Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:51, реферат
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.
Наглядно-действенное мышление осуществляется путем реального действия с предметами, связанно с предметной деятельностью и направленно на ее обслуживание. Оно является первичным и возникает еще в раннем возрасте.
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.
Наглядно-действенное мышление осуществляется путем реального действия с предметами, связанно с предметной деятельностью и направленно на ее обслуживание. Оно является первичным и возникает еще в раннем возрасте. В дошкольном возрасте развитие действенной формы мышления продолжается. Она не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень. У старших дошкольников действенному решению задачи предшествует мысленное ее решение, данное в словесной форме. Изменяется и сущность выполняемых ребенком действий. Трехлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку), но они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют «беспорядочно-пробовательный» характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми. У старших дошкольников такие «пробовательные» действия свертываются, теряют свой проблемный характер. Они становятся исполнительными, потому что поставленная задача решается ребенком в уме, т.е. словесным путем, до начала действия. В соответствии с происходящими изменениями изменяется и сущность процесса мышления. Из действенного оно становится словесным, планирующим, критическим. Однако действенная форма мышления не отбрасывается, не отмирает, она остается как бы в резерве, и при столкновении с новыми умственными задачами ребенок вновь прибегает к действенному способу их решения.
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной формой мышления является наглядно-образное мышление – качественно новая ступень его развития. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном детстве связано с усвоением ребенком особых средств познания – наглядных моделей, – передающих отношения между предметами, явлениями и их элементами в более или менее условной и схематизированной наглядной пространственной форме. Модели могут быть представлены в виде изобразительных знаков типа макетов, схем, чертежей, планов, диаграмм и др.
В дошкольном возрасте преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций внутри каждой из них, а также от характера задачи, подлежащей решению. В деятельности дошкольника формируются обобщения, закрепляющиеся в понятиях, приемы классификации, элементы умственного моделирования. Происходит овладение детьми знаковой деятельностью и становление элементов понятийного мышления. На протяжении дошкольного возраста совершенствуются функции планирования и контроль над собственными интеллектуальными действиями.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Детальное изучение мышления требует выделения и специального анализа различных его процессов, сторон, моментов - абстракции и обобщения, представлений и понятий, суждений и умозаключений и т.д. Но реальный процесс мышления включает единство и взаимосвязь всех этих сторон и моментов.
Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль в развитии мышления играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития мышления. В этот период ребенок начинает решать задачи, требующие установления связей и отношений между предметами и явлениями во внешнем плане. С помощью внешних действий ребенок переходит к решению их в уме с помощью образов и элементарных интеллектуальных действий. Это путь от наглядно-действенной формы мышления к наглядно-образной форме.
Первым в онтогенетическом развитии ребенка появляется наглядно-действенное мышление. Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления. Наглядно-действенное мышление — исходный пункт интеллектуального развития. Таким образом, в практической деятельности дошкольника закладывается основа развития мышления дошкольника. Ребенок оперирует с предметами, происходит развитие и становление наглядно-действенного мышления. Второй вид мышления, появляющийся позже в онтогенезе, – наглядно-образное. Оно связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление практически неразличимо с воображением. Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксация выполненного действия, рассуждения, умозаключений. Словесное обобщение собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими в мыслительном плане. Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. Таким образом, помощью наглядно-образного мышления решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует лишь образами. Последним в онтогенезе появляется словесно-логическое мышление. Словесно-логическое мышление — вид мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. в дошкольном возрасте происходит овладение общими понятиями и мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), установление причинно-следственных связей. На протяжении дошкольного возраста происходит смена ведущих типов мышления у ребенка. Так, если генетически первой формой мышления является наглядно-действенное мышление, то уже к трем-четырем годам формируется наглядно-образное, а к 6 – 7 годам – словесно-логическое мышление. Тем не менее, в дошкольном возрасте можно говорить о наличии у ребенка лишь элементов словесно-логического мышления, поэтому в дошкольном возрасте обучение ребенка должно опираться, прежде всего, на наглядно-образное мышление.