Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:59, контрольная работа
Самые важные с методической точки зрения качества говорения как одного из видов речевой деятельности.
1. Говорение всегда ситуативно. Отсюда следует, что необходимо избегать использования неситуативных фраз, причем не только в процессе развития речевого уме-ния (это проще и чаще всего имеет место), но и в процессе формирования и совершенствования навыков (что факти-чески не делается и самое главное, не признается жизненно необходимым).
Общая характеристика говорения
Самые важные с методической точки зрения качества говорения как одного из видов речевой деятельности.
1. Говорение всегда ситуативно. Отсюда следует, что необходимо избегать использования неситуативных фраз, причем не только в процессе развития речевого уме-ния (это проще и чаще всего имеет место), но и в процессе формирования и совершенствования навыков (что факти-чески не делается и самое главное, не признается жизненно необходимым).
2. Говорение всегда
целенаправленно и
3. Говорение всегда
связано с мышлением. Отсюда
следует, что необходимо
4. Говорение на уровне умения -- это всегда продук-ция, а не репродукция готового. Из этого положения сле-дует один из важнейших выводов: нужно всемерно, по всем аспектам развивать продуктивность говорения.
Чтобы должным образом оценить важность такой задачи, необходимо рассмотреть механизмы, на которых основано говорение.
Характеристика процесса слушания
"Когда говорят - слушай хорошенько… Большинство людей никогда не слушает". Имеются любопытные статистические данные, подтверждающие это высказывание Эрнеста Хемингуэя. Большинство из нас тратит на слушание около 45 % своего активного времени. Однако 75% этого времени мы теряем из-за своей рассеянности, занятости или забывчивости. Результаты маркетинговых исследований показывают, что объем внимания взрослого человека, составляет всего 22 секунды. Прослушав чью- либо речь, мы сохраняем в памяти примерно ее половину. По прошествии нескольких часов, мы в состоянии вспомнить лишь 20% услышанного. Из всего взрослого населения Земли лишь 5% обучались навыкам слушания.
Что такое слушание? Существует множество определений этого понятия, и каждый из нас может привести свое, опираясь на свой жизненный опыт и образование. Слушание- это наш выбор. Решая слушать кого-либо или нет, мы делаем выбор. Чаще всего мы даже не догадываемся об этом. Доводилось ли Вам, слушая кого-нибудь, ловить себя на мысли, что за последнюю минуту или две, Вы не расслышали ни слова из того, что Вам говорили? Вы сами не заметили, как переключили свое внимание с говорящего на что-то другое. Не осознавая того, что сделали выбор- не слушать.
Слушание- это не пассивная деятельность, это действие и оно требует от нас энергии.
В ходе беседы происходит взаимообмен энергиями между слушающим и говорящим.
Искусство слушать собеседника – одно из важнейших в общении, но почему-то обычно ему уделяют достаточно мало внимания. Некоторым этот талант дан "от природы". Но большинство из нас должно постигнуть это искусство, пройдя настоящие тернии, ломая в себе устоявшиеся привычки, воспитывая искренний интерес к людям и тому, что они говорят.
Умение слушать
особенно важно при неформальном
общении, когда люди выражают свои настоящие
чувства и отношения к
В новом издании
словаря Уэбстера "слушать" означает
"делать сознательное усилие услышать
звук" или "обратить на него внимание".
Уже из этого ясно, что слушать
- больше, чем слышать. По существу "слышать"
- значит физически воспринимать звук.
Тогда как "слушать" - значит воспринимать
звуки определенного значения. Человек
слышит в результате автоматической
реакции органов чувств и нервной
системы. Слушание же - волевой акт,
включающий также и высшие умственные
процессы. Чтобы слушать, необходимо
желание. Иначе вы услышите вместо того,
что вам говорят, только то, что
вам нужно или хочется
Слушание - активный процесс. Слушание становится возможным вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности слушающего. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза выше обычной, т. е. до 400 слов в минуту. Различие между скоростью речи и умственной деятельностью может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят медленно или неинтересно. Мы можем быстро поймать себя на невнимании, поскольку слушание - активный процесс, но процесс внутренний. Как таковое слушание предполагает желание услышать, внимание к собеседнику. Прежде всего надо хотеть слушать. Иначе слова попадут в глухие уши, как это часто и бывает. Слушая, мы "отдаем" наше внимание, нашу заинтересованность и усилия, с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт или развлечение. Слушание - тяжелый труд, вот почему мы и не можем слушать долго. Но умение слушать - это еще и дар, ценнейший дар, которым можно одарить другого. Слушание - активный процесс и в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение. Некий философ как-то сказал: "Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает". Мы часто не осознаем этого в силу предубеждения. Мы очень часто не проявляем достаточной активности, чтобы понять правильно говорящего. Слушание - активный процесс и в том смысле, что оно требует определенных навыков. Вас это удивляет? Слушание на самом деле является умением общаться, и учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать приходится часто. Кроме того, из всех видов общения умению слушать меньше всего учатся и меньше всего совершенствуют. Каждый из нас может слушать более эффективно, но этому надо учиться.