Научно технический прогресс и психологические основы создания современной техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:07, доклад

Краткое описание

Научно-техническая революция привела к существенному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов. Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  Кафедра педагогики и управления соц. системами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Научно технический прогресс и психологические основы создания современной техники »

 

 

 

 

 

    

Выполнил студент Группы

Проверил преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Научно-технический прогресс. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства.

    Научно-техническая революция привела к существенному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов. Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели. Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники, функционирование технических устройств и деятельность человека, который пользуется этими устройствами в процессе Труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы «человек — машина" (СЧМ). Под системой в общей теории систем  понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи.

    Системы могут быть  классифицированы по различным  признакам. Одним из них является  степень участия человека в  работе системы. С этой точки  зрения различают автоматические, автоматизированные и неавтоматические системы. Работа автоматической системы осуществляется без участия человека. В неавтоматической системе работа выполняется человеком без применения технических устройств. В работе автоматизированной системы принимает участие как человек, так и технические устройства. Следовательно, такая система представляет собой систему «человек — машина» .

         На практике  применяются самые разнообразные  виды систем «человек — машина». Основой их классификации могут  явиться следующие четыре группы  признаков: целевое назначение системы, характеристики человеческого звена, тип и структура машинного звена, тип взаимодействия компонентов системы.

       Целевое назначение  системы оказывает определяющее  влияние на многие ее характеристики  и поэтому является исходным признаком. По целевому назначению можно выделить следующие классы систем:

        а) управляющие, в которых основной задачей  человека является

управление машиной (или комплексом);

         б) обслуживающие, в которых человек контролирует  состояние

машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт

и т.п.;

        в) обучающие, т. е. вырабатывающие у человека  определенные навыки

(технические средства обучения, тренажеры и т. п.);

        г) информационные, обеспечивающие поиск, накопление или получение

необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные,

документальные системы, системы радио и проводной связи и др.);

        д) исследовательские, используемые при анализе тех  или иных

явлений, поиске новой информации, новых заданий (моделирующие установки,

макеты, научно-исследовательские приборы и установки).

     Особенность управляющих  и обслуживающих систем заключается  в том, что объектом целенаправленных  воздействий в них является  машинный компонент системы. В обучающих и информационных СЧМ направление воздействий противоположное — на человека. В исследовательских системах воздействие имеет и ту, и другую направленность.

По признаку характеристики «человеческого звена» можно выделить два класса СЧМ:

 а) моносистемы, в состав которых входит один человек и одно или несколько технических устройств; б) полисистемы, в состав которых входит некоторый коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или комплекс технических устройств.

Полисистемы в свою очередь можно подразделить на «паритетные» и иерархические (многоуровневые). В первом случае в процессе взаимодействия людей с машинными компонентами не устанавливается какая-либо подчиненность и приоритетность отдельных членов коллектива. Примерами таких полисистем может служить система «коллектив людей — устройства жизнеобеспечения» (например, система жизнеобеспечения на космическом корабле или подводной лодке). Другим примером может быть система отображения информации с большим экраном, предназначенная для использования коллективом операторов.

          В отличие  от этого в иерархических СЧМ  устанавливается или организационная, или приоритетная иерархия взаимодействия  людей с техническими устройствами. Так, в системе управления воздушным  движением диспетчер аэропорта  образует верхний уровень управления.        

Следующий уровень — это командиры воздушных судов, действиями которых руководит диспетчер. Третий уровень — остальные члены экипажа, работающие под руководством командира корабля.

По типу и структуре машинного компонента можно выделить инструментальные СЧМ, в состав которых в качестве технических устройств входят инструменты и приборы. Отличительной особенностью этих систем, как правило, является требование высокой точности выполняемых человеком операций.

            Другим типом СЧМ являются простейшие человеко-машинные системы, которые включают стационарное и нестационарное техническое устройство (различного рода преобразователи энергии) и человека, использующего это устройство. Здесь требования к человеку существенно различаются в зависимости от типа устройства, его целевого назначения и условий применения. Однако их основной особенностью является сравнительная простота функций человека.

             Следующим важным типом СЧМ  являются сложные человеко-машинные  системы, включающие помимо использующего их человека некоторую совокупность технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению аппаратов, устройств и машин, предназначенных для производства определенного продукта (энергетическая установка, прокатный стан, автоматическая поточная линия, вычислительный комплекс и т. п.). В этих системах, как правило, связанность технологического процесса обеспечивается локальными системами автоматического управления. В задачу человека входит общий контроль за ходом технологического процесса, изменение режимов работы, оптимизация отдельных процессов, настройка, пуск и остановка.

         Еще более  сложным типом СЧМ являются  системотехнические комплексы. Они  представляют собой сложную техническую  систему с не полностью детерминированными связями и коллектив людей, участвующих в ее использовании. Для систем такого типа характерным является взаимодействие не только по цепи «человек — машина», но и по цепи «человек — человек — машина». Другими словами, в процессе своей деятельности человек взаимодействует не только с техническими устройствами, но и с другими людьми. При всей сложности системотехнических комплексов их в большинстве случаев можно представить в виде иерархии более простых человеко-машинных систем. Типичными примерами системотехнических комплексов различного уровня и назначения могут служить судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие, вычислительный центр, транспортная система и т. п.

           В  основу классификации СЧМ по  типу взаимодействия человека и машины может быть положена степень непрерывности этого взаимодействия. По этому признаку различают системы непрерывного (например, система «водитель—автомобиль») и эпизодического взаимодействия. Последние, в свою очередь, делятся на системы регулярного взаимодействия. Примером системы регулярного взаимодействия может служить система «оператор — ЭВМ». В ней ввод информации и получение результатов определяются характером решаемых задач, т. е. режимы взаимодействия во времени регламентируются характером и объемом вычислений. Стохастическое эпизодическое взаимодействие имеет место в таких системах, как «оператор — система централизованного контроля», «наладчик — станок» и т. п. Рассмотренная классификация СЧМ не является единственно возможной. Примеры иных подходов к решению этой задачи приводятся в специальной литературе.

           Однако  несмотря на большое разнообразие  систем «человек —машина», они  имеют целый ряд общих черт  и особенностей. Эти системы являются, как правило, динамическими, целеустремленными, самоорганизующимися, адаптивными.

          Системы  «человек — машина» относятся  к классу сложных динамических  систем, т. е. систем, состоящих из  взаимосвязанных и взаимодействующих  элементов различной природы  и характеризующихся изменением во времени состава структуры и  взаимосвязей. Из этого следуют характерные особенности, присущие СЧМ как сложной динамической системе: разветвленность структуры (или связей) между элементами (человеком и машиной); разнообразие природы элементов (в состав СЧМ могут входить человек, коллектив людей, автоматы, машины, комплексы машин и т.д.); перестраиваемость  структуры и связей между элементами (например, при нормальном ходе технологического процесса оператор лишь следит за ходом его протекания, т. е. включен в контур управления как бы параллельно; при отклонении от нормы оператор берет управление на себя, т. е. включается в контур управления последовательно); автономность элементов, т. е. способность их автономно выполнять часть своих задач.

                  Системы «человек — машина»  относятся также к классу целеустремленных систем. В общем случае считается, что система действует целеустремленно, если она продолжает преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий. Существенной особенностью целеустремленных систем является их способность получать одинаковые результаты различными способами. Системы этого класса могут изменять свои задачи; они выбирают как сами задачи, так и средства их реализации. Целеустремленность СЧМ обусловлена тем, что в нее включен человек. Именно он ставит цели, определяет задачи и выбирает средства достижения цели.

                Системы «человек — машина»  можно рассматривать и как  адаптивные системы. Свойство адаптации  заключается в приспособлении  СЧМ к изменяющимся условиям  работы, в изменении режима функционирования в соответствии с новыми условиями. Для повышения эффективности СЧМ необходимо предусмотреть возможность адаптации как внутри самой системы, так и по отношению к внешней среде. До недавнего времени свойство адаптации СЧМ реализовалось благодаря приспособительным' возможностям человека, гибкости и пластичности его поведения, возможности его изменения в зависимости от конкретной обстановки. В настоящее время, как отмечалось в гл. 1, на повестку дня ставится вопрос о создании СЧМ, в которых свойство адаптации реализуется путем соответствующего технического обеспечения. Речь идет о создании таких технических средств, которые могут изменять свои параметры и условия деятельности в зависимости от текущего конкретного психофизиологического состояния человека и показателей эффективности его деятельности.

              И наконец, системы «человек —  машина» можно отнести к классу  самоорганизующихся систем, т. е. систем, способных к уменьшению энтропии (неопределенности) после вывода  их из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рода возмущений. Это свойство становится возможным благодаря целенаправленной деятельности человека, способности его планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами. Способность к адаптации и самоорганизации обусловливает такое важное свойство систем «человек — машина», каким является их живучесть.

    Из всего сказанного  видно, что рассмотренные особенности  СЧМ определяются наличием в  их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки. Это лишний раз показывает, что исходным пунктом анализа и описания СЧМ должна быть целесообразная деятельность человека.

Жизнь современного человека начинает походить на ускоренное движение кинопленки,  когда все сложнее рассмотреть то, что происходит на экране:  смешение событий, фактов, действий, звуков –  кажется,  еще мгновение и все сольется в один единственный звук, точку, или все взорвется и экран очистится. Все это вызывает тревогу и внутреннее беспокойство. Именно в таком состоянии находится огромное количество наших сограждан, и неудивительно,  что результатом их жизненного сценария становятся психические нарушения и личностные деформации. С профессиональной точки зрения вполне объяснимы немотивированная агрессия,  суициды, моральные и духовные падения,  отчуждение и экзистенциальная фрустрация,  захлестнувшие в последние годы население страны. Как ответ на социальную нестабильность на поверхность вновь как в 90-е годы стала подниматься пена в виде псевдоцелителей,  экстрасенсов, разного рода провидцев,  оракулов и предсказателей,  которые обещают в одночасье решить все проблемы. От безысходности человек часто попадает в яму желаемого быстродействия,  из которой не всегда способен выбраться. 

В качестве противодействия такому наплыву  «всезнающих» и «всемогущих» должен выступить профессионал, способный на научной основе объяснить суть происходящего с психикой человека, помочь найти действенный путь реабилитации личности.

Психология и научно-технический прогресс. XX столетие характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой.

Информация о работе Научно технический прогресс и психологические основы создания современной техники