Федеральное государственное образовательное
бюджетное
учреждение высшего профессионального
образования
«Финансовый университет
при Правительстве
Российской Федерации»
Кафедра «Прикладная
психология»
Реферат
по дисциплине «Психология»
на тему:
«Одаренность, талант,
гениальность»
Выполнила:
Студентка группы КЭФ1-2
Большакова Анна
Научный руководитель:
Малюгина О.А.
Москва 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Способности………………………………………………………………. 4
- Одаренность………………………………………………………………..6
- Талант……………………………………………………………………... 8
- Гениальность…………………………………………………………….. 10
- Сходство гениев с помешанными…………………………………....11
Заключение………………………………………………………………………
15
Список использованной литературы
…………………………………………..16
Введение
В обществе во все времена каждый
индивид сравнивал себя с остальными,
подмечал различия, делая выводы, в какой
степени он лучше или хуже окружающих.
Так, появилась потребность в обозначении
и разделении качеств человека, ведь они
бывают врожденные или приобретенные,
явные и скрытые. Появление таких понятий
как одаренность, талан и гениальность
обусловлено тем, что люди смогли четко
разделить человеческие способности.
Несмотря на то, что данная тема
довольно давно изучается психологами
всего мира, она до сих пор остается не
полностью изученной. Для тех, кто не разбирается
в этой области, вышеперечисленные понятия
не имеют особых различий. Именно поэтому
вопрос об индивидуальности каждого из
них является актуальным для всего общества
и для каждого человека в отдельности.
Так, темой своей работы я хотела
бы обозначить разделение характерных
особенностей понятий одаренности, таланта
и гениальности, а также их применение
в жизни каждого человека.
- Способности
Начальной стадией для определения
одаренности, таланта и гениальности являются
способности. Способности- это некие
индивидуальные и неповторимые свойства
личности, являющиеся субъективным условием
успешного осуществления определенной
деятельности. Способности это не знания,
навыки или умения по-отдельности, а некая
совокупность всех персональных характеристик,
проявляющихся в какой-либо работе. [2]
Способности проявляются в
том, как быстро и насколько глубоко мы
овладеваем способами и приемами выполнения
определенной деятельностями.
Большой вклад в изучение индивидуальных
способностей внес Борис Михайлович Теплов—
советский психолог, основатель школы
дифференциальной психологии. Он выделял
3 признака способностей [1]:
• индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого;
• особенности, которые имеют
отношение к успешности выполнения деятельности
или нескольких деятельностей;
• особенности, которые не сводятся
к наличным знаниям, умениям, навыкам,
но которые могут объяснять легкость и
быстроту приобретения знаний и навыков.
Психологи выделяют способности
по различным видам. Так можно разделить
их на природные, или естественные и специфические
способности. Естественные способности
обусловленные биологическими задатками
и связаны с врожденными качествами. Многие
из них являются общими у животных и у
людей. Примером может стать память,
способность у элементарным коммуникациям
на уровне экспрессии, деятельность обусловленная
рефлексами. Все это наиболее одинокого
выражено у нас и обезьян.
Специфические способности
формируются на основании социального
или общественно-исторического происхождения.
Они обеспечивают становление личности
в условиях социума и ее развитие в нем.
Психологи делят специфические способности
на 3 типа:
Они определяют степень склонности
человека к абстрактности мышления и к
конкретно-практической деятельности.
Влияют на успешности усвоения
человеком знаний в процессе обучения.
Отвечают за степень взаимодействия
индивида с окружающими людьми.
- Одаренность
В современном мире нет ничего
определенного. Так, психологи не могут
дать четкое определение одаренности.
Немецкий философ и психолог Уильям Штерн
говорил: «одаренность - это общая способность
индивида сознательно ориентировать свое
мышление на новые требования; это общая
способность психики приспосабливаться
к новым задачам и условиям жизни».
Одаренность можно определить,
как некий дар, данный природой, который
обусловлен совокупность качеств, которые
передались по наследству от предыдущих
поколений.
Одаренность проявляется в
совокупности с условиями, в которых совершается
та или иная деятельность. Она показывает
внутренние психологические проявления
характера в соотношении с выполняемыми
действиями.
Одаренность не связана с саморазвитием
человека. Это то, что изначально дано
для максимального использования. Но,
тем не менее, одаренность может проявляться
напрямую в работе и в скрытой форме.
Существуют также различные
виды одаренности.
- Художественная одаренность
Представленный вид одаренности
может развиваться в специальных школах,
студиях. Данная одаренность подразумевает
высокую степень развития внутренних
качеств в области творчества (музыке,
живописи, скульптуре)
- Общая интеллектуальная
и академическая одаренность
Дети с данной одаренностью
быстро овладевают основными фундаментальными
понятиями, легко выучивают и запоминают
информацию. Они также могут преуспевать
одновременно во многих областях знаний.
Говоря об академической одаренности,
то она проявляется в усвоении человеком
лишь отдельных предметов. [3]
- Выделение данного вида одарённости является спорным, так как многие психологи считают, что способность творческого подхода к деятельности является неотъемлемой частью других видов одаренности.
Талант
Понятие таланта определяют
гораздо легче, чем понятие одаренности.
Талант – высокий уровень способностей
человека к определенной деятельности.
Это сочетание способностей, которые дают
человеку возможность успешно, самостоятельно
и оригинально выполнить определенную
сложную трудовую деятельность [4].
Если рассматривать талант
с точки зрения определения, то можно сказать,
что это, прежде всего, максимальное развитие
именно специальных способностей. Проявление
способностей в сфере использования таланта
можно охарактеризовать как максимальную
степень возможности создания чего-то
нового, общественно-значимого.
Первые и основополагающие
признаки таланта проявляются уже в детском
возрасте, например, в музыке, рисовании,
математике и другом. Но это совсем
не обязательно Талан также может проявиться
и позже. Его формирование в значительной
степени зависит от таких факторов, как
исторические условия жизни и социальное
окружение. Также важным условием является
направленность той деятельности, которой
занимается индивид.
Талант не обязательно относится
к какой-то творческой деятельности. Он
может проявиться в любой сфере человеческой
жизни. Для его развития имеют значение
такие качества у человека как трудолюбие
и стремление к саморазвитию, ведь талант
нуждается в постоянном совершенствовании.
Талант-это также совокупность
способностей, но у каждого человека она
абсолютно индивидуальна, следовательно,
и талант неповторим. [5]
Особенностью таланта является
то, что он может достигнуть максимального
развития. Так максимальная продуктивность
у талантливых личностей в науке, например,
проявляется в 35-40 лет, а в поэзии в 24-30.
[6]
- Суть моей работы заключается
в том, чтобы показать различия между данными
понятиями. Так талант и гениальность
различаются оригинальностью того, что
они производят в процессе деятельности.
Талант дает возможность произвести что-то
высокого качественного потенциала, но,
при этом, то, что уже было достигнуто ранее.
Гениальность же, в свою очередь, предполагает создание чего-то принципиально нового, того, что не похоже на то, что было ранее и что при этом несет за собой глубокий смысл и направленность на достижение полезного результата. Гениальность характеризует высокий уровень одаренности. Но эта одаренность также у каждого индивидуальна, следовательно и гениальность будет проявляться по-особенному.
Гениальность
Как уже было сказано ранее,
гениальность сосредотачивает в себе
высокий уровень одаренности. Это может
являться причиной того, что ее считают
наивысшей степенью развития способностей,
проявляющихся в творческой деятельности,
результаты которой имеют значение для
общества, истории и самого индивида.
Гениальность отличается от талантливости
тем, что задачей ее применения является
достижение практически-полезного результата,
а не собственного удовлетворения в духовном
и физическом плане.
Гениальность проявляется как
сугубо индивидуальный набор способностей.
Такие были у М. Ломоносова, Н. Бородина,
Т. Шевченко и многих других известных
ученых. Гениальность, как правило, это
не развитие способностей в одной сфере,
а совокупность ряда умений во многих
областях деятельности. Но при этом какая-то
одна сторона развита в большей степени
и является доминирующей.
Считается, что гениальность
является врожденным даром. Но, говоря
откровенно, все зависит от степени развития
способностей. Для их развития нужны определенные
исторические и социальные условия, персональная
активность личности и стремление к постижению
нового.
За всю историю развития человечества
было множества случаев, когда гениальность
принималась за помешательство или сумасшествие.
Это происходило по ряду причин:
- Люди не были готовы к чему-то
новому
- Информация, которую предлагали
гении, часто заставляла задуматься о
том, о чем не хотели думать люди
- Окружающие завидовали идеям
гениальных людей, тем самым стремясь
уничтожить конкурентов.
Так, в рассмотрении данной
темы можно говорить о сходстве гениев
с помешанными.
4.1Сходство гениев
с помешанными
По мнению ученых, главным отличием
гения от сумасшедшего является то, что
он может творить и направлять свои качества
на пользу общества. Как говорил Н. А. Бердяев
«Гений- человек одержимый, но он творец…».
С первого взгляда, можно сказать,
что данное высказывание нелепо и оскорбительно
по отношению к гениальным и одаренным
людям. Но можно рассмотреть общие черты
сумасшедших и гениальных.
Во-первых, такие люди, как и
помешанные, в большинстве случаев остаются
одинокими по жизни. Их не интересуют семейные
обязанности и построение любовных и дружеских
отношений. Микеланджело, например, всегда
говорил: «Мое искусство заменяет мне
жену»
Во-вторых, если рассмотреть
случаи проявления сумасшествия и гениальности,
то причины их возникновения зачастую
схожи. Либо врожденное качество, либо
она проявляется из-за нарушения физического
равновесия организма, вследствие каких-либо
травм, психологических потрясений или
болезней. Вико в младенчестве упал с высокой
лестницы и раздробил себе часть черепа.
Опираясь на эту информацию,
можно сделать вывод о том, как гениальность
отличается от таланта: она может проявиться
в любой момент жизни и является чем-то
бессознательным и неожиданным для субъекта.
Еще одно различие талантливого
человека от гениального в том, что он
знает к какой цели движется и как он это
делает. Гений же приходит к открытию без
полного осознания своих действий, делая
то, что велят ему мысли, не анализируя
при этом каждый свой шаг. [7]
В кругах гениальных людей чаще
используется понимание вдохновения в
том смысле, под которым его видят обычные
люди. Именно гении говорят, что свои открытия
они делали при приходе вдохновения,
а при этом они испытывали лихорадочное
состояние, во время которого рождаются
неповторимые мысли и идеи.[7]
Таким образом, можно сказать,
что гениальные открытия совершаются
посредством чувственной организации
работы человека, а не при помощи анализа
или долгих мыслительных процессов. Их
идеи рождаются бессознательно, как и
необдуманные поступки помешанных.
Порой этой же бессознательностью
можно объяснить непоколебимость убеждений
как гения, так и сумасшедшего. Они имеют
свою точку зрения, опровержение которой
не примут ни в каком случае. Но происходит
это не потому, что они глупы, а потому,
что она их устраивает на подсознательном
уровне.
Следует еще прибавить, что
вдохновение, экстаз всегда переходят
в настоящие галлюцинации, потому что
человек видит предметы, существующие
лишь в его воображении. Так Баль рассказывает
о сыне Рейнолдса, что он мог делать до
трехсот портретов в год, так как ему было
достаточно посмотреть на кого-нибудь
в продолжение получаса, пока он набрасывал
эскиз, чтобы потом уже это лицо постоянно
было перед ним, как живое. Лютер слышал
от сатаны аргументы, которых раньше он
не мог придумать сам.