Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:46, реферат
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. <<Без памяти, -
писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы
без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в
прошлом>>.
1. Общее представление о памяти.
2. Виды памяти и их особенности.
3. Индивидуальные различия памяти у людей.
4. Теории и законы памяти.
5. Формирование и развитие памяти.
6. Рекорды памяти
7. Использованная литература.
План:
1. Общее представление о памяти.
2. Виды памяти и их особенности.
3.
Индивидуальные различия
4. Теории и законы памяти.
5.
Формирование и развитие
6. Рекорды памяти
7.
Использованная литература.
Общее представление о памяти.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. <<Без памяти, -
писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы
без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в
прошлом>>.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения,
приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти,
её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех
высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества
без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и
воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и
приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,
передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни
опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в
подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим,
быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм
просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает,
не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития
она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает
он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих
организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая
проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно
необходимых биологических,
психологических и
выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта,
который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает
вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных
ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить
лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно –
рефлектрного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы
то ни было мнемических средств.
У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения
информации в виде текстов и разног рода технических записей. Ему нет
необходимости полагаться только на свои органические способности, так как
главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации
находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать
эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У
человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных,
чем у животных: произвольная, логическая и опосредственная. Первая связана с
широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики,
третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью
представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить
как психовизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции
запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются
для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным
данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо
воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный им материал. Это
индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые,
напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда – то
запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
Виды памяти и их особенности.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти.
Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по
преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения
материала анализатору. В первом случае говорят о двигательной, зрительной,
слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
Рассмотрим и
дадим краткое определение
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной
картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было
переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение
информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная
память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от
непосредственного восприятия стимулов. Это — память – образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в
течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических
следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без
повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь
обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память
работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с
установкой на
последующее воспроизведение
характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9
единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек
в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после
однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием
человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая
сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека,
привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение
определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до
нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей,
вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После
этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по
длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное
положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение
практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища
долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз
без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной
информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя
предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что
когда = то было им
запомнено. При использовании
припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее
функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится
в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным
биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по –
видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая
память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние
через обучение и воспитание.
Зрительная память
связана с сохранением и
образов. Она чрезвычайно
важна для людей любых
инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с
эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного
времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она
перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти
предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в
частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек
зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и
воспроизводит.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима
филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую
разновидность речевой памяти составляет словестно – логическая, которая
тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти
характеризуется тем, что человек обладающий ею, быстро и точно может
запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства,
смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными
словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные
лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных
движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и
спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека
напрямую связано с этим видом памяти.