Общение как вид психологической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 12:51, контрольная работа

Краткое описание

Одни ученые просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Общение как вид психологической деятельности…………………….4
2. Уровни общения и его особенности в различных условиях………….6
3. Межличностные отношения: сущность и виды…………………...…10
4. Классификация социальных объединений в психологии……………14
Заключение………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Психология общения.docx

— 47.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….....3

1. Общение как вид психологической деятельности…………………….4

2. Уровни общения и его особенности в различных условиях………….6

3. Межличностные отношения: сущность и виды…………………...…10

4. Классификация социальных объединений в психологии……………14

Заключение………………………………………………………………..23

Список используемой литературы……………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Исследование проблемы взаимодействия в психологии управления имеет давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными.

Одни ученые просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова.

В процессе общения в коллективе формируется общность взглядов на принципиальные вопросы, что определяет все последующее взаимодействие субъектов совместной деятельности, их стратегию поведения, т.е. формируется общая позиция, что способствует интеграции сотрудников в единое социальное целое. Только в таких случаях коллектив способен успешно решать задачи той сложности, которая соответствует уровню компетентности его членов.

 

 

 

Общение как вид психологической деятельности

 

Человека окружает не только предметный мир, но и другие люди один из теми, и с другими она находится в непосредственной взаимосвязи. Эти взаимоотношения устанавливаются и развиваются через труд, общение, обучение, то есть через деятельность Совместная деятельность невозможна без налаживания контактов между людьми и обмена информацией, т.е. без общения.

Главной характеристикой общения как деятельности является то, что через общение человек формирует свои отношения с другими людьми. Общение является условием, без которого фактически невозможно познание действительности, оно обязательным компонентом тех видов деятельности, которые предусматривают взаимодействие людей. Люди разного уровня культурного развития и разного возраста могут общаться благодаря устойчивости психологических закономерностей общения.

Общение включает в себя многочисленные духовные и материальные формы жизнедеятельности человека и является его потребностью. Эта потребность объясняется прежде всего социальной природой человека.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Потребность в человеческих связях, в общении очень велика и по остроте не уступает жажде или голода. Только психически больные отказываются от реальных связей с людьми, не желают присоединяться к какой-то человеческой группы, но при этом удовлетворяют свою потребность в общении за счет патологической фантазии.

Объединяясь в малые группы, общаясь в процессе совместной деятельности, люди обмениваются информацией. Общение является необходимым условием формирования личности. Всю жизнь человек общается с другими людьми.

Если существует потребность в общении, то должны существовать и определенные функции, которыми наделена эта деятельность. Побудительные мотивы к общению различные. Учитывая различные потребности, различают следующие функции общения:

1. Контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщений;

2. Информационный обмен;

3. Побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляет его на выполнение тех или иных действий;

4. Координационный - взаимное согласование совместных действий;

5. Понимание - не только адекватное восприятие содержания вербального сообщения, но и чувственное понимание партнерами друг друга (своих намерений, переживаний, отношений);

6. Обмен эмоциями - стимуляция у партнера определенных чувств и настроений;

7. Установка отношений - осознание своего места в системе ролевых, уставных, деловых и иных отношений в обществе.

8. Манипулятивная - оказание влияния, нацеленного на изменение установок, мнений, решений, намерений партнера.

К психологическим функциям общения относят также:

а) обеспечение психологического комфорта;

б) удовлетворения своей потребности в общении;

в) функцию самоутверждения.

 

 

 

Уровни общения и его особенности в различных условиях

 

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различны в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия или правительственном чиновнике.

В свое время видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различал макро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.

Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях.

Обычно рассматривают две формы межличностного общения: монологическая, когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому — пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избегание долгих прямых взглядов.

Совсем по-другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственной дистанции между ними говорит о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологических экспериментов свидетельствуют, что никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви, стремлением к близости.

Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпывают специфику подобных ситуаций. К ним добавляются множество других: интонации и пазы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д.

В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие группы — вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью, то есть как и что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д.

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми — друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других «невербальных мелочей», таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу и интимно-личностное общение.

Деловое общение — это ситуация, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может.

Воспитательное общение — это ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представлять себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.д. Такие беседы возможны, когда обучающий обладает ситуационно или постоянно авторитетом и знаниями.

Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию (таково общение врача с пациентом и т.п.). Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой — отвечает. Чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен правильно задавать вопросы, учитывая собственный статус и статус отвечающего, его готовность давать ответы и т.д.

Интимно-личностное общение во многом уникально и специфично. Оно возможно только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения.

Часто выполняет функции катализатора общения сигарета: закурив, можно скрыть свое смущение в обществе незнакомых людей — «светская» беседа течет легче, когда собеседники курят. Особый повод для курения есть у женщин. Их манипуляции с сигаретой часто имеют сексуальное значение, привлекают к ним внимание мужчин. Характерные женские жесты кокетства обязательно предполагают демонстрацию запястья и полураскрытые, как бы зовущие губы, а лучший способ показать все это — держать в руке изящную сигарету и делать легкие затяжки.

 

Межличностные отношения: сущность и виды

 

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.

Информация о работе Общение как вид психологической деятельности