Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:26, доклад

Краткое описание

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века.
Нейропсихология - отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия

Вложенные файлы: 1 файл

Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук.docx

— 27.73 Кб (Скачать файл)

Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук 
 
Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века.  
 
Нейропсихология - отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. 
 
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия. 
 
Имена ученых различных направлений, внесших вклад в развитие нейропсихологии: 
 
Патопсихологи и клинические психологи - Р. Я. Голант; Психиатры М. О. Гуревич и А. С. Шмарьян А. Л., Абашев-Константиновский; Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками; Неврологи - Б. Г. Ананьев и его сотрудники; Нейрофизиологи- Г. В. Гершуни; Физиологи - Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др. 
 
Отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат.Центральная проблема нейропсихологии — «мозг как субстрат психических процессов».  
 
Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями.  
 
Первый — это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их учениками и последователями в России и за рубежом. 
 
Второй — это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д. Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.  
 
Методологическими основами отечественной нейропсихологии являются общие положения диалектического материализма. Основные постулаты: 
 
? материалистическое понимание всех психических явлений; 
 
? общественно-историческая обусловленность человеческой психики; 
 
? значимость социальных факторов для формирования психических функций; 
 
? опосредованный характер психических процессов, речь в их организации занимает ведущую роль и тд.; 
 
Центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции. 
 
Богатое научное наследие, оставленное А. Р. Лурия, надолго определило развитие отечественной нейропсихологии и существенно повлияло на развитие мировой нейропсихологии. 
 
В настоящее время отечественная нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилосьнесколько самостоятельных направлений.  
 
Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. 
 
Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики». 
 
В рамках клинической нейропсихологии внимание обращено на следующее: 
 
? интенсивно изучаются новые синдромы, обусловленные поражением правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия; 
 
? исследуется специфика синдромов, определяемая возрастом больного; 
 
? изучается специфика синдромов, связанная с характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.), с особенностями преморбида (на грани здоровья и болезни). 
 
Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.  
 
В экспериментальной нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно новое направление, которое можно обозначить какпсихофизиологическое.  
 
В настоящее время развитие исследований в области психофизиологии локальных поражений головного мозга идет следующими путями: 
 
? с одной стороны, расширяется проблематика изучения системных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов; 
 
? с другой — совершенствуется методический аппарат (математическая обработка ЭЭГ-данных с помощью компьютера и др.). 
 
Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. 
 
Было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. 
 
Начинает формировааться нейропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная нейропсихология) — изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Разработка этого направления позволит по-новому подойти к анализу типологии нормы — одной из важнейших проблем психологической науки. 
 
В настоящее время в нейропсихологии индивидуальных различий сложилось два направления исследований. Первое — это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т. е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей. 
 
Второе — это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий.  
 
В последние годы складывается еще одно новое направление в нейропсихологии — нейропсихология пограничных состояний ЦНС, к которым относятся невротические состояния, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации («чернобыльская болезнь»), и др.  
 
Отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика»; от простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, она перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию. 
 
Связь нейропсихологии с общей психологией двухсторонняя: 
 
? с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга; 
 
? с другой — на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем. 
 
Нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук. 
 
Она в большей степени, чем другие психологические дисциплины, включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и, бесспорно, является одной из успешно развивающихся наук о мозге. 

Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; 

Можно выделить основные задачи нейропсихологии  
 
1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой. 
 
2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга 
 
3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т.е. комплексы расстройств  человека, которые выражаются в изменении  нормального функционирования психявлений. Задачи: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование. 
Общая задача для всех направлений: изучение мозговых механизмов психической процессов.Направления нейропсихологии: 
1. Клиническая нейропсихология  (при локальных поражениях мозга). Задача: изучение нейропсихологических  синдромов, возникающих при поражении  того или иного участка мозга,  и сопоставлении их с общей  клинической картиной заболевания. 
2. Реабилитационное направление  – реабилитация после локального  поражения мозга. Задача: восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. 
3. Экспериментальная нейропсихология  – изучает нарушения ВПФ с  помощью экспериментов. Задача: экспериментальное  (клиническое и аппаратурное) изучение  различных форм нарушений психических  процессов при локальных поражениях  мозга и других заболеваниях  ЦНС. 
4. Нейропсихология детского возраста. Специфика нарушений психических  функций у детей при локальных  мозговых поражениях. 
5. Нейропсихология старческого  возраста (с 45 лет). 
6. Нейропсихология индивидуальных  различий – исследуется профилелотеральная  организация. Задача: изучение мозговой  организации психических процессов  и состояний у здоровых лиц.  Ответ на вопрос: возможно ли  в принципе распространение общих  нейропсихологических представлений  о мозговой организации психики,  сложившихся при изучении последствий  локальных поражений головного  мозга, на изучение мозговых  механизмов психики здоровых  лиц. Психодиагностика с применением  нейропсихологических знаний в  целях профотбора, профориентации  и т.п.7. Нейропсихология пограничных  состояний. Анализ изменений ВПФ  под влиянием психофармакологических  препаратов. 
8. Психофизиологическое направление  – изучаются ВПФ психофизиологическими  методами.Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

Связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: С одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологическом материале м. б. проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения общепсихологических проблем.

1.Нейропсихология как наука  и ее место в ряду социальных  и биологических наук. Цель. Задачи. Связь с другими дисциплинами. Разделы нейропсихологии.

2. История развития нейропсихологии  в России и за рубежом.

3. Онтогенез нервной системы  и важнейших интегративных систем  головного мозга.

4.Филогенез нервной системы  как отражение процесса эволюции  мозга как органа психики.

5. Три источника знаний о функциональной  организации мозга. Сравнительно-анатомические  данные. Метод раздражения. Метод  разрушения. Основные принципы локализации  функций в головном мозге. Ранние  решения (Декарт, Ф. Галль, П. Брока, К. Вернике, Клейст).

6. Основные принципы локализации  функций в головном мозге. Кризис. Пересмотр понятия "функция", "локализация" и "симптом" в теории локализации  сложных форм психической деятельности. Синдромный анализ и системная организация психических процессов.

 

Методы нейропсихологии[править | править исходный текст]

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности[2].

Что касается первой группы, то здесь выделяют:

  • сравнительно-анатомический метод исследования;

  • метод раздражения;

  • метод разрушения.

Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно. Метод раздражения предполагает анализ особенностей высших психических функций (ВПФ) в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. В 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые использовал данный метод на человеке (1945). Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы.

Дальнейшее развитие экспериментальной нейрофизиологии позволило перейти к более тонкому анализу — изучению активности отдельных нейронов, что стало возможным в результате применения микроэлектродов, которые могут быть вживлены в отдельный нейрон. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга. Можно выделить необратимые разрушения (хирургическое удаление тех или иных участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри) и обратимые нарушения работы отдельных участков мозга. Обратимые нарушения связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов, метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию специального препарата и отключение соответствующего полушария мозга.

Все вышеперечисленные методы позволили получить основные данные, которые и легли в основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз). Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям[3].

Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного — речи, мышления, письма и счета, памяти. Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

 


Информация о работе Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук