Определение внимания. Свойства внимания, его функция и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Важная роль внимания не означает, однако, что оно обеспечивает ясное отражение (восприятие, представление, понимание) того, что является его объектом. Прислушиваясь, хотя бы и очень внимательно, к долетающим издали звукам речи, можно не разобрать слов, которые произносятся. Однако слышатся они и распознаются в этих случаях (при наличии внимания к ним), все же лучше, чем тогда, когда внимание к ним отсутствует, сосредоточенно на чем-то другом. Внимание обеспечивает лишь относительно большую ясность отражения того, что является его объектом, но и это имеет огромное значение для успеха выполняемой деятельности. В современной психологии используется следующее общее определение внимания: внимание - процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. В исследованиях внимания рассматриваются четыре главных аспекта: пропускная способность и избирательность внимания, уровень возбуждения, управление вниманием и сознание. Многие современные теории внимания исходят из того, что наблюдателя всегда окружает множество признаков

Содержание

Глава 1. Природа внимания…………………………………………………………………….3
Глава 2. Свойства внимания…………………………………………………………………....5
Глава 3.Функции внимания…………………………………………………………………….8
Глава 4. Основные виды внимания……………………………………………………………10
4.1. Непроизвольное внимание………………………………………………….…………….10
4.2. Произвольное внимание……………………………………………….………………….11
Список использованной литературы ………………………………………………….….….13

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. работа по психологии.docx

— 41.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

Филиал ФГБОУ ВПО  «Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет» в г. Вологде

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

Контрольная работа № 25 по дисциплине

«Психология и педагогика»

 

на тему «Определение внимания. Свойства внимания, его функция и  виды»

 

 

Выполнила               Акатова     Инна      Владимировна

Фамилия И.О.

Студент   1   курса, заочное обучение          спец. 080100 (Экономика предприятий и организация здравоохранения)

Группа зв 12      № зачет. книжки 112/02-75

Подпись ________________________________________________________

Преподаватель ___________________________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность ______________________________________________________

уч. степень, уч. звание

 

Оценка ____________________

Дата ________________________________

 

Подпись _______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Вологда

2012

 

Содержание

 

 

Глава 1. Природа внимания…………………………………………………………………….3

Глава 2. Свойства внимания…………………………………………………………………....5

Глава 3.Функции внимания…………………………………………………………………….8

Глава 4. Основные виды внимания……………………………………………………………10

4.1. Непроизвольное внимание………………………………………………….…………….10

4.2. Произвольное внимание……………………………………………….………………….11

 Список использованной  литературы ………………………………………………….….….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Природа внимания

 

Важная  роль внимания не  означает,  однако, что оно обеспечивает ясное отражение (восприятие,  представление, понимание) того,  что является  его объектом. Прислушиваясь, хотя бы и  очень  внимательно,  к  долетающим издали звукам речи, можно не разобрать  слов, которые произносятся. Однако слышатся они и  распознаются  в  этих  случаях  (при наличии  внимания  к  ним), все же лучше, чем тогда,  когда  внимание к  ним отсутствует, сосредоточенно на чем-то  другом. Внимание обеспечивает лишь относительно большую ясность  отражения того, что является его  объектом, но  и это  имеет огромное  значение для  успеха выполняемой  деятельности. В современной психологии используется следующее общее определение внимания: внимание - процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной  информации, поступающей через  органы чувств, и  игнорирование другой. В исследованиях  внимания рассматриваются четыре главных аспекта: пропускная способность и избирательность внимания, уровень  возбуждения, управление  вниманием и сознание. Многие современные теории  внимания исходят  из  того, что наблюдателя  всегда  окружает множество признаков.  Возможности нашей нервной системы слишком ограничены, чтобы ощущать все  эти миллионы внешних  стимулов, но даже  если бы  все  они нами обнаруживались,  мозг не смог  бы их обработать, так как наша пропускная  способность обработки информации тоже ограничена. Наши  органы чувств, подобно другим средствам  связи, работают вполне  хорошо, если количество обрабатываемой информации находится в  пределах их возможностей; при перегрузке происходит сбой. В зарубежной психологии  активно проблемы внимания начали разрабатываться в 1958 году, когда Д. Бродбент написал в своей нашумевшей  книге “Восприятие и коммуникация”, что восприятие  есть результат работы системы обработки информации с ограниченной пропускной способностью. В теории Бродбента существенным  было представление, что мир содержит в себе  возможность получения гораздо большего количества ощущений, чем позволяют охватить перцептивные и когнитивные способности человека. Поэтому для того, чтобы справиться  с потоком поступающей информации, люди  избирательно направляют внимание только  на  некоторые признаки и  “отстраиваются” от остальных. Долгое время  считалось, что можно  уделять  внимание одному признаку только за счет другого. Если мы  попытаемся понять несколько сообщений одновременно, особенно однотипных, нам придется пожертвовать точностью. Наш повседневный опыт говорит нам, что мы больше уделяем внимания  одним признакам окружения, чем  другим, и что  те  признаки, на которые мы  обращаем  внимание, как правило, поступают в дальнейшую обработку, а те,  которые не удостаиваются его, могут не  подвергаться дальнейшей  обработке. Каким  признакам мы  уделяем внимание,  а  каким нет – это зависит от определенного  контроля за  ситуацией с нашей стороны и от нашего  долговременного опыта. Во всех случаях  механизм  внимания переключается  на одни  стимулы, предпочитая их другим,  хотя  из последних не  все обязательно  полностью исключаются из внимания: они могут отслеживаться, и  отфильтровываться. Тот факт, что  наше внимание  действует избирательно, имеет несколько  объяснений. Во-первых,  наша способность к обработке информации ограничена “пропускной способностью канала”. Во-вторых, мы можем в какой-то степени  управлять тем, на что обратить наше внимание.  Если  два персонажа  говорят  одновременно, мы можем  выбирать, к  кому из них прислушиваться. В-третьих, восприятие событий связано с  нашим “уровнем  возбуждения”, который, в  свою  очередь, связан с нашим интересом. Наконец, то, на что вы обращаете внимание, есть часть вашего сознательного опыта. Эти  четыре темы составляют “активный центр” исследований  внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической  деятельности субъекта на каком-либо объекте  восприятия. Внимание – это ориентировочная  реакция, которая даёт возможность  настроить органы чувств на восприятие какого-либо объекта. Окружающий мир  поражает своим многообразием и  сложностью явлений. Внимание фиксирует: а) повторяющиеся явления; б) отличающиеся новизной; в) сложностью или интенсивностью объекта; г) возможной значимостью  его для обеспечения жизнедеятельности  и самореализации.

Внимание – это способ концентрации восприятия на каком-либо объекте. Выбор объекта осуществляется исходя из потребностей человека, определяемых его индивидуальной программой. Голодный человек, идя по незнакомому городу, легче всего будет замечать вывески  ресторанов. Сексуально озабоченный  человек скорее обратит внимание на вещи, ассоциируемые с сексом. Страстный любитель машин, скорее всего, отметит какую-нибудь деталь кузова, чем человек, для которого машина лишь средство передвижения. Объект внимания определяется предрасположенностью восприятия, которая определяется спецификой физиологии человека и специализацией его сенсорных  процессов. Когда человек с особенным  вниманием и интересом воспринимает действующий стимул, весь его организм активируется: ритм сердца учащается, сосуды расширяются, появляется лёгкая краснота, на коже выступает немного  пота, зрачки глаз увеличиваются. Опыты  показывают, что внимание в значительной степени корректируется индивидуальной программой. Так, например, при показе фотографий, на которых были представлены маленькие дети, матери с младенцами, обнажённые мужчины и женщины, а  также пейзажи испытуемые обоих  полов показали, что у мужчин при  рассмотрении фотографий обнажённых женщин значительно расширялись зрачки глаз, у женщин зрачки расширялись  при виде фотографий матерей с  детьми а также обнажённых мужчин и младенцев. Таким образом внешне можно определить направленность внимания на какой-либо объект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Свойства внимания

 

Изучая внимание, ученые выделили следующие феномены, определенные ими как свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.

Объем внимания. Число поступающих  сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в  центре ясного сознания, приобретая для  субъекта доминирующий характер, носит  название объема внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем  внимания и тем более эффективной  будет выполняемая деятельность. Объем внимания является изменчивой величиной. Он зависит от того, насколько  связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать  материал.

Различают два вида объема внимания – при одновременном  или последовательном получении  материала. В первом случае под объемом  понимается максимальное количество объектов, которые можно удержать в поле ясного сознания за мгновение времени  при одновременном его предъявлении. Обычно здесь называется, известная  по успешности работы памяти и восприятия, магическая формула 7±2 предмета, элемента. Во втором случае надо проявлять внимание к предметам, явлениям, поступающим  последовательно с интервалом в  1–2 с. Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает человек в единицу времени, и, следов, у него возникает более богатая сенсорная база для ее логической переработки.

Устойчивость внимания – это его временная характеристика. Устойчивость - та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. Устойчивость внимания может зависеть от деятельности работы нервной системы, тогда имеет место колебание внимания. Колебание – это тот циклический характер процесса, при котором определенные содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его. Периоды непроизвольных колебаний (по Н.Н.Ланге) равны 2-3 сек., доходя, максимально, до 12 сек. Если прислушаться к тиканью часов и попытаться сосредоточиться на нем, то человек буде то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур – в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура, а остальные в этот момент становятся фоном.

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность  раскрыть в предмете, на котором  оно сосредоточено, новые стороны  и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности  на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, и внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-то предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

Устойчивость внимания зависит  от целого ряда условий.

 К их числу, в  первую очередь, относятся: особенности  материала, с которым работает  человек, степень его трудности,  его знакомость для человека, отношение к этому материалу со стороны субъекта внимания, а также индивидуальные особенности личности.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная  умственная работа была бы невозможна. Одновременно, само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и  создает условия для устойчивости внимания.

Свойство, противоположное  устойчивости, называется отвлекаемостью. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта  на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней  и внутренней. Внешняя отвлекаемость  возникает под влиянием внешних  раздражителей; при этом произвольное внимание становиться непроизвольным.

Более всего отвлекают  предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.

Внутренняя отвлекаемость  внимания возникает под влиянием сильных переживаний, из-за отсутствия интереса, или чувства ответственности  за дело, которым занят в данный момент человек.

Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях  при отвлечении от всего остального. Это степень или интенсивность  нашего сосредоточения на предмете внимания. Она представляет собой основной показатель выраженности внимания, тот  фокус, в котором собрана наша психическая деятельность. В этом случае посторонние раздражители не могут отвлечь субъекта от той  деятельности, того предмета, которым  он поглощен. Концентрация внимания зависит  от возраста и опыта работы, от состояния  нервной системы. Она отличается высокой степенью интенсивности, что  делает ее необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов  деятельности. Показателем сосредоточенности, или концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая  определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.

Противоположностью сосредоточенности  является рассеянность. Рассеянностью  называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно  окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной  мысли или внутреннем образе. Мнимая рассеянность – результат большой  сосредоточенности и суженности внешнего внимания. Рассеянность такого вида, как следствие внутренней сосредоточенности, не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже для адаптации человека к окружающему миру подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчивое, легко отвлекаемое.

 

Переключение внимания –  представляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта  на другой. Оно может происходить  произвольно и непроизвольно. Непроизвольная переключаемость внимания может  свидетельствовать о его неустойчивости. Произвольное переключение внимания означает сознательное, осмысленное перемещение  внимания с одного объекта на другой под влиянием изменения задач  познания и внешних условий протекания деятельности.

В целом переключаемость  внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит  от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, отношение  субъекта к каждой из этих деятельностей. Чем интереснее деятельность, тем  легче на нее переключиться, и  наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых  качеств.

Распределение внимания –  намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с  ними. Это субъективно переживаемая способность человека удерживать в  центре внимания определенное число  разнородных предметов. Именно эта  способность позволяет совершать  сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные  способности Юлия Цезаря, который, по описаниям современников, мог делать одновременно семь не связанных между собой дел.Однако, как показывает практика, человек способен обычно выполнить только один вид сложной сознательной деятельности. Иногда, правда, человек выполняет два вида деятельности равной сложности. Ученые при этом утверждают, что успех определяется тем, насколько один из видов деятельности автоматизирован и не требует осознанного внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельностей невозможно. Поэтому очень часто высказывается предположение, что у человека имеет место субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких видов деятельности. На самом деле происходит быстрое последовательное переключение с одной деятельности на другую. По поводу существования распределения и переключения внимания как самостоятельных характеристик существуют противоречивые теоретические и экспериментальные данные. Так, Вильгельм Вундт еще в своих ранних экспериментальных работах доказывал, что человек не может одновременно сосредоточить внимание на двух одномоментно предъявляемых раздражителях. Для этого эксперимента он использовал так называемый «компенсационный аппарат», в котором находились стрелка и звонок.

Информация о работе Определение внимания. Свойства внимания, его функция и виды