Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:39, реферат
Особенностимежличностныхотношенийучитель -ученик - ученик внутри школы, часто порождают систему различных деструктивных конфликтов-от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. Таким образом, тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом различных проявлений агрессивности, жестокости, как в детской субкультуре, так и в семье.
Организация индивидуальной работы с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением.
Особенности межличностных отношений учитель - ученик - ученик внутри школы, часто порождают систему различных деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. Таким образом, тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом различных проявлений агрессивности, жестокости, как в детской субкультуре, так и в семье. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовную опустошенность детей, влекущую за собой жестокость и агрессивность.
Такие ученные как Э. Фромм, А. Басс, Л. Берковец, С. Фешбах, В. Зельман, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Адлер, Ф. Перлз, К. Лоренц и др., исследуя агрессию, имеют разные точки зрения. Большинство из них склоняются к тому, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1, c.10].
Агрессивное поведение детей – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, психолого-педагогическая проблема.
Естественно, к агрессии мы относимся негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем, это не совсем правильно. Хотелось бы отметить, что агрессия – естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология.
А. Басс выделил следующие виды агрессии:
- физическая;
- вербальная;
- косвенная [2,с.6].
Русский психолог Д. Хорсанд выделяет причины детской агрессии:
- семейные (неприятие детей родителями, безразличие или враждебность со стороны родителей, разрушение эмоциональных связей в семье и др.)
- личные (неуверенность в собственной безопасности, личный отрицательный опыт, эмоциональную нестабильность и др.)
- ситуативные (плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания и др.)
- социально-биологические и др. [4].
Исследования Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают следственные признаки детской агрессии:
- депрессия;
-низкая самооценка;
- нежелание ходить в школу и т.д.
Коррекционная работа с детьми является важным этапом в общей цепочке помощи с агрессивным поведением детей:
В процессе индивидуализации обучения педагог может:
- изучить причины возникновения агрессивных особенностей;
- оказать психологическую помощь в коррекции индивидуальных проблем;
- ознакомить учащихся с правилами и нормами коррекционной работы;
- повысить мотивацию учащихся к внутренним изменениям;
- осуществлять коррекцию поведения и т.д
Наиболее эффективными методами диагностики агрессивности младших школьников являются проективные (в основном рисуночные) методики.
Так же одним из результативных методов является наблюдение.
Например, в работе с младшими школьниками В. Прейер предпочтение отдавал наблюдению. Связано это, прежде всего с тем, что при работе с детьми начальной школы использование других методов затруднено по целому ряду причин, обусловленных, прежде всего, уровнем психического развития детей этого возраста.
Средствами коррекции агрессивного поведения являются песочницы. Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считают, что песочница обладает большими возможностями. Например, для детей, игра с песком - это способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Существуют и другие методы диагностики агрессивного поведения [3,с.141].
Целями этих диагностик являются оценка состояния ситуативной тревожности, выявление личностных особенностей ребенка. Наблюдение позволяет выделить несколько групп учащихся в зависимости от их психических особенностей и поведения - уравновешенные, заторможенные и возбудимые.
В целях коррекции агрессивного поведения можно применить такие методы и приемы как: имитационные игры; социально-поведенческий тренинг; психогимнастика; чтение (слушание аудиокниг) и обсуждение художественных произведений; просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; дискуссия; диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме; обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке [5, с.6].
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная работа с агрессивным ребенком важный этап в становлении личности. Младший школьный возраст подобен фундаменту. И чем прочнее он будет, тем крепче потом ребенок будет стоять на ногах. Возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разно уровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей ребенка, условия и скорость его социального развития элемент того, на сколько успешно протекает процесс социализации ребенка, а вместе с тем и интеграция в общество.
Список литературы
1.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебник: Г.Э. Бреслав —СПб.: Речь,2007.- 144 с.- ISBN 5-9268-0317-9.
2.Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция : учебник: А. Г.Долгова.- М.:Генезис, 2009.- 216с.- ISBN 978-5-98563-183-8.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко,Т. М. Игры в сказкотерапии: учебник: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко.— СПб., Речь, 2006. 208 с.- ISBN: 5-9268-0410-8.
4.Хорсанд, Д.В. Ребенок бывает кусачий… Маленькие подсказки для родителей: учебник: Д.В. Хорсанд. - М.: АСТ; Спб.: Сова, 2008. - 138 с.- ISBN 5-17-034097
5. Коррекция агрессивного поведения у детей : опыт работы реабилитационного центра для детей и подростков «Надежда» : метод. пособие / Томская обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, отд. орг. обслуживания инвалидов по зрению ; Центр мед. профилактики ; [ред.-оформ. З.В. Мельчикова ; отв. за выпуск Л.Г. Сакиева]. – Томск, 2012. – 35 с.