Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:34, доклад
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Мышление и речь
Речь – это процесс использования языка в целях общения людей.
Виды речи
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.
Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Информативность различных видов речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.
Выразительность всех видов речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Функции речи
Речь имеет общественно-историческую
природу. Общественная жизнь и коллективный
труд людей вызывают необходимость постоянно
общаться, устанавливать контакт друг
с другом, воздействовать друг на друга.
Это общение осуществляется при помощи
речи. Благодаря речи люди обмениваются
мыслями и знаниями, рассказывают о своих
чувствах, переживаниях, намерениях. Поэтому
выделяют следующие основные функции речи:
Мышление - это движение
идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом
является не образ, а некоторая мысль,
идея. Специфическим результатом мышления
может выступить понятие — обобщенное отражение класса
предметов в их наиболее общих и существенных
особенностях.
Мышление - это особого
рода теоретическая и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в
нее действий и операций ориентировочно-
Основные виды
мышления.
Теоретическое понятийное мышление
- это такое мышление, пользуясь которым
человек в процессе решения задачи обращается
к понятиям, выполняет действия в уме,
непосредственно не имея дела с опытом,
получаемым при помощи органов чувств.
Он обсуждает и ищет решение задачи с начала
и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями,
полученными другими людьми, выраженными
в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Теоретическое понятийное мышление характерно
для научных теоретических исследований.
Основные виды мышления у человека
Теоретическое образное мышление отличается
от понятийного тем, что материалом, который
здесь использует человек для решения
задачи, являются не понятия, суждения
или умозаключения, а образы. Они или непосредственно
извлекаются из памяти, или творчески
воссоздаются воображением. Таким мышлением
пользуются работники литературы, искусства,
вообще люди творческого труда, имеющие
дело с образами.
Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое
понятийное и теоретическое образное
- в действительности, как правило, сосуществуют.
Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают
человеку разные, но взаимосвязанные стороны
бытия.
Наглядно-образное мышление
– его отличительная особенность состоит
в том, что мыслительный процесс в нем
непосредственно связан с восприятием
мыслящим человеком окружающей действительности,
и без него совершаться не может. Мысля
наглядно-образно, человек привязан к
действительности, а сами необходимые
для мышления образы представлены в его
кратковременной и оперативной памяти
(в отличие от этого образы для теоретического
образного мышления извлекаются из долговременной
памяти и затем преобразуются).
Данная форма мышления наиболее полно
и развернуто представлена у детей дошкольного
и младшего школьного возраста, а у взрослых
— среди людей, занятых практической работой.
Этот вид мышления достаточно развит у
всех людей, кому часто приходится принимать
решение о предметах своей деятельности,
только наблюдая за ними, но непосредственно
их не касаясь.
Наглядно-действенное мышление-
его особенность заключается в том,
что сам процесс мышления представляет
собой практическую преобразовательную
деятельность, осуществляемую человеком
с реальными предметами. Основным условием
решения задачи в данном случае являются
правильные действия с соответствующими
предметами. Этот вид мышления широко
представлен у людей, занятых реальным
производственным трудом, результатом
которого является создание какого-либо
конкретного материального продукта.
Заметим, что перечисленные виды мышления
выступают одновременно и как уровни его
развития. Теоретическое мышление считается
более совершенным, чем практическое,
а понятийное представляет собой более
высокий уровень развития, чем образное.