Мышление
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:11, реферат
Краткое описание
Познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание не заканчивается ими. От ощущений и восприятия оно переходит к мышлению.
Мышление расширяет границы нашего познания. Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях.
Вложенные файлы: 1 файл
1.Мышление
1.1.Понятие о
мышлении
Познание объективной действительности
начинается с ощущения и восприятия. Но,
начинаясь с ощущений и восприятия, познание
не заканчивается ими. От ощущений и восприятия
оно переходит к мышлению.
Мышление расширяет границы нашего познания.
Ощущения и восприятия отражают отдельные
стороны явлений, моментов действительности
в более или менее случайных сочетаниях.
Мышление соотносит данные ощущений и
восприятий – сопоставляет, сравнивает,
различает, раскрывает отношения, опосредования
и через отношения между непосредственно
чувственно данными свойствами вещей
и явлений раскрывает новые, непосредственно
чувственно не данные абстрактные им свойства;
выявляя взаимосвязи и постигая действительность
в этих ее взаимосвязях, мышление глубже
познает ее сущность. [3]
C. Л. Рубинштейн определил мышление таким
образом: «Мышление – это движение мысли,
раскрывающее связь, которая ведет от
отдельного к общему и от общего к отдельному.
Мышление – это опосредованное – основанное
на раскрытии связей, отношений, и обобщенное
познание объективной реальности.»
1.2.Основные фазы
мыслительного процесса
Для того чтобы говорить о способах развития
мышления, необходимо понять, какие этапы
проходит мыслительный процесс. В своей
книге «Основы общей психологии» Л. С.
Рубинштейн выделяет несколько основных
этапов мыслительного процесса.
Начальная фаза: отчетливое осознание
проблемной ситуации. Оно может начаться
с чувства удивления. Об этом говорил еще
Платон: «С удивления начинается всякое
знание». Удивление может вызвать ситуация,
произведшая впечатление необычайности.
Сама постановка проблемы является актом
мышления, который требует часто большой
и сложной мыслительной работы. Первый
признак мыслящего человека – это умение
видеть проблемы там, где они есть.
От сознания проблемы мысль переходит
к ее разрешению.
Решение задачи совершается различными
и очень многообразными способами – в
зависимости, прежде всего от характера
самой задачи. Есть задачи, для решения
которых все данные заключены в наглядном
содержании самой проблемной ситуации.
… Решение задач, на которое направлены
процессы мышления, требует, по большей
части привлечения в качестве предпосылок
теоретических знаний, обобщенное содержание
которых выходит далеко за пределы наглядной
ситуации.
Практически, решая задачу по тому или
иному правилу, сплошь и рядом вовсе не
думают о правиле, не осознают и не формулируют
его, хотя бы мысленно, как правили, а пользуются
совершенно автоматически установившимся
приемом. В реальном мыслительном процессе,
являющемся очень сложной и многосторонней
деятельностью, автоматизированные схемы
действия – специфические «навыки» мышления
– играют часто очень существенную роль.
Оформленные в виде правил положения мысли
и автоматизированные схемы действия
не только противоположны, но и взаимосвязаны.
Роль навыков, автоматизированных схем
действия в реальном мыслительном процессе
особенно велика именно в тех областях,
где имеется очень обобщенная рациональная
система знания. Например, очень значительна
роль автоматизированных схем действия
при решении математических задач.
Степень критичности ума бывает очень
разной у разных людей. Критичность –
существенный признак зрелого ума. Некритический
наивный ум легко принимает любое совпадение
за объяснение, первое подвернувшееся
решение – за окончательное. Критический
ум тщательно взвешивает все доводы за
и против своих гипотез и подвергает их
всесторонней проверке.
Когда эта проверка заканчивается, мыслительный
процесс приходит к завершающей фазе –
к окончательному в пределах данного мыслительного
процесса суждению по данному вопросу,
фиксирующему достигнутое в нем решение
проблемы. Затем результат мыслительной
работы спускается более или менее непосредственно
в практику. Она подвергает его решающему
испытанию и ставит перед мыслью новые
задачи – развития, уточнения, исправления
или изменения первоначально принятого
решения проблемы.
1.3.Виды мышления
Существует несколько видов мышления.
Мышление развивается по-разному в зависимости
от того, к какому виду оно относится. С.
Л. Рубинштейн и Р. С. Немов подробно описывают
основные виды мышления.
Мышление человека включает в себя мыслительные
операции различных видов и уровней. Прежде
всего, весьма различным может быть их
познавательное значение. Так, очевидно,
неравноценны в познавательном отношении
элементарный мыслительный акт, посредством
которого ребенок разрешает встающие
перед ним затруднения, и система мыслительных
операций, посредством которой ученый
разрешает научную проблему о закономерностях
протекания каких-либо сложных процессов.
Можно, таким образом, различать разные
уровни мысли в зависимости от того, насколько
высок уровень ее обобщений, насколько
глубоко вместе с тем она переходит от
явления к сущности, от одного определения
сущности ко все более глубокому ее определению.
Такими разными уровнями мышления являются
наглядное мышление в его элементарных
формах и мышление отвлеченное, теоретическое.
Основные виды мышления классифицируются
следующим образом:
Рисунок 1 Виды мышления.
Теоретическое понятийное мышление –
это такое мышление, пользуясь которым
человек в процессе решения задачи непосредственно
не обращается к опытному изучению действительности,
не получает сам необходимые для мышления
эмпирические факты, не предпринимает
практических действий, направленных
на реальное преобразование действительности.
Он обсуждает и ищет решение задачи с самого
начала и до самого конца в уме, пользуясь
готовыми знаниями, выраженными в понятиях,
суждениях, умозаключениях.
Теоретическое образное мышление отличается
от понятийного тем, что материалом, который
здесь использует человек для решения
задачи, являются не понятия, суждения
или умозаключения, а представления и
образы. Они или непосредственно формируются
в ходе восприятия действительности, или
извлекаются из памяти. В ходе решения
задачи эти образы мысленно преобразуются
так, чтобы человек в новой ситуации мог
непосредственно увидеть решение интересующей
его задачи. Образное мышление представляет
собой такой вид умственной деятельности,
который чаще всего встречается в работе
писателей, художников, артистов.
Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое
понятийное и образное – в действительности
сосуществуют, но выражены в разной степени.
Они хорошо дополняют друг друга. Теоретическое
понятийное мышление дает хотя и абстрактное,
но вместе с тем наиболее точное обобщенное
отражение действительности; теоретическое
образное мышление позволяет получить
конкретное субъективное ее восприятие,
которое не менее реально, чем объективно-понятийное.
Без того или другого вида мышления наше
восприятие действительности не было
бы столь глубоким и разносторонним, точным
и богатым разнообразными оттенками, каким
оно является на деле.
Отличительная особенность наглядно-образного
мышления состоит в том, что мыслительный
процесс в нем непосредственно связан
с восприятием мыслящим человеком окружающей
действительности и без него совершаться
не может. Мысля наглядно-образно, человек
привязан к действительности, а сами необходимые
для мышления образы представлены кратковременной
и оперативной памяти. Данная форма мышления
наиболее полно и развернуто представлена
у детей дошкольного и младшего школьного
возраста, а у взрослых – среди людей,
занятых практической работой.
Особенность наглядно-действенного мышления
заключается в том, что сам процесс подобного
мышления представляет собой практическую
преобразовательную деятельность, осуществляемую
человеком, с реальными предметами. Этот
вид мышления широко представлен у людей
массовых рабочих профессий, занимающихся
реальным производительным трудом, результатом
которого является создание какого-либо
конкретного материального продукта.
Разница между теоретическим и практическим
видами мышления, по мнению Б.М.Теплова,
состоит в том, что «они по-разному связаны
с практикой... Работа практического мышления
в основном направлена на разрешение частных
конкретных задач... тогда как работа теоретического
мышления направлена в основном на нахождение
общих закономерностей».
И теоретическое, и практическое мышление,
в конечном счете, связано с практикой,
но в случае практического мышления эта
связь имеет более прямой непосредственный
характер.
Все перечисленные виды мышления могут
быть представлены в одной и той же деятельности.
Однако в зависимости от ее характера
и конечных целей доминирует тот или иной
вид мышления. По этому основанию они все
и различаются. По степени своей сложности,
по требованиям, которые они предъявляют
к интеллектуальным и другим способностям
человека, все названные виды мышления
не уступают друг другу.
Мышление, формируясь первично в действенном
плане, лишь на последующих ступенях развития
выделяется из практической деятельности
в качестве самостоятельной теоретической
деятельности.
Не подлежит сомнению, что генетически
первичной интеллектуальной операцией
было разумное действие, опиравшееся на
наглядное мышление, - наглядно- действенное
(или «сенсомоторное») мышление, точнее,
это было наглядно-ситуационное мышление,
непосредственно включенное в практическое
действие.
Лишь затем, на основе общественной практики,
развилось теоретическое мышление и более
высокие виды наглядно-образного мышления.
При этом с развитием более высоких видов,
в частности мышления теоретического,
генетически более ранние виды наглядного
мышления не вытесняются, а преобразовываются,
переходя к своим высшим формам. Развитие
мышления не сводится к тому, что над генетически
более ранними примитивными видами мышления
надстраиваются генетически более поздние
и сложные. В силу неразрывной внутренней
связи всех сторон мышления между собой,
личностью и ее сознанием в целом, генетически
более ранние виды поднимаются на высшую
ступень. Это относится, в частности, и
к наглядно-ситуационному мышлению, включенному
в практически-действенную ситуацию. …
Развивается не мышление само по себе,
а человек, и по мере того, как он поднимается
на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются
все стороны его сознания, все аспекты
его мышления.
1.4 Способы развития
мышления. Концепции развития мышления
В своей книге «Психология»
Р. С. Немов достаточно подробно описывает
разные подходы к развитию мышления. Главу
«Развитие мышления» он начинает с того,
что «Мышление человека развивается, его
интеллектуальные способности совершенствуются».
Рассмотрим теперь наиболее известные
теории, объясняющие процесс мышления.
Эти концепции можно разделить на две
большие группы: те, которые исходят из
гипотезы о наличии у человека природных,
не изменяющихся под влиянием жизненного
опыта интеллектуальных способностей,
и те, в основу которых положено представление
о том, что умственные способности в основном
формируются и развиваются прижизненно.
Приведем особенности обеих групп концепций.
1. Концепции, согласно которым интеллектуальные
способности и сам интеллект определяются
как совокупность внутренних структур,
обеспечивающих восприятие и переработку
информации с целью получения нового знания.
Считается, что соответствующие интеллектуальные
структуры существуют у человека с рождения
в потенциально готовом виде, постепенно
проявляясь (развиваясь) в процессе взросления
организма. Эта идея априорно существующих
интеллектуальных способностей характерна
для многих работ в области мышления, выполненных
в немецкой школе психологии.
2. В противоположность этому генетические
концепции интеллекта предполагают признание
неврожденных умственных способностей,
возможность и необходимость их прижизненного
развития. Генетические концепции объясняют
мышление исходя из воздействий внешней
среды, из идеи собственного, внутреннего
развития субъекта или взаимодействия
того и другого.
А.Н. Леонтьев, подчеркивая производный
характер высших форм человеческого мышления
от культуры и возможность его развития
под влиянием социального опыта, писал:
"Мышление человека не существует вне
общества, вне языка, вне накопленных человечеством
знаний и выработанных им способов мыслительной
деятельности: логических, математических
и т.п. действий и операций… Отдельный
человек становится субъектом мышления,
лишь овладев языком, понятиями, логикой".
Им была предложена концепция мышления,
согласно которой между структурами внешней
и внутренней деятельности существуют
отношения аналогии. Внутренняя, мыслительная
деятельность не только является производной
от внешней, практической, но имеет принципиально
то же самое строение. "Как и в практической
деятельности, в мыслительной деятельности
могут быть выделены отдельные действия,
подчиненные конкретным сознательным
целям… Как и практическое действие, всякое
внутреннее, умственное действие осуществляется
теми или иными способами, то есть посредством
определенных операций". При этом внешние
и внутренние элементы деятельности являются
взаимозаменяемыми. В состав мыслительной,
теоретической деятельности могут входить
внешние, практические действия, и, наоборот,
в структуру практической деятельности
могут включаться внутренние, мыслительные
операции и действия.
Деятельностная теория мышления способствовала
решению многих практических задач, связанных
с обучением и умственным развитием детей.
На базе ее были построены такие теории
обучения (их же можно рассматривать и
как теории развития мышления), как теория
П. Я. Гальперина, теория Л. В. Занкова, теория
В. В. Давыдова. Она же лежит в основе многих
новейших исследований отечественных
психологов.
1.5. Формирование
мышления
Ребёнок рождается,
не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо
обладать некоторым чувственным и практическим
опытом, закреплённым памятью. К концу
первого года жизни у ребёнка можно наблюдать
проявления элементарного мышления.
Основным условием
развития мышления детей является целенаправленное
воспитание и обучение их. В процессе воспитания
ребёнок овладевает предметными действиями
и речью, научается самостоятельно решать
сначала простые, затем и сложные задачи,
а также понимать требования, предъявляемые
взрослыми, и действовать в соответствии
с ними.
Развитие мышления
выражается в постепенном расширении
содержания мысли, в последовательном
возникновении форм и способов мыслительной
деятельности и изменении их по мере общего
формирования личности. Одновременно
у ребёнка усиливаются и побуждения к
мыслительной деятельности - познавательные
интересы.
Мышление развивается
на протяжении всей жизни человека в процессе
его деятельности. На каждом возрастном
этапе мышление имеет свои особенности.
Информация о работе Мышление