численность группы и др.  
      Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы. 

Информация о работе Методы изучения социально-психологического климата