Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:19, доклад
Первое из них в том, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение по мысли В. Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. В этой связи нельзя согласиться с К. К. Платоновым, упрекающим В. Н. Мясищева в том, что он вывел за пределы структуры личности направленность, темперамент и эмоциональность.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ И УСТАНОВКУ
1)КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА:
Анализируя взгляды В. Н. Мясищева на личность следует подчеркнуть, по меньшей мере, два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.
Первое из них в том,
что он стал первым, кто в открытой
форме поставил вопрос о структуре
личности. «Структурная характеристика
освещает нам человека со стороны
его целостности или
Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А. Ф. Ла-зурского. Развивая его идеи об отношении личности В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение.
Отношение личности – это
активная, сознательная, интегральная,
избирательная основанная на опыте
связь личности с различными сторонами
действительности. По мысли В. Н. Мясищева
отношение – это
Действительно, с момента
рождения человек вынужден вступать
именно в общественные отношения (сначала
с матерью – непосредственно-
Структура отношения. В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.
Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
Познавательный (оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.
Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.
Виды отношений. Прежде всего они разделяются на положительные и отрицательные как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок.
Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание на способ достижения этого предмета.
Эмоциональная сторона отношения выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств – неприязни, вражды, антипатии.
Познавательная или оценочная сторона проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.
О развитии отношений. Если
личность это система ее отношений,
то процесс развития личности обусловливается
ходом развития ее отношений. В. Н. Мясищев
указывает, что первоначальный период
возрастающей избирательности поведения
человека характеризуется
В дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.
В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.
В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.
Отношение и установка. Необходимость
сопоставления между собой этих
психологических понятий
И отношения, и установки
В. Н. Мясищев рассматривает в
качестве интегральных психических
образований, которые возникают
в процессе индивидуального опыта.
Установка бессознательна и потому
она безлична, а отношение сознательно,
«хотя, как подчеркивает В. Н. Мясищев,
мотивы или источники его могут
не осознаваться». Другое отличие отношения
от установки заключается в том,
отношение характеризуется
Таким образом, отношения
и установки это отличные друг
от друга психические образования.
Поскольку понятие отношения
несводимо к другим психологическим
категориям (установке, потребностям,
мотивам, интересам и т. д.) и не
разложимо на другие, оно представляет
самостоятельный класс
2)КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н.
Совершенно особое место в советской психологической науке занимал этот ученый – автор оригинальной теории установки. Получив высшее образование в
Германии, занимаясь у В. Вундта, И. Фолькета и др., он защищает в 1909 г. докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева и
его теория познания», после чего возвращается в Грузию.
Стержневым предметом
исследований Д. Н. Узнадзе на кафедре
психологии и в лаборатории
экспериментальная психология установки. Результаты исследований были опубликованы в обобщающей работе «Экспериментальные основы психологии
установки», вышедшей накануне его смерти в 1949г.
Экспериментально изучая различного рода иллюзии, Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что решающая роль в их возникновении принадлежит так называемой
установке. Он подчеркивал, что установка это «целостное состояние субъекта», его целостная направленность в определенную сторону, на определенную
активность.
Согласно концепции Узнадзе
в случае «наличия какой-нибудь потребности
и ситуации ее удовлетворения в субъекте
возникает специфическое
удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и
избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.
По мнению Д. Н. Узнадзе
установка регулирует поведение
на двух уровнях регуляции психической
активности: бессознательном и
на бессознательном или
импульсивном уровне осуществляется на
основе импульсивной (моментной) установки
практического поведения
состояния индивида, которое
возникает под действием
поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.
На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе назвал объективацией. Необходимость в ней
возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о
дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению». Иными словами,
возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка
теоретического поведения или установка познания, которая составляет основу теоретической, познавательной деятельности субъекта.
Ш. А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил еще один – социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае
источником социального поведения личности, являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных
потребностей и воображенного
приемлемого поведения. Социальные
установки фиксируются в
автопортрете».
Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе – А. С.
Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование
личности целостный и динамический подход.
Информация о работе Определение личности через отношение и установку