Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 23:44, реферат
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волен обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волен обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Всем
важно понять, что хотят, что могут
окружающие нас люди, как ориентироваться
в особенностях личности, мотивах
поведения, памяти и мышления, характера
и темперамента. Не имея таких ориентиров
в сложных процессах
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
Место
психологии в системе
наук. В истории науки существовало
много точек зрения на место психологии
в системе наук. Ее определяли то как естественную,
то как общественную, то как смешанную
биосоциальную и социобиологическую науку.
Говорили даже о существовании двух психологий:
описательной и объяснительной.
Психология возникла
много веков назад в недрах
философии как ее составная часть.
По происхождению и основным понятиям
психология тесно связана с философией.
Некоторые разделы философии, например,
теория познания,изучает закономерности
процесса познания и основные его этапы
(чувственное и логическое познание), связанные
с психическими процессами. Этика как
учение о нравственности, научном понимании
добра и зла опирается на знания о личности,
об эмоциях и чувствах. Эстетика — учение
о прекрасном, его объективных законах
и субъективных факторах, которые заключаются
не только в искусстве, но и в природе,
человеке, тесно связана с психологией
личности. Более того, основной вопрос
философии о том, что первично — материя
или сознание — по своему существу является
также психологическим.
Психология тесно
связана с педагогическими
По методу и основному
аппарату знаний психология — естественная
наука (Ананьев). Познание человека определяют
в зависимости от того, что такое
сам человек. Человек — высший
организм, верхний уровень и продукт
биологической эволюции. Поэтому
в познании человека психология тесно
связана с естественными
Биологическая эволюция
привела человека к высшей ступени
развития, когда решающим фактором
его развития становится общество.
Именно жизнь человека в обществе
определяет развитие сознания человека.
Это убедительно доказывают примеры
так называемых «диких» детей, воспитанных
животными и не имеющих существенных
признаков человеческого
Специфика психологии
определяется тем, что она изучает
человека не как исторический или
биологический вид, она изучает
человека как личность. Главной задачей
психологии является целостное знание
о человеке.В решении этой задачи встречаются
естественные и общественные науки. Герцен
писал: «Психология — это последнее звено
природы и первое звено истории».
Психология в системе современного человекознания занимает промежуточное положение, находясь, по словам Константинова, «ровно посередине между естествознанием и обществознанием». Такое положение психологии делает ее связующим звеном между этими науками, делает ее наукой, которую, согласно точке зрения Пиаже, можно рассматривать не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник их развития. Синтезируя достижения общественных, естественных и технических наук, психология выступает в роли одной из узловых научных дисциплин, разрабатывающих проблемы человека.