Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:31, доклад
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.
Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
Мышление — процесс
моделирования систематических
отношений окружающего мира на основе
безусловных положений[1]. Однако в
психологии существует множество других
определений.
Например — высший этап обработки информации
человеком или животным, процесс установления
связей между объектами или явлениями
окружающего мира; или — процесс отражения
существенных свойств объектов, а также
связей между ними, что приводит к появлению
представлений об объективной реальности.
Споры по поводу определения продолжаются
по сей день.
Мышление — высшая ступень человеческого
познания, процесс отражения в мозге окружающего
реального мира, основанный на двух принципиально
различных психофизиологических механизмах:
образования и непрерывного пополнения
запаса понятий, представлений и вывода
новых суждений и умозаключений. Мышление
позволяет получить знание о таких объектах,
свойствах и отношениях окружающего мира,
которые не могут быть непосредственно
восприняты при помощи первой сигнальной
системы. Формы и законы мышления составляют
предмет рассмотрения логики, а психофизиологические
механизмы — соответственно, психологии
и физиологии. С точки зрения физиологии
и психологии, это определение является
наиболее верным.
Классификация
В различных концепциях и отраслях психологии
существуют различные типологии и классификации
мышления. Чаще мышление делят следующим
образом[22]:
1)Теоретическое а)Понятийное;б)Образное;
2)Практическое: а)Наглядно-образное;б)
Основные формы
1. Понятие- отображенное в мышлении единство
существенных свойств, связей и отношений
предметов или явлений; мысль или система
мыслей, выделяющая и обобщающая предметы
некоторого класса по определённым общим
и в совокупности специфическим для них
признакам;
2. Суждение - форма мышления, в которой
что-либо утверждается или отрицается
о предмете, его свойствах или отношениях
между предметами. Виды суждений и отношения
между ними изучаются в философской логике;
3. Умозаключение - вывод.
Характеристики:
Обобщение отражения действительности[9]
— осуществление поиска отдельных предметов
и явлений и переход к общему;
Опосредованное познание объективной
реальности[9] — на основе непрямой информации
мы можем судить о свойствах предметов
и явлений.
Основные виды умственных операций:
Сравнение — это одна из ключевых операций,
осуществляемых человеком при познании
окружающего мира, себя самого и других
людей, а также в ситуациях решения разнообразных,
в частности, когнитивно-коммуникативных
задач, находящаяся в зависимости от условий
(контекста), в котором она совершается,
которая не может быть понята вне единства
процесса, в ходе которого она осуществляется,
результата, к которому приводит и субъекта,
который её осуществляет.
Анализ — логический прием определения
понятия, когда его разлагают по признакам
на составные части, чтобы таким образом
сделать познавание ясным в полном объеме.
Таким образом из частей целого можно
мысленно создать его структуру.
Синтез — способ собрать целое из частей
или явлений, а также их свойств, как антипод
анализа.
Абстракция — отвлечение в процессе познания
от несущественных сторон, свойств, связей
предмета или явления с целью выделения
их существенных, закономерных признаков.
Выделенная часть или свойство рассматриваются
отдельно от других
Конкретизация — выделение частного из
общего. При этом мы представляем конкретные
предметы во всём их многообразии. Конкретизация
понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный
стол», «разделочный стол», «рабочий стол».
Индукция — процесс логического вывода
на основе перехода от частного положения
к общему.
Дедукция — метод мышления, при котором
частное положение логическим путем выводится
из общего, вывод по правилам логики; цепь
умозаключений (рассуждений), звенья которой
(высказывания) связаны отношением логического
следования.
Речь – это язык в действии. Речь – это
процесс общения людей посредством языка.
Речь имеет три функции: сигнификативную
(обозначения), обобщения, коммуникации
(передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь
человека от коммуникации животных. У
человека со словом связано представление
о предмете или явлении. Взаимопонимание
в процессе общения основано, таким образом,
на единстве обозначения предметов и явлений
воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово
обозначает не только отдельный, данный
предмет, но целую группу сходных предметов
и всегда является носителем их существенных
признаков.
Третья функция речи – функция коммуникации,
т.е. передачи информации. В коммуникативной
функции речи выделяют три стороны: информационную,
выразительную и волеизлиятельную. Информационная
сторона проявляется в передаче знаний
и тесно связана с функциями обозначения
и обобщения. Выразительная сторона речи
помогает передать чувства и отношения
говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная
сторона направлена на то, чтобы подчинить
слушателя замыслу говорящего.
Речевая деятельность может осуществляться
человеком как на основе воспроизведения
речевых образов во внешнем, так и во внутреннем
плане. В связи с этим принято различать
внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь
адресована к другим людям, внутренняя
- к самому себе. Внешняя речь может быть
устной и письменной. Устная речь осуществляется
посредством воспроизведения звуковых
образов слов. Устная речь может быть монологической,
диалогической и эгоцентрической. Монологическая
и диалогическая речь обращены к другим
людям, эгоцентрическая – к самому себе.
Монологическая речь является самым сложным
видом устной речи.
Внутренняя речь может предшествовать
внешней речи (устной и письменной) и являться
фазой планирования при ее осуществлении.
Поскольку она обращена к самому себе,
то нет надобности в развернутом виде
осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя
речь является свернутой, сжатой, фрагментарной
и может существовать на основе мысленного
воспроизведения отдельных слов, несущих
основную смысловую нагрузку. Слова, которые
применяет человек во внутренней речи
отличаются от слов внешней речи, тем что
они фрагментарны, сокращены и могут сливаться
с другими словами. На основе внутренней
речи осуществляется интеллектуальная
и духовная жизнь личности, проявляются
ее нравственные взгляды и убеждения,
мечты и идеалы, желания и стремления,
сомнения и верования.
Наряду с внешней и внутренней речью существует
так называемая эгоцентрическая речь,
которая занимает промежуточное место
между ними. По форме своего существования
ее можно отнести к внешней речи, так как
она может проявляться или в форме устного
высказывания, или в письменном виде, но
в отличие от внешней речи она обращена
не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая
речь проявляется и у детей, и у взрослых.