Общение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

введение
Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 17.49 Кб (Скачать файл)

введение

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью  познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически  целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного  учреждения.

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Выделяют несколько  функций общения:

  • Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
  • Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
  • Изначальный инструмент познания всего на свете.
  • Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
  • Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях)

Гармоническое развитие ребят, развитие их гуманистической направленности достигается лишь в тех случаях, когда они под влиянием доброжелательного  отношения взрослого переживают положительные эмоции. Но потребность  ребенка в положительном отношении  взрослого удовлетворяется, если педагог  не умеет проявлять свою доброжелательность к воспитанникам так, чтобы она  была ими воспринята и правильно  понята.

А ведь от этого  умения зависит, как сложатся взаимоотношения  между взрослым и детьми, будет  подопечный ощущать доверие к  воспитателю, привязанность к нему, или же начнет сторониться его, избегать общения. Само собой разумеется, что  характер взаимоотношений зависит  и от контактности, коммуникативной  активности самих ребят. Так, в процессе общения со взрослыми в детском саду выделяются воспитанники активные, инициативные, стремящиеся установить теснейшие связи с ними, привлечь их внимание к себе.

Дети, чья инициатива в установлении контактов с взрослыми  незначительна, занимают малоконтактную позицию, редко обращаются к воспитателю по собственному желанию. Дети безынициативные, замкнутые, застенчивые избегают прямых контактов, индифферентны к влияниям, оценкам, требованиям взрослого. Названные особенности общения не могут не сказаться на эффективности воспитательных воздействий на детей, поэтому педагогические меры влияют на воспитанников не одинаково.

И получается: потребность  ребенка в общении не только не стимулируется, не развивается, а, наоборот, тормозится, гасится, что, естественно, не способствует развитию его гуманных чувств.

Характер и интенсивность  общения определяется не только активностью  детей, но и тем, насколько взрослые создают благоприятные условия  для развития общения по мере взросления ребенка. Это положение со всей четкостью  реализуется при изучении взаимоотношений  дошкольников и педагогов детских  садов.

Добиться расположения воспитателя, обратить его внимание на себя, быть замеченным им - вот главная  забота ребенка. И если некоторые  дети не добиваются этого, то вовсе  не потому, что они не стремятся  к общению с воспитателем, а  в силу недостаточности коммуникативных  умений, препятствующей возможности  эмоционально «выразить себя», свое желание общаться с педагогом.  

 

С другой стороны,  некоторые воспитатели сами гасят  инициативность, активность, желание  ребенка общаться.

 

 

 

 

1.2. Средства и  формы общения воспитателя с  детьми.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают  и сменяют друг друга несколько  уровней форм общения детей и  взрослых.

  1. Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.
  2. Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.
  3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.
  4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Литература

dohcolonoc.ru

nsportal.ru

nashi-detochki.ru


Информация о работе Общение детей