Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:20, реферат
Нейрофизиология — раздел физиологии животных и человека, изучающий функции нервной системы и ее основных структурных единиц — нейронов. Она тесно связана с нейробиологией, психологией, неврологией, клинической нейрофизиологией, электрофизиологией, этологией, нейроанатомией и другими науками, занимающимися изучением мозга[1].
Нейрофизиология — раздел физиологии животных и человека, изучающий функции нервной системы и ее основных структурных единиц — нейронов. Она тесно связана с нейробиологией, психологией, неврологией, клинической нейрофизиологией, электрофизиологией, этологией, нейроанатомией и другими науками, занимающимися изучением мозга[1].
Хирургическая нейрофизиология — это прикладная нейрофизиология. Хирург-нейрофизиолог во время операции занимается наблюдением за функционированием нервной системы пациента, для чего иногда необходимо электрофизиологическое исследование участков нервной системы пациента. Такое наблюдение входит в состав обширной клинической дисциплины, называемой нейромониторингом.
Нарушения речевого развития ребенка
В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.
Почему?
Задержка речевого развития и различные нарушения речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др. Вы можете сказать: "Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего ребенок нормальный!" В таком случае Вам либо очень повезло, либо Вы не видите проблем, либо не хотите их видеть, либо увидите их позже.
В возникновении
речевых нарушений большую роль
играет и социальный фактор: правильное
речевое окружение ребенка и
наличие благоприятной
В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.
Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
Второй период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить "срывы" нервной деятельности.
Что делать?
Если Вы заметили, что ребенок (2 – 3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не спешите бежать к логопеду. Логопед не будет заниматься с малышом, которому нет четырех лет. Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки. Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребенка, возраст, в котором ребенок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения.
Если Ваш ребенок,
и в частности его речевое
развитие отличается от речевого развития
сверстников не в лучшую сторону,
прежде всего, нужно обратиться к
хорошему невропатологу. Подробно расскажите,
что Вас настораживает, что беспокоит,
что пугает в развитии ребенка. Хороший
доктор внимательно выслушает Вас,
внимательно обследует ребенка
и назначит адекватное лечение. После
прохождения курса лечения
Если ребенку
исполнилось четыре года, а его
речь явно развита не на этот возраст,
половину звуков он не произносит, слова
не выговаривает, то опять в первую
очередь идите к невропатологу,
а уже потом к логопеду. Если
Вы сначала обратились к логопеду,
то хороший логопед, обследовав ребенка
и предложив Вам заниматься, все
равно отправит к невропатологу.
Грамотный логопед прекрасно
понимает этиологию (причину) всех речевых
нарушений и всегда работает в
паре с врачом. На занятии логопед
будет (если это необходимо) делать
ребенку массаж языка, работать с
зондами и выполнять
Если задержка
речевого развития и речевые нарушения
возникли вследствие легкого органического
поражения центральной нервной
системы, то вовремя проведенное
правильное лечение и систематические
занятия с логопедом непременно
дадут положительные
Информация о работе Нейрофизиология.Нарушения речевого развития ребенка