Обучение детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Тифлопсихология - воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.docx

— 4.93 Мб (Скачать файл)

 

Обучение детей с нарушением зрения


 

Презентацию подготовила: Студентка 3 курса
факультета психологии, группы КПС-Д-С
по дисциплине: «Специальная психология и 
коррекционно-развивающее обучение»
Туркина Н.А.

 

 

Дошкольное образование детей  с нарушенным зрением


 

Домашнее воспитание и  обучение ребенка при нарушении  зрения имеет свои особенности, зависящие  от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением  должны регулярно получать консультативную  помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

 

                               

 

 

     Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения. Поэтому в зависимости от воспитания у ребенка могут быть сформированы как активность, так и пассивность, эгоизм, мнительность, боязливость или уверенность в своих силах, иждивенчество или самостоятельность, открытость и общительность или замкнутость и озлобленность.

                     

 

     

       Слепота и слабовидение имеют и социальные последствия для ребенка. В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, отношения с окружающими и с самим ребенком начинают строиться иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится центром излишнего внимания, жалости и заботы. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки, взаимоотношений с окружающими.

 

 

      Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

 

 

       Дошкольные  учреждения для детей с нарушением  зрения являются государственными  учреждениями общественного воспитания  детей слепых, слабовидящих, включая  детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2—З до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

 

 

       Педагогическая  работа направлена на гармоническое  развитие ребенка в той степени,  в которой это позволяет сделать  уровень нарушения зрения в  каждом отдельном случае, а также  психическое и физическое развитие  ребенка. Педагогическая работа  исходит из программ обучения  и воспитания в массовых детских  садах, на основе которых разрабатываются  специальные программы.

 

 

       Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

 

                  

 

         Дети обучаются основным навыкам  гигиены зрения, а также, если  это необходимо, и пользования  очками. У детей развиваются все  элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и  вдаль, наблюдать за движущимися  предметами, способность различать  форму предметов, краски, рассматривать  картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций  дополняется развитием слуха  и осязания. Дети подготавливаются  к систематическим занятиям в  школе.

 

         

Обучение детей с недостатками зрения в школе


    Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

 

      Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С. Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.

 

 

        В  связи с этим школы для слепых  и слабовидящих детей должны  выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

 

 

        Психическое  развитие слепых и слабовидящих  детей, формирование у них компенсаторных  процессов, активной жизненной  позиции, осознания способов самореализации  и овладение ими зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

        Коррекционно-развивающая  направленность обучения и воспитания  предусматривает развитие процессов  компенсации, исправление и восстановление  нарушенных функций, сглаживание  недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей  в становлении личности слепых  и слабовидящих детей.

       Специфика  работы школ для слепых и  слабовидящих детей проявляется  в следующем: 


 

  • учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

 

  •   модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения; 

 

  •   дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

 

  •   специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;

 

  •   усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

 

 

 

      Для обучения  и воспитания детей с нарушением  зрения в стране имеется развитая  сеть специальных школ. При некоторых  массовых общеобразовательных школах  имеются классы охраны зрения. 

 

 

      Школы для  слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов) состоят из трех ступеней:

I ступень — начальная школа,

II ступень — основная школа или неполная средняя школа,

III ступень — средняя школа.

Ступени школы  соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

 

      

 

Школа I ступени


Призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основам и личной гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.

      

    

 Школа II ступени


Закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.

 

Школа III ступени


 Обеспечивает завершение  общеобразовательной подготовки  и курса профессионального обучения  на основе его дифференциации. Средняя школа создает условия  для наиболее полного учета  интересов учащихся, социально-психологической  адаптации, активного включения  их в жизнь современного общества  и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план  школы включены факультативные  занятия по выбору самого учащегося.

 

   

Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным  предметам


       Программы  специальных классов общеобразовательных  школ для слепых и слабовидящих  детей по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром,  природоведению соответствуют аналогичным  программам общеобразовательной  массовой школы по объему и  содержанию изучаемого материала.  При этом программы специального  образования построены с учетом  особенностей развития незрячих  и слабовидящих детей. В них  учтена необходимость коррекционно-компенсаторной  работы, направленной на развитие  восприятия, конкретизацию представлений,  совершенствование наглядно-образного  мышления, формирование приемов  и способов самоконтроля и  регуляции движений с использованием  специальных форм, приемов и способов.

     

        Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими людьми, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.

 

     

 

 

     Программами  предусмотрено использование средств  коррекции и компенсации значительно  нарушенного и компенсации отсутствующего  зрения с помощью оптических  приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих). Особенностью программы по русскому (национальному) языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей является то, что они предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода. В школе слабовидящих курс русского (национального) языка начинается с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке глаза и руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.

       

 

      Своеобразие программы по языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Программа предусматривает формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами.

Информация о работе Обучение детей с нарушением зрения