Методы исследования нарушений памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:28, реферат

Краткое описание

Первичным этапом исследования нарушений памяти является сбор анамнеза – выявление жалоб и другой информации, которую может сообщить пациент самостоятельно. Также, в процессе свободного разговора врач может ориентировочно определить, какой компонент памяти страдает.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

Методы исследования нарушений памяти

Первичным этапом исследования нарушений памяти является сбор анамнеза – выявление жалоб и другой информации, которую может сообщить пациент самостоятельно. Также, в процессе свободного разговора врач может ориентировочно определить, какой компонент памяти страдает.

Далее приступают к детальному тестированию. Существует множество тестов, позволяющих определить виды нарушений памяти. Самые распространенные из них такие:

  1. Тестирование кратковременной памяти: повторение вслух слов непосредственно после их озвучивания тестирующим. Норма – 100% повторение.

  1. Метод десяти слов: озвучиваются десять простых слов, не имеющих связи между собой. После этого больному предлагают повторить их в произвольном порядке. Дальше, врач опять называет те же слова, а испытуемый старается их повторить. Такой цикл повторяется до 5-6 раз. В норме при первом повторе должно быть запомнено не менее половины слов, а после пятого повтора – все.

  1. Исследование опосредованной памяти по методу пиктограмм: испытуемому называют 10 – 15 абстрактных понятий, а он на листе бумаги изображает простой рисунок, который призван помочь восстановить в памяти это слово. Далее при помощи нарисованного нужно воспроизвести слова. То же воспроизведение повторяется по истечении 1 часа. В норме нужно воспроизвести 100 % слов сразу и не менее 90 % – через час.

  1. Исследования памяти с использованием текстов: используется простой сюжетный текст из 10 – 12 предложений. Это дает возможность исследовать по отдельности зрительную (пациент сам читает рассказ) и слуховую память (исследуемому зачитывают текст). Далее сразу предлагают его пересказать: в норме может быть не более 1 – 2 ошибок. Еще через 1 час пересказ просят повторить. Норма не более 3 – 4 неточностей.

Далее могут использоваться инструментальные методы обследования функций мозга, например электроэнцефалограмма. Она позволяет определить активность определенных зон мозга в спокойствии и при нагрузке. Также широко используются компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.

Так как нарушение памяти часто носит характер вторичного процесса, исследования также направлены на выявление соматического заболевания, приведшего к такому состоянию. Тут применяются общие анализы и инструментальные обследования.

 Исследование нарушений внимания

Для выявления расстройств внимания наиболее часто используются патопсихологические методики оценки внимания по таблицам Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину. Пробы на переключение используются для изучения подвижности психических процессов, установления степени сохранности словарного запаса и т.д.

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на указывайте и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.

 

Таблицы Шульте

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

Методика счет по Крепелину была предложена E. Kraepelin в 1895 году для исследования работоспособности и утомляемости. Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.

Методика отсчитывание также была предложена E. Kraepelin. При ее использовании возможна оценка осуществления счетных операций и состояния внимания. Исследование заключается в отсчитывании от 100 или 200 одного и того же числа (предпочтительно 7 или 13). Обследуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число.

Расстройства внимания патогномоничны для больных с патологией центральной нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и при других заболеваниях, сопровождающихся общемозговыми явлениями (нейроинфекции, нейроинтоксикации). Нарушения внимания встречаются при соматических заболеваниях, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями. 

Исследование экспрессивной речи

а) Спонтанная диалоговая речь.

Предъявляются вопросы, которые предусматривают короткий, односложный ответ (типа "да", "нет", "хорошо", "плохо") и развернутый. Вопросы затрагивают обыденную жизнь.

При анализе полученных ответов учитывается способность понимать обращенные вопросы, поддерживать диалог. Отмечается характер мимики, жестов. В ответах рассматриваются их односложность или развернутость, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий, быстрота ответов, различия в ответах на эмоционально значимые и индифферентные для испытуемого вопросы;

б) Автоматизированная речь.

Просят перечислить числовой ряд (от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20), перечислить месяцы в году.

Учитываются возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов, персеверации, парафазии;

в) Повествовательная (монологическая) речь.

Пересказ коротких рассказов вслух после прочтения их экспериментатором, составление предложений или короткого рассказа по любой сюжетной картине.

При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранены нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа.

Отмечаются возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграмматизмы, преобладание в речи глаголов, вводных слов или существительных, характер парафазии, их изменчивость;

г) Исследование отраженной речи:

- повторение изолированных  гласных звуков (а, о, у, и, е, ю);

- изолированных согласных  звуков (эм, эр, рэ, с, д, к);

- слогов триграмм (лив, кет, бун, шом, тал, гис);

- серий трех сложных  гласных звуков (аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо);

- серий оппозиционных  слогов (ба-па, па-ба, ка-ха, са-за);

- различение изолированных  гласных звуков и их серий (а-у-у-а-у-а);

- дифференцирование близких  по звучанию слогов, слов и  звукосочетаний (да-та-да-да-та-та);

- повторение простых и  сложных слов (дом, работа, водопровод, полководец, стратостат);

- повторение предложений  и серий слов, не связанных  по смыслу (дом-лес, луч-мак, сон-бег, ночь-план-лист);

- повторение серий слогов  триграмм (бун-лец, кет-лаш, зук-тиз, рел-зук-тиз);

- повторение серий слов, название реальных предметов, частей  тела, изображений предметов;

- название действий (топор-рубить, ножницы-резать, пистолет-стрелять);

д) Исследование понимания обращенной речи и понимания словесных значений.

Для этого просят объяснить значение и смысл отдельных слов:

- простых команд (закрыть  глаза, показать язык, поднять руку);

- флексивных отношений (ключ-ручкой, ручку-ключом, ручкой-ключ, ключом-ручку);

- понимания отношений  между предметами, выраженными одним  предлогом и наречием места (положите  ручку под книгу, над книгой, справа  от книги);

- двумя предлогами (положите  тетрадь в книгу, но под ручку);

- понимание конструкций  родительного падежа (отец брата  и брат отца, сын сестры и  сестра сына);

- интравертированных конструкций (Я позавтракал после того, как прочитал газеты. Что я сделал раньше?);

- проб Хеда (Покажите указательным пальцем правой руки левое ухо);

е) Оценка фонематического анализа. Определение количества букв в словах, первой и последней букв в слове, анализ слова по одной или двум фонемам (если произносится слово, в котором есть звук "с" или "с" и "р", - поднять руку).

Нарушения речи:

Речевой напор - патологическое речевое возбуждение с непрерывной потребностью говорить.

Вычурная речь - использование необычных, малопонятных, часто не подходящих по смыслу слов, сопровождающихся манерной жестикуляцией и гримасничаньем.

Зеркальная речь (эхолалия) - непроизвольно повторяемые слова, услышанные от окружающих.

Монотонная речь - расстройство речи, при котором отсутствуют (или крайне незначительны) изменения интонаций.

Обстоятельная речь - замедленная речь, с излишне подробным изложением маловажных и несущественных деталей.

Олигофазическая речь - обеднение словарного запаса, грамматического строя и интонаций.

Парадоксальная речь - преобладание противоречивых по смыслу высказываний.

Персевераторная речь - многократное повторение одного и того же слова или оборота речи, невозможность подобрать необходимые слова и обороты для продолжения речи.

Пуэрильная речь у взрослого - напоминает лепетание, картавость и интонационные особенности детской речи.

Рифмованная речь - наполнена всевозможными рифмами, которые используются часто в ущерб смыслу.

Скандированная речь - это расстройство речи, при котором говорят медленно, раздельно произнося слоги и слова.

Выделяют 3 уровня речевых поражений:

- на 1-м (уровне замысла) спонтанная  речь может отсутствовав", диалогическая осуществляется только с опорой на вопрос;

- нарушения 2-го уровня  отчетливо проявляются в монологической  речи, составлении предложений к  сюжетных картинкам, пересказе текста, составлении рассказа на заданную  тему, невозможности трактовки пословиц, идиоматических выражений. Ошибки обусловлены дефектами синтаксиса, вербальными заменами и даже персеверацией (на 1-м и 2-м уровнях динамической афазии грубо нарушается коммуникативная функция речи - больные не задают вопросов и не стремятся рассказывать о себе);

- 3-й уровень характеризуется  экспрессивными аграмматизмами: ошибками в согласовании слов в роде и падеже, глагольной слабостью и неправильным употреблением глагольных форм, отсутствием предлогов, общей бедностью речевого высказывания. 
Подробнее:http://bookap.info/genpsy/samohvalov/gl9.shtm

 


Информация о работе Методы исследования нарушений памяти