Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:28, реферат
Первичным этапом исследования нарушений памяти является сбор анамнеза – выявление жалоб и другой информации, которую может сообщить пациент самостоятельно. Также, в процессе свободного разговора врач может ориентировочно определить, какой компонент памяти страдает.
Исследование нарушений внимания
Исследование экспрессивной речи
а) Спонтанная диалоговая речь.
Предъявляются вопросы, которые предусматривают короткий, односложный ответ (типа "да", "нет", "хорошо", "плохо") и развернутый. Вопросы затрагивают обыденную жизнь.
При анализе полученных ответов учитывается способность понимать обращенные вопросы, поддерживать диалог. Отмечается характер мимики, жестов. В ответах рассматриваются их односложность или развернутость, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий, быстрота ответов, различия в ответах на эмоционально значимые и индифферентные для испытуемого вопросы;
б) Автоматизированная речь.
Просят перечислить числовой ряд (от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20), перечислить месяцы в году.
Учитываются возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов, персеверации, парафазии;
в) Повествовательная (монологическая) речь.
Пересказ коротких рассказов вслух после прочтения их экспериментатором, составление предложений или короткого рассказа по любой сюжетной картине.
При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранены нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа.
Отмечаются возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграмматизмы, преобладание в речи глаголов, вводных слов или существительных, характер парафазии, их изменчивость;
г) Исследование отраженной речи:
- повторение изолированных гласных звуков (а, о, у, и, е, ю);
- изолированных согласных звуков (эм, эр, рэ, с, д, к);
- слогов триграмм (лив, кет, бун, шом, тал, гис);
- серий трех сложных гласных звуков (аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо);
- серий оппозиционных слогов (ба-па, па-ба, ка-ха, са-за);
- различение изолированных гласных звуков и их серий (а-у-у-а-у-а);
- дифференцирование близких по звучанию слогов, слов и звукосочетаний (да-та-да-да-та-та);
- повторение простых и сложных слов (дом, работа, водопровод, полководец, стратостат);
- повторение предложений и серий слов, не связанных по смыслу (дом-лес, луч-мак, сон-бег, ночь-план-лист);
- повторение серий слогов триграмм (бун-лец, кет-лаш, зук-тиз, рел-зук-тиз);
- повторение серий слов, название реальных предметов, частей тела, изображений предметов;
- название действий (топор-рубить, ножницы-резать, пистолет-стрелять);
д) Исследование понимания обращенной речи и понимания словесных значений.
Для этого просят объяснить значение и смысл отдельных слов:
- простых команд (закрыть глаза, показать язык, поднять руку);
- флексивных отношений (ключ-ручкой, ручку-ключом, ручкой-ключ, ключом-ручку);
- понимания отношений между предметами, выраженными одним предлогом и наречием места (положите ручку под книгу, над книгой, справа от книги);
- двумя предлогами (положите тетрадь в книгу, но под ручку);
- понимание конструкций родительного падежа (отец брата и брат отца, сын сестры и сестра сына);
- интравертированных конструкций (Я позавтракал после того, как прочитал газеты. Что я сделал раньше?);
- проб Хеда (Покажите указательным пальцем правой руки левое ухо);
е) Оценка фонематического анализа. Определение количества букв в словах, первой и последней букв в слове, анализ слова по одной или двум фонемам (если произносится слово, в котором есть звук "с" или "с" и "р", - поднять руку).
Нарушения речи:
Речевой напор - патологическое речевое возбуждение с непрерывной потребностью говорить.
Вычурная речь - использование необычных, малопонятных, часто не подходящих по смыслу слов, сопровождающихся манерной жестикуляцией и гримасничаньем.
Зеркальная речь (эхолалия) - непроизвольно повторяемые слова, услышанные от окружающих.
Монотонная речь - расстройство речи, при котором отсутствуют (или крайне незначительны) изменения интонаций.
Обстоятельная речь - замедленная речь, с излишне подробным изложением маловажных и несущественных деталей.
Олигофазическая речь - обеднение словарного запаса, грамматического строя и интонаций.
Парадоксальная речь - преобладание противоречивых по смыслу высказываний.
Персевераторная речь - многократное повторение одного и того же слова или оборота речи, невозможность подобрать необходимые слова и обороты для продолжения речи.
Пуэрильная речь у взрослого - напоминает лепетание, картавость и интонационные особенности детской речи.
Рифмованная речь - наполнена всевозможными рифмами, которые используются часто в ущерб смыслу.
Скандированная речь - это расстройство речи, при котором говорят медленно, раздельно произнося слоги и слова.
Выделяют 3 уровня речевых поражений:
- на 1-м (уровне замысла) спонтанная речь может отсутствовав", диалогическая осуществляется только с опорой на вопрос;
- нарушения 2-го уровня
отчетливо проявляются в
- 3-й уровень характеризуется
экспрессивными аграмматизмами: ошибками
в согласовании слов в роде и падеже, глагольной
слабостью и неправильным употреблением
глагольных форм, отсутствием предлогов,
общей бедностью речевого высказывания.
Подробнее:http://bookap.info/