Неклассическая методология в психологических направлениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:06, доклад

Краткое описание

Данный этап в развитии науки имеет существеннейшие отличия от предыдущего по всем трем основаниям. Прежде всего, картина мира лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену лапласовскому детерминизму приходит представление о вероятностном характере причинно-следственных связей. Важнейшее отличие неклассической картины мира от классической — ее релятивистический характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Неклассическая методология в психологических направлениях………4
Заключение…………………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………..10

Вложенные файлы: 1 файл

второй.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственны педагогический университет имени Максима Танка»

 

Факультет психологии

 

 

 

Эссе

     Неклассическая методология в психологических направлениях

 

 

 

 

 

Выполнила :

студентка 2 курса

23 группы  дневного отделения

                                                                               Гончарова Екатерина Юрьевна

                                                                 Преподаватель:

Дьяков Дмитрий Григорьевич

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Неклассическая методология  в психологических направлениях………4

Заключение…………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данный этап в развитии науки имеет существеннейшие  отличия от предыдущего по всем трем основаниям. Прежде всего, картина мира лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену  лапласовскому детерминизму приходит представление о вероятностном  характере причинно-следственных связей. Важнейшее отличие неклассической картины мира от классической —  ее релятивистический характер.

В неклассической картине  мира пространственная среда неоднородна  по своим свойствам. Законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов. Наконец, для неклассической научной картины мира характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей.

Неклассическая наука  имеет иной идеал научности. Он во многом задан принципом дополнительности, который мы уже упоминали много  раз. Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств.

В неклассической науке признаются также научными результаты, вообще не имеющие прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных  экспериментов. Как уже было сказано, для неклассической науки характерно, что теоретическая модель изучаемой  реальности конструируется априори, а  затем ученые находят ей эмпирическое подтверждение.

Эти особенности характерны для неклассического идеала научности  в психологии. Как было отмечено, неклассическая психология включает в  познавательную ситуацию и исследователя  и испытуемого. Неклассическая психология признает дополнительность различных  видов описания психических явлений, например структурных и функциональных.

   Неклассическая  методология в психологических  направлениях

Гештальтпсихология .

  Гештальтпсихология - направление  в западной психологии, возникшее  в Германии в первой трети  ХХ в. и выдвинувшее программу  изучения психики с точки зрения  целостных структур (гештальтов), первичных  по отношению к своим компонентам.  Гештальтпсихология выступила против  выдвинутого структурной психологией  принципа расчленения сознания  на элементы и построения из  них по законам ассоциации  или творческого синтеза сложных  психических феноменов. Это соответствовало представлениям приверженцев неклассической методологии  о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные  проявления психики подчиняются  законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного  целого, части группируются в направлении  максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную  форму.

 

Психика человека и животного  понималась гештальтпсихологами, как  целостное «феноменальное поле», которое  обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть  того, что мы воспринимаем, выступает  отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

 

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон  константности восприятия, фиксирующий  тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию. Здесь выявились два взаимоисключающих, дополнительных класса понятий, каждый из которых применим в особых условиях, а их совокупность необходима для воспроизведения целостности этих объектов.

 

   Психодинамический подход

 

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под  названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Основой  психодинамического направления в  психотерапии является достижение понимания  динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного.

 

 В неклассической картине  мира субъект рассматривается  как часть изучаемой им предметной  действительности. Соответственно  в психоаналитической психотерапии  любой подход  основан на постепенном  осознании клиентом ранее неосознаваемых  им проблем и конфликтов. Болезненная симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство психодинамических подходов являются долгосрочными.

Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании  природы человека и его болезней является то, что все психические  феномены — это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

 

1. Главное значение имеют  человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация  и, что наиболее важно, их  подавление, посредством которого  удается избежать болезненных  чувств или переживаний неприятных  мыслей, желаний и воздействия  сознания

 

2. Вера, что такое подавление  является, по существу, сексуальным,  что причиной расстройства является  неправильное либидинозное, или  психосексуальное, развитие

3. Идея, что корни неправильного  психосексуального развития находятся  в далеком прошлом, в детских  конфликтах или травмах, особенно это касается родительского Эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

4. Уверенность в сопротивлении выявлению Эдипова комплекса, его быстром восстановлении

5. Мысль о том, что,  по существу, мы имеем дело  с борьбой между биологическими  внутренними импульсами (или инстинктами  — Ид) и выступающим в роли  защиты по отношению к внешней  реальности Эго — в общем  контексте моральных правил или  стандартов (СуперЭго).

6. Приверженность концепции  психического детерминизма, или  причинности, согласно которой  психические феномены, так же  как и поведение, бесспорно,  не изменяются случайно, а связаны  с событиями, которые предшествуют  им, и, если не делаются осознанными,  невольно являются основанием для повторения. Следовательно имеется циклический характер причинности.

Т.о. это психологический  подход, включающий в свою структуру  самостоятельно сконструированные  неклассические философские представления  и концепции.

 

  Экзистенциально-феноменологический подход

 

   Фундаментом экзистенциально-феноменологического  подхода в социальной психологии  являются онтологический плюрализм,  а так же философский экзистенциализм  и феноменология, создающие необходимые  основания для критики естественнонаучного  подхода, доминирующего во многих направлениях психологических исследований.

 

Феноменология изучает феномены в порядке прояснения того, как  переживается человеком объектный  мир и как он представлен в  нашем сознании. Так, например, феноменология  пытается более адекватно понять человеческие состояния, в том виде как они проявляются в условиях жизненных переживаний. Экзистенциальный аспект феноменологии основывается на идее о том, что содержанием  человеческого бытия является его  существование, которое, как это  следует понимать, обнаруживается в  неизбежном процессе отношений или  движения от бытия, в конечном счете, приводящего к небытию. Структурная тенденция или «данность», через которую существуют отношения, в экзистенциально-феноменологической теории была обозначена как интенциальность. Интенциальность рассматривается как фундаментальные, единовременные и не обособляемые отношения между человеческим сознанием и миром (следует сказать, что наше сознание всегда представляет какую-либо «вещь»), в которых «реальность, как человечески переживаемая, формируется или интерпретируется. экзистенциально-феноменологическая модель утверждает, что мы никогда не можем обладать абсолютно истинным знанием о реальном мире, а только знаниями о мире интерпретируемом - мире, который существует в нашем отражении. В таком случае все наши утверждения о мире или любом его аспекте - включая, конечно и самих себя - являются в лучшем случае приближениями. Мы никогда не можем говорить о фактах с полной уверенностью в их истинности в силу того, что все наши утверждения обнаруживают ограниченность нашими же способностями описывать или понимать вещи такими, какими они есть в реальности. Этим подтверждаются  представления учение Э. Маха, об относительности применявшихся в науке фундаментальных представлений о реальности и принципов, фундирующих ее существование. Также подтверждается отказ от прямолинейного онтологизма и понимание относительной истинности теорий и картины природы. Допускается множественная истинность, т.е. возможность существования нескольких альтернативных теорий, описывающих одну и ту же предметную действительность.

 

  Культурно-историческая теория

  Концепция разрабатывалась  Выготским и его школой. Следуя  идее общественно-исторической. природы  психики, Выготский совершает  переход к трактовке социальной  среды не как "фактора", а  как "источника" развития  личности. В развитии ребенка,  замечает он, существует как бы  две переплетенных линии. Первая  следует путем естественного  созревания. Вторая состоит в  овладении культур, способами  поведения и мышления. Вспомогательными  средствами организации поведения  и мышления, которые человечество  создало в процессе своего  истор. развития, являются системы  знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Выдвижение  принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения. Т.о. здесь реализовывалась идея о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека. 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Практически все представители  неклассической философии  в различных  формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который  он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют  в деятельности человека.

Важным представляется учение Э. Маха, об относительности применявшихся  в науке фундаментальных представлений  о реальности и принципов, фундирующих  ее существование.

Важными философскими течениями, обозначившими переход к логике неклассической рациональности стали  конвенционализм и эмпириокритицизм.

Представители конвенционализма поставили проблему вненаучности принятия отдельных онтологических постулатов науки. В свою очередь в рамках эмпириокритицизма решалась проблема эмпирического обоснования научных  абстракций с целью отделения  вненаучных вымышленных понятий  от эмпирически обоснованных. 

Информация о работе Неклассическая методология в психологических направлениях