Образовательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:10, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить образовательное право как отрасль права.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть аспекты, функции образовательного права;
• охарактеризовать источники образовательного права;
• изучить принципы образовательного права.

Содержание

Введение
1. Образовательное право: аспекты, функции
2. Источники и принципы образовательного права
2.1 Источники образовательного права
2.2 Принципы образовательного права
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат, Невзорова.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1. Образовательное право: аспекты, функции

 

2. Источники и принципы образовательного права

 

2.1 Источники образовательного права

 

2.2 Принципы образовательного  права

 

Заключение

 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления.

     В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.

     Изучая ситуацию в сфере образования, можно отметить, что в последние годы появились некоторые обнадеживающие тенденции в развитии образования в России, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер. С одной стороны, можно отметить, что начиная с 1999 года наблюдается некоторый рост расходов на образование в бюджетах всех уровней; с другой – российскую общественность не может не беспокоить состояние экономики образования в целом, обострение проблем в ее правовом регулировании, противоречие реальной практики действующему законодательству.

      Все это происходит в обстановке отсутствия единого взгляда на роль и значение образовательного права в регулировании реально существующих образовательных отношений. Как верно отмечает один из ведущих ученых в области образовательного права профессор В. М. Сырых, тезис об образовательном законодательстве как самостоятельной отрасли права не является общепризнанным в юридической литературе. 1Значительная часть российских правоведов по традиции, идущей еще от советских времен, рассматривает массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права – собственного оригинального предмета и метода правового регулирования.

     Актуальность темы работы в том, что в настоящее время образовательное право следует признать отраслью права. Объективный ход развития современной системы права Российской Федерации привел к появлению образовательного права в качестве новой отрасли права. Особому предмету этой отрасли, наличие которого доказано предшествующим изложением, соответствуют и юридические признаки отрасли.

     Цель данной работы – изучить образовательное право как отрасль права.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть аспекты, функции образовательного права;
  • охарактеризовать источники образовательного права;
  • изучить принципы образовательного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  ПРАВО: АСПЕКТЫ, ФУНКЦИИ

 

     Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании.

     Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно расширяется. В учебных планах педагогических и юридических вузов, институтов и факультетов повышения квалификации педагогических работников всех уровней образования все чаще отводится место учебной дисциплине «Образовательное право», а для специальности 032700 Юриспруденция она входит в число дисциплин предметной подготовки федерального компонента соответствующего государственного образовательного стандарта.

В самом общем плане  можно выделить следующие основные значения данного термина:

а) образовательное право  как комплексная отрасль права;

б) образовательное право  как нормативно-правовой массив (образовательное  законодательство);

в) образовательное право  как элемент системы конституционных  прав и свобод, в том числе как  элемент системы международных  стандартов прав и свобод («право на образование»);

г) образовательное право  как элемент образовательных  прав участников образовательных отношений;

д) «Образовательное право» как учебная дисциплина;

е) образовательное право  как актуальное направление теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических  научных исследований;

ж) образовательное право  как элемент (сторона) системы образования в целом. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Образовательное право как комплексная отрасль права

 

     В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как отрасли самостоятельного места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет. Основным аргументом противников является то, что у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений – главные критерии отраслевой дифференциации. Представленная структура отношений в сфере образования и дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права.

 

1.2.Образовательное право как синоним образовательного законодательства

 

     Известно, что термин «законодательство» может применяться как в «узком», так и в «широком» смыслах. В первом случае под законодательством понимается совокупность только законодательных актов (в России – федеральных законов и законов субъектов РФ). В широком же смысле законодательство представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива (законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативно-правовых актов).

     Термин «образовательное право», употребляемый в ином значении, чем обозначение комплексной отрасли права, чаще всего выступает синонимом термина «образовательное законодательство» именно в широком его толковании. Именно в этом значении он будет использоваться и в дальнейшем изложении материала настоящего пособия. Следует лишь уточнить, что локальные нормативно-правовые акты, т.е. акты, издаваемые администрацией образовательного учреждения, не следует, думается, включать в понятие законодательства (в широком смысле). В то же время локальные акты с полным основанием могут и должны включаться в понятие «нормативно-правовой образовательный массив».3

 

1.3.Образовательное право как элемент права на образование

 

     Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) как элемент системы прав и свобод человека, непосредственно проявляется в реальной образовательно-правовой практике в виде вполне конкретного юридического субъективного права как мера дозволенности (возможности) действия участников образовательных отношений по удовлетворению ими в рамках действующего законодательства своих образовательных потребностей, обеспечению и защите соответствующих законных интересов. В этом плане понятия «образовательное право» и «субъективное юридическое право» (как элемент содержания образовательного правоотношения) являются однопорядковыми и совпадают по своему содержанию.

 

1.4.Образовательное право как учебная дисциплина

 

     В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 032700 Юриспруденция, действующего с 2000 г. (ГОС-2000), учебная дисциплина «Образовательное право» занимает особое место. Вместе с дисциплиной «Теория и методика обучения праву», близость с которой очевидно уже из названий обеих дисциплин, «Образовательное право» определяет, по сути дела, профиль образовательно-правовой подготовки будущего учителя правовых дисциплин.

     Нужно заметить, что дисциплина «Образовательное право» начинает сегодня постепенно вводиться в учебные планы подготовки «классических юристов, а также в университетские учебные планы, что совершенно оправдано и своевременно в условиях модернизации современного российского образования.

 

1.5.Образовательное право как направление научных исследований

 

     Начиная со второй половины 1990-х годов прошлого столетия в теоретико-правовой, социолого-правовой и отраслевых юридических науках развернулись активные исследования в области образовательного права. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных центрах правовой науки проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, научные семинары, «круглые столы» по самым различным теоретическим и практическим аспектам образовательного права. При Министерстве образования и науки Российской Федерации создан Федеральный Центр образовательного законодательства, являющийся сегодня крупным и авторитетным исследовательским и издательским центром, аккумулирующим самые последние достижения правовой и педагогической наук в области образовательного права. Развивается в последние годы «образовательно-правовая компаративистика», что особенно важно в контексте вступления России в европейское образовательное пространство («болонский процесс»). В ряде вузов страны, и не только педагогических, началась целенаправленная подготовка специалистов в области образовательного права посредством создания соответствующих отделений и институтов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь). Открываются кафедры образовательного права (Москва, Екатеринбург), готовятся и защищаются кандидатские и докторские диссертации по образовательно-правовой проблематике. Вопросы образовательного права становятся предметом пристального интереса со стороны уже не только вузовской и академической научной общественности, но и органов государственной власти и местного самоуправления. К примеру, в Уральском федеральном округе активно предпринимаются научные и организационные меры по повышению эффективности регионального образовательного законодательства, прошли три большие научно-практические конференции в гг. Екатеринбурге и Тюмени с участием представителей – правовой, педагогической, социологической наук, системы образования субъектов РФ, органов государственной власти и местного самоуправления.

     Задачи законодательства Российской Федерации в области образования представлены в ст. 4 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1"Об образовании".

     Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции  в области образования между  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного  самоуправления

2) обеспечение и защита  конституционного права граждан  Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий  для свободного функционирования  и развития системы образования  Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности  физических и юридических лиц  в области образования, а также  правовое регулирование их отношений  в данной области.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2. ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

 

2.1. Источники образовательного права

 

      Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. 4

Международные

 

     При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных из них насчитывается более тридцати.

1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26)

1989 Конвенция о правах ребенка Article 28 (Статья 28)

1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Ст.1)

Другие международные  документы.

 

Федеральное законодательство об образовании

 

       К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Кроме базовых законов, выделяются:

- профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны  функционирования системы образования  (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ  «Об утверждении Федеральной  программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении  статуса государственных и муниципальных  образовательных учреждений и  моратории на их приватизацию»  от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;

Информация о работе Образовательное право